Игровые технологии на уроках английского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – концептуальный анализ игры и игровой деятельности учащихся и научное обоснование эффективности применения игровых технологий в процессе преподавания иностранных языков.

В связи с целью были определены следующие задачи исследования:

- изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;

- изучить существующие в практике обучения иностранному языку виды и типы упражнений с использованием различных игровых технологий;

- классифицировать игровые приемы обучения английскому языку согласно принципам их организации и дать определение ролевой игре;

- экспериментально проверить эффективность применения игровых технологий в процессе преподавания иностранных языков;

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 82.08 Кб (Скачать)

Введение 

     Актуальность  исследования. Последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к английскому языку. Он признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности. Самой главной задачей учителя является повышение мотивации к изучению английского языка.

     В наши дни учителя пересматривают арсенал воздействия на умы, волю, эмоции учащихся с целью их введения в богатый мир культуры и традиций страны изучаемого языка. Пересматриваются пути и способы формирования всех видов речевой деятельности: чтения, говорения, аудирования, письма. Активизации учебного процесса, стимуляции познавательной деятельности способствует внедрение в процесс обучения, наряду с традиционными занятиями,  игровых технологий.

     Причина столь повышенного в настоящее  время интереса к различного рода играм – это, в первую очередь, отход от традиционных форм и методов обучения. Следует также отметить, что при сохранении достаточно высокой мотивации возникает снижение познавательного интереса к изучению иностранного языка. Данное явление происходит в связи с тем, что учащиеся сталкиваются с некоторыми трудностями, которые кажутся им непреодолимыми. Игровая же деятельность, являясь одним из методов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность, позволяет использовать все уровни усвоения знаний. Следовательно, не случаен интерес к использованию на уроках иностранного языка игровых технологий.

     Проблемы  стимулирования и мотивации к  изучению иностранного языка с  использованием занимательных материалов и игровых  приемов обучения представлены в  научных исследованиях многих  ученых (И.Л. Бим, С.Т.Занько, С.С. Полат, Е.И. Пассов и др.). В практике преподавания иностранных языков используются многочисленные учебные пособия, методические разработки, материалы к проведению разнообразных игр с использованием материала иностранного языка.

     Однако, несмотря на то, что технология игрового обучения достаточно изучена, в практике школы она используется не достаточно активно.

     Вот почему проблема использования игровых  технологий в практике обучения рассматривается  нами как актуальная, требующая анализа.

     Цель  исследования – концептуальный анализ игры и игровой деятельности учащихся и научное обоснование эффективности применения игровых технологий в процессе преподавания иностранных языков.

     В связи с целью были определены  следующие задачи исследования:

     - изучить и проанализировать научно-методическую  литературу по теме исследования;

     - изучить существующие в практике обучения иностранному языку виды и типы упражнений с использованием различных игровых технологий;

     - классифицировать игровые приемы  обучения английскому языку согласно принципам их организации и дать определение ролевой игре;

     - экспериментально проверить эффективность  применения игровых технологий  в процессе преподавания иностранных  языков;

     Предмет исследования – игровые технологии, как один из методов, способствующих формированию познавательного  интереса школьников при обучении иностранного языка.

     Объект  исследования – игровые технологии в процессе преподавания иностранных языков.

     Материалом  исследования являются основные положения работ ученых в области:

     - психологии (Д.Б. Эльконина, В.С.  Мухиной);

     - психолингвистики (Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина и др.);

     - педагогики (лингводидактики (Н.Д.  Гальсковой, А.А. Деркача); методики преподавания иностранного языка (И.Л. Бим, И.А. Зимней, А.Н, Утехиной, А.Н. Леонтьева).

     Научная значимость исследования: дано научное обоснование использованию игрового подхода на уроках иностранного языка; конкретизировано понятие «ролевые игры» применительно к обучению школьников; отобран дидактический материал для обучения учащихся школы с использованием игровых технологий.

     Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

     Во  введении обосновывается актуальность избранной темы, определяются объект, предмет, цель, задачи; формулируется рабочая гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.

     В первой главе «Игровые технологии как условие создания мотивационной основы обучения иностранного языка» описан психолого-педагогический и лингвистический аспект проблемы, теоретически обосновываются игровые способы и средства овладения учащимися иностранным языком.

     Во  второй главе «Ролевые игры в процессе преподавания иностранных языков» предложены игровые приемы, способствующие  формированию познавательного интереса к изучению иностранных языков.

     В заключении сформулированы выводы, сделанные на основе анализа и обобщения результатов исследования.

     Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в качестве основных подходов к решению проблемы выбраны личностно-ориентированный и личностный подход).

     Практическая  значимость исследования заключается в том, что:

     - результаты исследования могут  быть использованы в учебной  практике средней школы; 

     - выводы и материалы исследования  могут быть использованы при  разработке школьных программ, учебников  иностранного языка, методических пособий для учителей.

 

      Глава 1. Игровые технологии как условие создания мотивационной основы обучения иностранному языку 

     1.1. Анализ основ   игровой технологии  и игры 

     Повышение мотивации обучающихся к учебной  деятельности – один из актуальных вопросов дидактики. Реальным способом поддержания познавательных мотивов является «включение деятельности по овладению иностранным языком в деятельность, имеющую для учащихся определенной личностный смысл (игра, общение, труд, познание)». [1, с.18]

     Мотивация определяет значимость того, что познается  и усваивается обучающимися, их отношение  к учебной деятельности и ее результатам.

     Особенность иностранного языка, как предмета, заключается в том, что учебная деятельность подразумевает иноязычную речевую деятельность, то есть деятельность общения, в процессе которой формируются, помимо знаний, иноязычные речевые умения.

     Познавательные  мотивы обучающихся, содержащиеся в  самой учебной деятельности, придают этой деятельности личностный смысл. Источником познавательных мотивов является осознанная познавательная потребность обучающихся. Реальные потребности изучающих иностранный язык  связаны с желанием общаться на этом языке, выражать свое мнение, пользоваться языком устно и письменно, владеть им. Последнее приводит к необходимости продуманного подбора средств и приемов обучения иноязычной речевой деятельности для поддержания  мотивации. В этой связи использование игровых приемов обучения иноязычному общению приобретает особую значимость. [2, с.78]

     Проблема  использования игровых технологий в организации учебных занятий в дидактике освещена недостаточно и часто носит декларативный характер. Между тем, привлечение игры, как приема обучения есть действенный инструмент управления учебной деятельностью (деятельностью по овладению иноязычным общением), активизирующий мыслительную деятельность обучающихся, позволяющий сделать учебный процесс захватывающим и интересным.

     В качестве единицы организации учебного процесса мы рассматриваем ситуацию, в которой процесс усвоения языковых знаний по отношению к задачам речевого общения. Речевые ситуации придают общению естественный характер и отвечают реальным запросам и интересам изучающих иностранный язык.

     В психологической концепции игра определяется как деятельность, предмет  и мотив которой лежат в  самом процессе ее осуществления.

     По  мнению Д.Б. Эльконина, «человеческая  игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности» [1, с.25]

     В «Большой энциклопедии» игра рассматривается  как «занятие, не имеющее практической цели и служащее для развлечения  и забавы, а также применения на практике некоторых искусств (игра на сцене, игра на музыкальном инструменте)»[3, с.631]

     Наиболее  приемлемым для нас является определение, данное А. А. Деркачом, учебной называется игра, используемая в учебном процессе в  качестве задания, содержащая учебную (проблему, проблемную ситуацию), решение которой обеспечит достижение определенной учебной цели.[4, с.127]

     Следует отметить, что игровой метод далеко не новый. Возникшая еще в советской  системе образования теория воспитывающего обучения активизировала применение игр  в дидактике дошкольных систем.

     А. Н. Леонтьев в работе «Совершенствование методики обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе» определил игровую деятельность следующим образом: в ходе деятельности ребенка возникает «противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (то есть способов действия) – с другой.

     Это противоречие может разрешиться  у ребенка только в одном единственном типе деятельности, а именно в игровой  деятельности, в игре.»[5, с.15]

     На  ранних этапах развития общества понятие  игры в том смысле, как мы понимаем сейчас, не существовало. Дети в то время быстро взрослели, и «игрой» у них была конкретная деятельность, как у взрослых. Они делали, обучались всему, что делают взрослые, хотя у них неважно это получалось. Эта ситуация складывалась из-за простоты мира, науки, общества.

     С развитием науки и прогресса  возникла необходимость в серьезном  обучении, появились сложные отношения  между людьми, а, следовательно, и проблемы в развитии детей. Теперь, чтобы освоиться в этом мире, он прибегает к понятию роли, с помощью которой можно быть кем угодно, без опасения для жизни.

     В общественной практике последних лет, в науке понятие игры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, игра понимается, как общенаучная, серьезная категория. В России дидактическое значение игры доказывал еще К. Д. Ушинский.

     Из  раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных школ можно  выделить ряд общих положений:

     1. Игра выступает самостоятельным  видом развивающей деятельности детей разных возрастов.

     2. Игра детей есть самое свободная  форма их деятельности, которая  осознается, изучается окружающий  мир, открывается широкий простор  для личного творчества, активности  самопознания, самовыражения.

     3. Игра – первая ступень деятельности  ребенка, изначальная школа его  поведения, нормативная и равноправная  деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих  свои цели по мере взросления учащихся.

     4. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют.

     5. Игра – свобода самораскрытия,  саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.

     6. Игра – главная сфера общения  детей; в ней решаются проблемы  межличностных отношений, приобретается  опыт взаимоотношений людей.

     Игра  – мощный стимул к овладению иностранным  языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка. Использование игры и умение создавать речевые ситуации вызывают у обучающихся готовность, желание играть и общаться.

Информация о работе Игровые технологии на уроках английского языка