Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 00:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на 78 вопросов для экзамена по дисциплине "Экономический анализ".
1. Введение в микроэкономику: предмет, цель, методы экономического анализа.
Предмет микроэкономики - изучение и открытие законов в рамках экономической деятельности предприятия, физ. лица и отдельного рынка.
Цель микроэкономики - повышение эффективности экономической деятельности предприятия. Экономическая эффективность- это соотношение результата и затрат, что предполагает получение большего экономического результата на рубль затрат.
Методы экономического анализа:
1)Универсальные способы обработки информации, они используются во всех науках.
К ним относятся методы сравнений; использования относительных и средних величин; группировки (сортировки), балансовый (равенство); графический; табличный и т.д.
2)Методы факторного анализа. Фактор – причина.
Такой анализ предполагает количественное измерения, влияние отдельных факторов (факторных показателей) на результаты (результативные показатели) экономической деятельности предприятия. Если зависимости носят функциональный характер (одному значению аргумента соответствует определенному значению функции), факторный анализ называется детерминированый. К методу детерминирования относится: метод цепных подстановок; индексный; интегральный и др.
Если зависимость носит вероятностный характер, то анализ называется стохастическим. В этом случае одинаковому факторному показателю могут соответствовать несколько значений результативного показателя. К числу методов этого анализа относятся: корреляционный; дисперсионный и др.
Выделяют внутренние и внешние факторы. К внутренним относятся факторы, зависящие от работников данного предприятия, а к внешним - не зависящие (факторы внешней среды: общеэкономическая ситуация в стране и мире, особенности экономики конкретного региона, экономическое состояние поставщиков ресурсов и потребителей продукции).
3)Оптимизационные методы экономического анализа. Они предполагают поиск и нахождение наилучшего варианта эк процесса. К числу методов данной группы анализа относятся эк-мат моделирование, маржинальный анализ, теория массового обслуживания, теория игр и др.
4)Разработка экономических нормативов. Например, минимального потребительского бюджета, рациональных норм потребления. Эти нормы и нормативы сравниваются с достигнутыми отчетными показателями.
5)Использование
системного подхода, представляющего
собой совокупность целей, задач, причинно-следственных
зависимостей. Любое предприятие можно
представить в виде системы. Она предполагает
выделение составных частей или элементов
системы в определенной последовательности
и соподчиненности. Устанавливаются функциональные
взаимосвязи между элементами системы.
Выявляются главные элементы и основные
функции системы. В результате изучаемый
объект представляется в форме модели.
Определяются главное факторы, от которых
зависят результаты деятельности.
Необходимым условием проведения экономического анализа на предприятии является обеспечение сопоставимости показателей.
2. Закон
убывающей предельной
полезности (стоимости)
товаров и услуг. Понятие
потребительской ренты.
Выделяют понятия:
TU-совокупная полезность от потребления общего кол-ва эк благ.
MU-предельная полезность - дополнительная полезность от потребления дополнительной единицы товара или услуги.
Закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена): по мере насыщения потребностями в каком-либо товаре или услуге, каждая их последующая единица ценится меньше и поэтому потребитель готов заплатить за нее меньшую цену.
Максимальную величину общей полезности потребитель получает, когда предельная полезность равно нулю. Математическую функцию полезности можно представить как:
MU=d(TU)/dQ
Предельная полезность равна частной производной общей полезности данного экономического блага.
Если функция полезности имеет вид степенной зависимости:
U(X1,X2)=X1A X2B , а располагаемый доход I=P1X1+P2X2, то определить оптимальный объем потребляемых благ можно, используя правило долей:
X1=(a/(a+b))*I/P1
X2=(a/(a+b))*I/P2
X1, X2- кол-ва двух эк благ
P1, P2-цены этих благ
С первым законом Госсена связано такое понятие как потребительская рента.
Потребительская рента – это разница между той суммой денег, которую потребитель был бы согласен заплатить, и той суммой, которую он реально заплатил.
Потребительская рента- это сэкономленные деньги покупателей. S= Qp(Pз-Pp)/2
График.
3. Кривые и карта безразличия. Особенности карты безразличия для низкокачественных экономических благ.
Кривая безразличия – демонстрирует возможные наборы из товаров X1 и X2,которые приносят конкретному потребителю равный уровень удовлетворения потребности, т.е. одинаковую общую полезность. Имеются в виду индивидуальные, субъективные предпочтения человека.
Экономические блага, представленные на кривой безразличия, являются, как правило, товарами-заменителями (субститутами).
X1
В точке z большая полезность, такой набор был бы
предпочтительнее. Но для его приобретения
потребовалось бы больше денег.
z
Х2
Вогнутая форма кривой безразличия связана с действием закона убывающей предельной полезности: по мере насыщения потребностей в каком либо товаре или услуг, каждая их последующая единица ценится меньше, поэтому покупатель готов заплатить за нее меньшую цену.
Крутизна кривой зависит от степени взаимозаменяемости экономических благ. Поэтому с кривой безразличия связано понятие предельной нормы замещения - это отношение уменьшения на единицу товара А к увеличению кол-ва товара В для компенсации уменьшения общей полезности.
MRS b, a=|-ΔQa/ΔQb|=|MUb/-MUa|
Совокупность непересекающихся кривых безразличия называется картой безразличия. Каждая кривая безразличия, находящаяся выше, чем исходная, является более предпочтительной.
Существуют
товары низкого качества, которые покупают
бедные люди (товары Гиффена). Смещение
к горизонтальной оси кривых безразличия
по мере снижения благосостояния потребителя
отражает тот факт, что увеличиваются
его предпочтения по отношению к некачественным,
но более дешевым товарам и услугам.
Рис.
4. Уравнения бюджета потребителя. Бюджетная линия и ее уравнение. Причины и характер сдвига исходной бюджетной линии.
Бюджетная линия, или линия бюджетного ограничения потребителя - возможные комбинации каждой пары товаров, которые могут быть приобретены при данном уровне их цен и определенной величине дохода потребителя. Имеется в виду та сумма денег, которую человек предполагает потратить на покупку соответствующих товаров.
Все
точки бюджетной линии
Qa
К покупку товара А, то сможет купить его в кол-ве К, а если
.M на товар В –то приобретет его в макс объеме L. Набор
товаров в точке М от не сможет купить, т.к. здесь
.N набора в точке N у потребителя останется
неизрасходованной часть денег, а полученная им
общая полезность окажется меньше
L возможной величины.
0 Qb
Уравнение бюджета потребителя: D=PaQa+PbQb,
Ра, Рб- цены товаров
Qа,
Qб - количества товаров
На
кривой безразличия одинакова
Qa=D/Pa-Pb/Pa*Qb
Заменяем Qa на Y, а Qb на Х
Y=D/Pa-Pb/Pa*X -это уравнение бюджетной линии.
Следовательно, наклон бюджетной линии определяется соотношением цен товаров.
В связи с тем, что D на бюджетной линии является величиной постоянной, можно сделать следующие преобразования на основе уравнения бюджета потребителя:
Pa*|-ΔQa|=Pb*ΔQb
Но отношение |-ΔQa/ΔQb|=MRSb,a
Поэтому можно записать: MRSb,a=Pb/Pa
Причины и характер сдвига исходной бюджетной линии.
Параллельный сдвиг бюджетной линии вправо или влево (к началу координат) связан с изменением дохода потребителя или с пропорциональным изменением цен на данные товары.
Если
сумма денег (дохода) увеличивается,
то бюджетная линия смещается
вправо, и наоборот. Если цены на оба
товара пропорционально уменьшаются,
сдвигается параллельно вправо; если пропорционально
растут – влево. Если при постоянстве
денежного дохода цена на один товар изменяется,
а на другой – нет, или если цены изменяются
непропорционально, либо в разных направлениях,
то первоначальная линия меняет угол наклона.
Причем, если изменение цены касается
только одного товара, то перемещается
лишь один конец бюджетной линии.
5. Норма (маржа) и масса прибыли, их взаимосвязь.
Норма прибыли - отношение объема годовой прибыли к авансированному на ее получение капиталу (Н.П. на активы, инвестиции) или к затратам, понадобившимся для ее получения.
Норма прибыли – прибыль на единицу продукции (бухгалтерская).
Ni = pi-себестоимостьi
Масса прибыли - абсолютная величина прибыли, получаемой предприятием в результате реализации товаров и услуг. (разница между выручкой и совокупными издержками производства).
Ri = Ni*Qi
Rобщ = сумма Ri
средN = Rобщ/Qобщ