Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 17:52, курс лекций
Важную роль в проводимом государством курсе действий в отношении осуществления социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечении занятости, поддержки отраслей социальной сферы и т.д. играют финансы.
Прогноз экономического развития России на ближайшие годы определяет некоторые показатели, характеризующие, в свою очередь, жизненный уровень населения страны.
Разрабатывая финансовые планы, проекты бюджета, т.е. осуществляя финансовую политику, государство определяет параметры финансовых вложений (ассигнований) необходимых для решения социальных проблем, имеющихся в обществе. Именно государственное финансирование имеет ключевое значение для развития социальной сферы. Повышение его эффективности, обусловлено следующими мерами:
В доходы федерального бюджета зачисляются:
■ собственные налоговые доходы федерального бюджета, кроме тех, что передаются в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней;
■ полностью неналоговые доходы;
■ доходы субъектов Российской Федерации, централизуемые В федеральном бюджете для целевого финансирования централизованных мероприятий.
Регулирующими налогами признаются те федеральные, региональные или местные налоги, по которым в соответствии с действующим законом о федеральном бюджете устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты разных уровней на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года).
Регулирующие налоги являются важным инструментом межбюджетного регулирования — на их долю приходится значительный объем средств, передаваемых па региональный и местный уровень.
Право передачи регулирующих налогов на нижестоящий уровень принадлежит тому уровню власти, в чьей компетенции находится установление данного налога, или тому уровню, которому отчисления от этих налогов были переданы. Например, в отношении местных бюджетов решение о нормативах отчислений от регулирующих налогов в местные бюджеты принимается органом власти субъекта Российской Федерации.
В местные бюджеты полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, и or продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности.
В местный бюджет поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, установленным федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.
Решение о том, какие налоги разрешить собирать каждому уровню, должно основываться на принципах экономической эффективности, возможности их должного администрирования и справедливого распределения налогового бремени. Как правило, вышестоящие уровни наделяются более широкими полномочиями по сбору налогов, так что налогооблагаемые базы следует закреплять за самым низким уровнем, способным к их администрированию.
Россия является страной с четырехуровневой бюджетной системой, основу функционирования которой составляет бюджетный федерализм. Условием эффективного функционирования любой модели бюджетного федерализма является четкое разграничение расходных и доходных полномочий между всеми уровнями бюджетной системы и наделение соответствующих уровней власти достаточными для реализации этих полномочий фискальными функциями, с тем, чтобы обеспечить на всей территории страны определенный стандарт потребления государственных услуг. Разграничение бюджетных полномочий — это по существу основа управления государственными и муниципальными финансами, которые с точки зрения доходных полномочий требуют разработки системы критериев и схем закрепления доходов за определенным уровнем бюджетной системы
Современные тенденции развития доходов бюджетов разного уровня в Российской Федерации
Долгосрочный прогноз доходов бюджетов БС РФ характеризуется следующими особенностями:
Согласно долгосрочному прогнозу, доходы бюджетов БС РФ могут составить к 2020 г. 33,1% ВВП (с учетом доходов от инвестирования средств Резервного фонда), что в целом соответствует оценке на 2010 г. Нефтегазовые доходы федерального бюджета продолжат свое снижение после 2010 г., а после 2016 г. снизятся ниже уровня нефтегазового трансферта (3,7% ВВП), зафиксированного в БК РФ. Дополнительные доходы бюджетов БС РФ за счет улучшения качества администрирования и других мер по повышению собираемости налогом и сборов оцениваются и «инновационном» сценарии и 1,5—2,0% ВВП.