Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 19:51, шпаргалка
1. Цели, задачи, предмет, метод, объект, методика экономического анализа.
Экономический анализ – это наука, которая изучает принципы формирования и изменения результатов финансово-хозяйственной деятельности, что дает возможность рассмотреть сущность экономических процессов и оценить их результаты, количественно измерить влияние объективных и субъективных факторов, выявить повышение ресурсов отдачи, обосновать принятие оптимальных управленческих решений. Цель и задачи экономического анализа направлены на решение внутрихозяйственных задач, организацию для решения таких задач как увеличение результативности деятельности организации, повышение эффективности использования ее экономического потенциала: ресурсов, активов, капитала, доходов, расхода и прибыли для наращивания стоимости компании, повышения доходности акций акционеров
43. Анализ постоянных и переменных расходов организации. Расчет и оценка маржинальной прибыли, порога рентабельности и запаса финансовой прочности.
Концепция поведения затрат характеризует степень изменчивости затрат от изменения объема производства. По ней все затраты делятся на постоянные и переменные. Необходимые допущения для применения этой концепции:
Концепция маржинального дохода (суммы покрытия). Маржинальный доход (МД) равен разнице между выручкой (В) и переменными затратами на весь объем продукции (Zпер). кроме того, маржинальный доход может быть вычислен как сумма прибыли (П) и постоянных затрат (Zпост). Маржинальный доход на единицу изделия (md) рассчитывается как разница между ценой (p) и переменными затратами на единицу продукции (zпер).
Ставка маржинального дохода – доля маржинального дохода в цене единицы изделия:
.
Необходимые допущения для применения этой концепции:
Суть анализа безубыточности заключается в том, что он связывает затраты, объем продаж и цены.
Для нахождения точки безубыточности:
В – Zпер – Zпост = 0
Qкр * p – zпер * Qкр – Zпост = 0
(в штуках).
Qкр – критический объем продаж, порог рентабельности.
Этот метод возможен только если выпускается один вид изделия, т.е. p, zпер – единственные. Для нахождения точки безубыточности в денежных единицах (выручка в точке безубыточности) необходимо:
.
Для нескольких видов изделий используется средневзвешенная ставка маржинального дохода, которая может быть рассчитана как отношение общего маржинального дохода к общему объему выручки. Например, для двух изделий: .
Анализ затрат в системе маржинального дохода.
CVP-анализ (cost-volume-profit) основан на маржинальном подходе, который предусматривает определение той доли цены, которая должна покрыть постоянные затраты предприятия и принести соответствующую сумму прибыли. Данный вид анализа также называют анализом безубыточности и определения порога рентабельности.
Анализ безубыточности служит для поиска наиболее выгодных комбинаций между переменными затратами на единицу продукции, постоянными издержками, ценой и объемом продаж. Поэтому такой анализ невозможен без разделения издержек на постоянные и переменные.
CVP-анализ может быть применен для:
-сметного планирования;
-планирования объема продаж;
-принятия решений по установлению цены;
-оптимизации структуры затрат (соотношения пост. и перем.затрат).
Оценка величины издержек, объема производства и прибыли (CVP) представляет собой анализ соотношения между суммарными затратами, доходами и объемом производства предприятия.
Весь CVP-анализ основан на следующей формуле калькулирования по предельным затратам:
Прибыль = Продажи - Суммарные переменные затраты - Суммарные постоянные затраты.
Ценность вышеуказанной формулы заключается в том, что:
Способы CVP-анализа:
Графический способ основан на построении графиков безубыточности, которые показывают объем суммарных постоянных затрат, суммарных переменных затрат, общих затрат и совокупный доход для всех уровней продаж предприятия.
Аналитический способ оценки безубыточности условно можно разделить на три этапа.
Первый этап. Определение порога рентабельности (точки критического объема продаж, критической точки, точки пороговой прибыли, нулевой точки, точки безубыточности, break-even-point) — тот объем продаж, при котором у предприятия нет ни прибыли, ни убытка.
Порог рентабельности (в единицах продукции)= Суммарные постоянные расходы/ Маржинальный доход на единицу продукции
Порог рентабельности (в денежных единицах)= Суммарные постоянные расходы/ % маржинального дохода
Второй этап. Определение запаса финансовой прочности (зоны безопасности, предела безопасности) — разность между фактическим (или плановым) и безубыточным объемом продаж, соотнесенная с фактическим (или плановым) объемом продаж. Исчисляют в %.
Зона безопасности = Плановый или фактический объем продаж- Порог рентабельности/ Плановый или фактический объем продаж *100 .
Запас финансовой прочности показывает, насколько планируемый объем выше критического, при котором рентабельность равна нулю. При объеме реализации, равном нулю, предприятие получает убыток в размере постоянных затрат. Предел безопасности — сумма, на которую ожидаемые продажи могут снизиться до того, как достигнут точки безубыточности.
Третий этап. Оценка чувствительности объема продаж на изменение рыночных факторов. Оценка чувствительности предполагает ответ на вопрос: «А что, если?». Мы меняем одну переменную, а остальные фиксируем и изучаем воздействие изменений на результат
Направления
использования анализа
при принятии решения о производстве или покупке полуфабрикатов и комплектующих изделий.