Финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 17:52, курс лекций

Описание работы

Важную роль в проводимом государством курсе действий в отношении осуществления социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечении занятости, поддержки отраслей социальной сферы и т.д. играют финансы.
Прогноз экономического развития России на ближайшие годы определяет некоторые показатели, характеризующие, в свою очередь, жизненный уровень населения страны.
Разрабатывая финансовые планы, проекты бюджета, т.е. осуществляя финансовую политику, государство определяет параметры финансовых вложений (ассигнований) необходимых для решения социальных проблем, имеющихся в обществе. Именно государственное финансирование имеет ключевое значение для развития социальной сферы. Повышение его эффективности, обусловлено следующими мерами:

Работа содержит 21 файл

Бюджетное регулирование.doc

— 21.00 Кб (Открыть, Скачать)

Бюджетное устройство и бюджетная система.doc

— 257.50 Кб (Открыть, Скачать)

Воздействие финансов на экономику и.rtf

— 60.98 Кб (Открыть, Скачать)

Государственные внебюджетные фонды.doc

— 285.00 Кб (Открыть, Скачать)

Государственные и муниципальные финансы.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

Западные макроэкономические теории государственных финансов. В основу регулирования государственных финансов должна быть заложена определенная финансовая концепция. В настоящее время различают две наиболее противоположные по формам реализации мировые концепции государственного финансового регулирования: монетаризм и кейнсианство.

Монетаризм является продолжением классической теории финансов, сформировавшейся в XVIII — начале XX в., которая исходила из предпосылки того, что экономика капиталистического государства — саморегулирующаяся система, а вмешательство государства в экономику не только не нужно, но даже вредно. Основываясь на постулате Ж. Б. Сея о том, что предложение порождает свой собственный спрос, классики утверждали, что доход, полученный от производства продукции, будучи израсходованным, порождает соответствующую величину общего спроса.

Современный монетаризм предусматривает проведение курса  на устойчивое увеличение денежного предложения под контролем центрального эмиссионного органа государства при максимальном ограничении государственного вмешательства в экономику. Уменьшение влияния государства должно осуществляться путем отказа государства от широкого использования прямых административных методов вмешательства в экономику, а также путем сокращения государственных расходов и снижения бюджетного дефицита. При снижении государственных расходов органы власти получают возможность пропорционально уменьшить доходы бюджета, поступающие прежде всего за счет налогового механизма, и обеспечить при этом сбалансированность государственного бюджета. В такой ситуации происходит замедление темпов инфляции, снижение покупательной способности населения, уменьшение темпов экономического роста.

Кейнсианство  исходит из необходимости осуществления государственного регулирования в экономике и оказания государственной поддержки проводимых в экономике преобразований. Согласно теории Дж. М. Кейнса воздействие государства на субъекты экономики подразделяется на фискальную, кредитно-денежную и комбинированную политику. Анализируя роль финансов в государственном регулировании экономики, кейнсианцы рассматривали налоги не столько как фискальный инструмент принудительного изъятия дохода, сколько как элемент регулирования  экономической политики, имеющий существенное стабилизационное значение. Кейнсианцы настаивают на необходимости увеличения государственных расходов и уменьшения налогов, а также проведения мягкой кредитно-денежной политики и увеличения денежной массы в обращении. Поступление доходов государства растет либо за счет повышения эффективности государственных расходов, либо за счет расширения налогооблагаемой базы и роста собираемости налогов ввиду снижения уклонения от их уплаты.

Безусловно, в  чистом виде в государственном регулировании финансов не применяется ни одна из вышеперечисленных теорий. Кроме того, попытки использовать какую-либо теорию макрорегулирования в отрыве от конкретных экономических условий обречены на провал. Формы государственного регулирования финансов выбирает руководство государства, этот процесс особенно труден в условиях структурных реформ и борьбы с кризисными явлениями в экономике. Данный выбор должен осуществляться на основе глубокого анализа предыдущего опыта и обязательно с учетом конкретных условий текущего этапа экономического развития отдельной страны, а также в соответствии с общемировыми тенденциями.

 

 

3. На государство возлагается обязанность организации на должном уровне оборота первичных финансовых ресурсов — денежной системы в целом и денежного обращения в частности. Под организацией здесь понимается деятельность органов государственного управления по планированию, регулированию денежной массы (предложения первичных финансовых ресурсов) и контролю за ней в экономике путем организации денежного оборота, определения масштаба цен, видов денег и денежных знаков, порядка эмиссии денег, методов регулирования денежного обращения, планирования денежной массы (денежных агрегатов), регулирования внутреннего денежного оборота и кредитно-валютного регулирования, денежного и валютного контроля. Названная финансовая деятельность государства обеспечивает создание общих условий для функционирования всей системы финансов и всего воспроизводственного процесса в целом. Выполнение деньгами своих функций вызывает их движение. Движение первичных финансовых ресурсов в частноправовой и публично-правовой формах порождает финансовые ресурсы.

Публичные (государственные и муниципальные) финансовые ресурсы  - денежные средства, совершающие свое движение в публично-правовой форме. Иначе говоря, это денежные средства, аккумулируемые органы  публичной (государственной и муниципальной) власти в виде налоговых и неналоговых доходов и поступлений и используемые для целей производства общественных благ (услуг) при выполнении властными структурами своих функциональных обязанностей в рамках установленных нормами публичного финансового права полномочий. Публичные финансовые ресурсы составляют централизованную часть финансовых ресурсов экономики и социальной сферы.

Источниками публичных финансовых ресурсов выступают: часть ВВП, на которую претендует государство как производитель общественных благ; часть национального богатства страны, которую государство при необходимости может продать (запасы золота, государственное имущество и т.п.); часть прибыли и других доходов, принадлежащих государству как собственнику, осуществляющему деятельность в качестве обычного рыночного субъекта; средства иностранных государств, международных финансовых и кредитных организаций, юридических и физических лиц, которые органы публичной власти могут привлечь в виде кредитов, займов, безвозмездных и безвозвратных перечислений.

По характеру источников формирования публичных финансовых ресурсов выделяют собственные, привлеченные и заемные ресурсы.

Собственными  финансовыми ресурсами являются:

  • налоговые поступления, зачисляемые в доходы бюджетов органов публичной власти всех уровней в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством;
  • неналоговые поступления, зачисляемые в доходы бюджетом органов публичной власти всех уровней в соответствии с бюджетным законодательством;
  • поступления, зачисляемые в доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • доходы, выступающие источниками формирования государственных финансовых резервов в соответствии с бюджетным 
    и иным законодательством.

Привлеченными публичными финансовыми ресурсами являются средства, получаемые бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений: межбюджетных трансфертов из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий; субвенций из фондов компенсаций и из местных бюджетов бюджетам других уровней; безвозмездных и безвозвратных перечислений от юридических и физических лиц, от правительств иностранных государств и международных организации и др. Согласно БК РФ, эти средства (за исключением субвенций из Федерального и региональных фондов компенсаций) относятся к собственным доходам соответствующих бюджетов, что, по меньшей мере спорно. Права органа публичной власти, получившего безвозмездные (безвозвратные) средства, как правило, ограничены определенными условиями. Их высокая доля в общих доходах усиливает финансовую зависимость нижестоящих бюджетов от вышестоящих. Поэтому такие финансовые ресурсы правильнее считать приравненными к собственным или привлеченным финансовыми ресурсами.

В качестве заемных финансовых ресурсов выступают: государственные и муниципальные займы (внешние и внутренние), кредиты, получаемые от  иностранных государств, международных финансовых организаций и кредитных организаций; бюджетные кредиты, получаемые бюджетами одних уровней от бюджетов других уровней. Заемные средства, фактически оформленные в виде кредитных соглашений (договоров) и размещенных займов, образуют долговые обязательства органов публичной власти. Кроме названных выше заемных средств к долговым обязательствам БК РФ относит договоры о предоставлении органами государственной власти гарантий и соглашения о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.

По уровням  публичной власти следует выделять государственные и муниципальные, федеральные, региональные и местные финансовые ресурсы. Они различаются по своему составу и структуре. Основная масса публичных финансовых ресурсов в современной России концентрируется на федеральном уровне. В структуре федеральных ресурсов преобладают налоговые доходы; на федеральном уровне формируется подавляющая часть государственных финансовых резервов. В структуре финансовых ресурсов чаще всего преобладают безвозмездные  и безвозвратные перечисления.

Использование публичных финансовых ресурсов осуществляется различными органами власти на цели производства и предоставления общественных благ в рамках расходных полномочий публично-правовых образований (прав, обязательств, вопросов ведения), установленных бюджетным законодательством. Конкретный перечень и группировка расходов бюджетов по их функциональной сущности и ведомственной принадлежности установлены в бюджетной классификации.

В процессе движения публичных финансовых ресурсов образуются и используются государственные и муниципальные денежные доходы. Формирование и использование публичных доходов составляет результат, мотив и цель движения публичных финансовых ресурсов. Этим процессы сопровождают все стадии воспроизводства общественных благ (услуг), обеспечивая доходными источниками всех его участников, способствуя достижению конечной цели — потреблению общественных благ в заданных параметрах по объему и качеству путем расходования доходов. Постоянный кругооборот публичных доходов и расходов обеспечивает непрерывность процесса воспроизводства общественных благ (услуг).

Образование и  использование публичных доходов  осуществляется в результате приведения в действие производных от денежного агрегата М1, финансовых механизмов и инструментов. К последним относятся как общий, так и специальный финансовый инструментарий. Общефинансовые инструменты и механизмы включают: цены и ценообразование, кредит, его элементы и способы заимствования (кредитования), виды расходов, ценные бумаги и другие инструменты финансового рынка, формы и методы оплаты труда и т.д. Этот инструментарий используется государством в случаях, когда оно выступает как обычный рыночный субъект хозяйствования с учетом специфики (характер собственности и управления, социальная направленность отдельных видов деятельности и общественных благ и т.д.). К специальным финансовым инструментам и механизмам публичных финансов относятся: налоги и элементы налогообложения, формы и методы бюджетного финансирования, межбюджетные трансферты, государственные (муниципальные) долговые обязательства и методы управления ими, бюджетный дефицит и способы его покрытия, государственное пенсионное и социальное обеспечение и страхование, социальные стандарты и нормы (нормативы), формы, виды и методы государственного финансового контроля и др.

Таким образом, публичные финансы опосредуют всю  совокупность денежных отношений, возникающих  в процессе организации оборота  первичных финансовых ресурсов, движения финансовых ресурсов в публично-правовой форме, образования и исполкомами на этой основе публичных доходов в результате приведения в действие общих и специальных финансовых инструментов и механизмом.

Основное  назначение государственных и муниципальных  финансов состоит в следующем:

  • решение социальных задач и функций государства и местного 
    самоуправления;
  • обеспечение стабилизации и роста национальной экономики, 
    которые на современном этапе достижимы при условии инновационного развития национальной экономики;
  • регулирование экономики в условиях риска и неопределенности;
  • обеспечение ликвидации различий в уровне социально-экономического развития территорий страны и др.

Особенности государственных и муниципальных  финансов.

  1. Формируются в процессе распределения ВВП, инструментом 
    аккумуляции выступают налоги и сборы различного уровня, неналоговые доходы и безвозмездные перечисления. При этом оценка мер, 
    направленных на получение дохода, требует анализа общей эффективности всей налоговой системы, поскольку налоговые доходы являются ведущими в консолидированном бюджете Российской Федерации. 
    Налоги должны взиматься без чрезмерного искажения рыночных механизмов или системы стимулов.
  2. Направляются на решение задач государства и местного самоуправления сообразно критериям эффективности и справедливости. 
    Критерий эффективности предусматривает экономическую отдачу 
    государственных расходов; справедливости — систему социальных 
    и экономических программ, направленных на выравнивание уровня 
    жизни территорий и разрыва в имущественном состоянии граждан.
  3. Предусматривается приемлемый дефицит (профицит) бюджетов, главным критерием которого является процентная ставка, позволяющая привлекать заемные средства. Если данная ставка не затрагивает существенным образом другие ставки финансовых рынков, то 
    дефицит бюджета считается приемлемым.
  4. Формируются как собственные доходы, так и система заимствований.

5. Предусматривается система заимствований как источник покрытия дефицита бюджетов разного уровня, которая содержит только долговые инструменты — кредиты разного направления и уровня, казначейские векселя, государственные и муниципальные краткосрочные и долгосрочные облигации.

6. Выполняют тройственную функцию на рынке долга — государство и местное самоуправление могут выступать на этом рынке как кредиторы, заемщики и гаранты.

Условия эффективного функционирования государственных и местных финансов.

Государственный и муниципальный кредит.doc

— 205.00 Кб (Открыть, Скачать)

Доходы бюджета.doc

— 82.50 Кб (Открыть, Скачать)

Исполнение бюджета.doc

— 125.50 Кб (Открыть, Скачать)

Использование финансов для решения социальных проблем.doc

— 30.50 Кб (Открыть, Скачать)

Нефтегазовые доходы бюджета.doc

— 43.00 Кб (Открыть, Скачать)

Расходы бюджета.doc

— 120.50 Кб (Открыть, Скачать)

Основы использования финансов в общественном воспроизводстве.doc

— 285.09 Кб (Открыть, Скачать)

Платежный баланс страны.rtf

— 142.51 Кб (Открыть, Скачать)

Роль финансов в развитии международного сотрудничества.doc

— 119.50 Кб (Открыть, Скачать)

Страхование.doc

— 595.00 Кб (Открыть, Скачать)

Сущность и функции финансов.doc

— 70.50 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовая политика.doc

— 161.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовая система Японии.doc

— 51.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовое обеспечение образования в РФ.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансовый контроль.doc

— 124.00 Кб (Открыть, Скачать)

Финансы организаций.doc

— 127.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Финансы