Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 16:16, дипломная работа
Цель дипломной работы – на основе проведенного анализа состояния труда и заработной платы на предприятии ООО «Каратузский райсоюз» разработать рекомендации по улучшению использования труда и его оплаты на предприятии.
Задачи дипломной работы: рассмотреть теоретические основы труда и заработной платы в торговле, изучить показатели эффективности труда в торговле, разработать перспективы повышения эффективности труда.
Введение
5
1.
Теоретические основы труда и заработной платы в торговле
7
1.1
Сущность, значение и особенности труда работников торговли. Кадры предприятия торговли: понятие, классификация и система показателей, характеризующих их движение
7
1.2
Эффективность и производительность труда работников предприятий торговли. Пути повышения эффективности труда
15
1.3
Характеристика оплаты труда в торговле: сущность, состав и современные проблемы
29
2.
Анализ состава и эффективности использования трудовых ресурсов предприятия ООО «Каратузский райсоюз»
44
2.1
Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности торгового предприятия ООО «Каратузский райсоюз»
44
2.2
Анализ оборота розничной торговли
64
2.3
Анализ численности работников предприятия ООО «Каратузский райсоюз»
72
2.4
Анализ производительности и эффективности труда работников ООО «Каратузский райсоюз»
84
3.
Анализ фонда заработной платы и перспективы повышения эффективности труда в ООО «Каратузский райсоюз»
94
3.1
Анализ фонда заработной платы и источников возмещения фонда заработной платы. Оценка влияния факторов на фонд заработной платы
94
3.2
Основные направления повышения эффективности использования труда работников предприятия торговли и уровня их материальной заинтересованности
100
Заключение
113
Библиографический список
116
К р = 100 – V ;
V = (δ /)*100 ;
δ = ∑ (Х-)2 ;
n
где К р – коэффициент равномерности, %
V – коэффициент вариации, %
δ- среднее квадратичное отклонение
δ = 547,2 / 4 = 11,7;
V = 11,7 / 100,14 * 100 = 11,68 (%);
К р = 100- 11,68 = 88,32 (%).
Так как коэффициент равномерности равен 88,3 , то на данном предприятии темп изменения по кварталам не равномерен.
Одной из важных задач при анализе динамики оборота розничной торговли является определение его структуры, то есть объема реализации отдельных товарных групп. Это имеет большое практическое значение, так как предприятие самостоятельно устанавливает торговые надбавки на товары, что при реализации позволяет регулировать оборот розничной торговли по отдельным группам. Для перевода оборота розничной торговли в сопоставимые цены нам понадобятся индексы цен. (Приложение 1).
Как показывают данные табл.2.16 наибольший удельный вес в разрезе товарных групп занимают хлеб и хлебобулочные изделия (19,14%), вино-водочные изделия (14,93%), кондитерские изделия (13,94%). Так как в некоторых поселениях Каратузского района магазины ООО «Райсоюз» являются единственными, а такие товары как хлеб и хлебобулочные, кондитерские изделия являются товарами первой необходимости. В отчетном году оборот розничной торговли данных товаров в действующих ценах увеличился, за исключением вино-водочных изделий. По хлебу и хлебобулочным изделиям оборот розничной торговли в действующих ценах увеличился на 1,23 %, по кондитерским изделиям оборот розничной торговли увеличился на 1,57 % в действующих ценах. Значительное увеличение оборота розничной торговли наблюдается по мясным продуктам на 12,01% в
действующих ценах. Увеличение оборота розничной торговли
21
Таблица 2.16
Анализ оборота розничной торговли ООО «Каратузский райсоюз» в разрезе товарных групп в действующих и сопоставимых ценах
Товарные группы | 2003 год | 2004 год | Отклонения | Темп изменения, % | |||||||
сумма, тыс. руб. | удельный вес, % | сумма в действующих ценах, тыс. руб. | удельный вес, % | сумма в сопоставимых ценах, тыс. руб. | индекс цен | по сумме в действующих ценах, тыс. руб. | по сумме в сопоставимых ценах, тыс. руб. | по удельному весу, % | в действующих ценах | в сопоставимых ценах | |
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Мясо и мясные продукты | 564,3 | 4,71 | 632,1 | 5,27 | 569,5 | 1,11 | 67,8 | 5,2 | 0,56 | 112,01 | 100,91 |
Рыба и морепродукты | 561,9 | 4,69 | 605,9 | 5,05 | 545,9 | 1,11 | 44,0 | -16,0 | 0,36 | 107,83 | 97,14 |
Жировые | 601,4 | 5,02 | 586,7 | 4,89 | 528,6 | 1,11 | -14,7 | -72,8 | -0,13 | 97,56 | 87,89 |
Молоко и молочная продукция | 343,8 | 2,87 | 370,6 | 3,09 | 333,9 | 1,11 | 26,8 | -9,9 | 0,22 | 107,80 | 97,11 |
Плодово-овощные | 663,7 | 5,54 | 649,1 | 5,41 | 584,8 | 1,11 | -14,6 | -78,9 | -0,13 | 97,80 | 88,11 |
Кондитерские изделия | 1670,1 | 13,94 | 1696,4 | 14,14 | 1528,3 | 1,11 | 26,3 | -141,8 | 0,20 | 101,57 | 91,51 |
Вино-водочные изделия | 1788,7 | 14,93 | 1726,0 | 14,39 | 1555,0 | 1,11 | -62,7 | -233,7 | -0,54 | 96,49 | 86,93 |
Крупы | 385,8 | 3,22 | 443,9 | 3,70 | 399,9 | 1,11 | 58,1 | 14,1 | 0,48 | 115,06 | 103,66 |
Продолжение табл. 2.16
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Хлеб и хлебобулочные изделия | 2293,1 | 19,14 | 2321,3 | 19,35 | 2091,3 | 1,11 | 28,2 | -201,8 | 0,21 | 101,23 | 91,20 |
Прочие продовольственные товары | 1062,7 | 8,87 | 1107,4 | 9,23 | 997,7 | 1,11 | 44,7 | -65,0 | 0,36 | 104,21 | 93,88 |
Парфюмерно-косметические товары | 208,5 | 1,74 | 129,6 | 1,08 | 112,7 | 1,15 | -78,9 | -95,8 | -0,66 | 62,16 | 54,05 |
Галантерея | 328,3 | 2,74 | 307,1 | 2,56 | 267,0 | 1,15 | -21,2 | -61,3 | -0,18 | 93,54 | 81,34 |
Ковры и ковровые изделия | 140,2 | 1,17 | 141,6 | 1,18 | 123,1 | 1,15 | 1,4 | -17,1 | 0,01 | 101,00 | 87,82 |
Посуда | 93,5 | 0,78 | 104,4 | 0,87 | 90,8 | 1,15 | 10,9 | -2,7 | 0,09 | 111,66 | 97,09 |
Электро- и телерадиотовары | 636,2 | 5,31 | 374,3 | 3,12 | 325,5 | 1,15 | -261,9 | -310,7 | -2,19 | 58,83 | 51,16 |
Мебель | 221,8 | 1,86 | 222,0 | 1,85 | 193,0 | 1,15 | 0,2 | -28,8 | -0,01 | 100,09 | 87,03 |
Прочие непродовольствен-ные товары | 415,8 | 3,47 | 579,1 | 4,83 | 503,6 | 1,15 | 163,3 | 87,8 | 1,36 | 139,27 | 121,11 |
ИТОГО | 11980,8 | 100,0 | 11997,5 | 100,0 | 10712,1 | 1,12 | 16,7 | -1268,7 | х | 100,14 | 89,41 |
21
в действующих ценах также произошло по рыбе и морепродуктам на 7,83% по молоку и молочным продуктам на 7,8 % , по крупам на 15,06 % и по прочим продовольственным товарам товарооборот увеличился на 4,21 %. А вот по жировым и плодово-овощным, вино-водочным изделиям товарооборот уменьшился на 2,44% , 2,2%, 3,51% соответственно.
По непродовольственным товарам наблюдается увеличение оборота розничной торговли по прочим непродовольственным товарам на 39,27% в действующих ценах и 21,11 % в сопоставимых ценах, по посуде товарооборот увеличился на 11,66% в действующих ценах и коврам и ковровым изделиям на 1%. По мебели оборот розничной торговли практически не изменился. Уменьшение оборота розничной торговли в отчетном году в действующих ценах наблюдается у следующих товарных групп: электро- и телерадиотоварам на 41,17%, по парфюмерно-косметическим товарам оборот розничной торговли уменьшился на 37,84 % и галантерее на 6,46%.
Уменьшение оборота розничной торговли по парфюмерно-косметическим товарам, связано с тем, что появились другие фирмы, торгующие косметикой ведущих фирм и с доставкой на дом. Также электро- и телерадиотовары реализуют многие магазины, которые делают различные скидки и предоставляют кредит для покупки этих товаров, а в магазинах ООО «Каратузский райсоюз» такие услуги не предоставляются. Также в 2004 году значительно уменьшился ассортимент электро- и телерадиотоваров, что в значительной степени повлияло на снижение оборота розничной торговли.
Как видно из таблицы 2.16 оборот розничной торговли в сопоставимых ценах уменьшился по всем видам товарных групп, за исключением прочих непродовольственных товаров.
2.3 Анализ численности работников предприятия ООО «Каратузский райсоюз»
Целью анализа показателей по труду торгового предприятия являются изучение и оценка эффективности использования рабочей и
затрат труда.
Исходя из указанной цели основными задачами анализа являются: изучение численности работников по составу, уровню квалификации, в динамике и по сравнению с другими предприятиями на фоне показателей по отрасли в данном регионе и в целом по стране; оценка эффективности труда работников по величине его производительности (объему продаж в расчете на одного работника), доле экстенсивных и интенсивных факторов роста производительности труда и выявление причин изменения указанных показателей; расчет влияния изменений численности работников и производительности труда на динамику объема продаж; исследование используемых норм выработки и затрат времени и их влияния на рост производительности труда; выявление резервов улучшения использования рабочей силы. /17 с.157/
В современных условиях анализ показателей по труду является составной частью финансовой деятельности предприятия. В практической жизни возникает необходимость обеспечения наиболее экономного ведения деятельности торговых предприятий, более эффективного использования трудовых ресурсов. Способность торгового предприятия обеспечить получение прибыли на основе высокой доходности труда персонала характеризуют факторы его экономической результативности. К ним прежде всего относятся факторы, характеризующие численность персонала, степень его занятости и уровень оплаты труда. Понятие персонала торгового предприятия характеризуется его составом./25 с.13/
Персонал торгового предприятия характеризуется функциональным составом: персонал управления, торгово-оперативный персонал, вспомогательный персонал; численным, квалификационным и профессиональным составом.
Проведем анализ состава работников торгового предприятия ООО «Каратузский райсоюз».
Таблица 2.17
Должности | Прошлый год, чел. | Удельный вес,% | Отчетный год, чел | Удельный вес,% | Отклонение по численности | Отклонение по удельному весу |
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Административно- управленческий персонал, всего | 11 | 12,95 | 11 | 12,36 | - | -0,59 |
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
Генеральный директор | 1 | 1,18 | 1 | 1,12 | - | -0,06 |
Главный бухгалтер | 1 | 1,18 | 1 | 1,12 | - | -0,06 |
Зам гл. бухгалтера | 1 | 1,18 | 1 | 1,12 | - | -0,06 |
Бухгалтер | 2 | 2,35 | 2 | 2,26 | - | -0,09 |
Бухгалтер-кассир | 1 | 1,18 | 1 | 1,12 | - | -0,06 |
Ведущий специалист по торговле | 1 | 1,18 | 1 | 1,12 | - | -0,06 |
Товаровед | 2 | 2,35 | 2 | 2,26 | - | -0,09 |
Ведущий экономист | 1 | 1,18 | 1 | 1,12 | - | -0,06 |
Ведущий специалист по хозяйственным вопросам | 1 | 1,18 | 1 | 1,12 | - | -0,06 |
II. Торгово- оперативные работники, всего | 29 | 34,11 | 31 | 34,83 | 2 | 0,72 |
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
Продавцы 1 категории | 5 | 5,88 | 5 | 5,62 | - | -0,26 |
Продавцы | 24 | 28,23 | 26 | 29,21 | 2 | 0,98 |
III. Вспомогательный персонал, всего | 45 | 52,94 | 47 | 52,81 | 2 | -0,13 |
В том числе |
|
|
|
|
|
|
Кладовщик | 3 | 3,53 | 3 | 3,36 | - | -0,17 |
Сторож | 30 | 35,28 | 31 | 34,83 | 1 | -0,45 |
Техничка | 1 | 1,18 | 2 | 2,26 | 1 | 1,08 |
Электрик | 1 | 1,18 | 1 | 1,12 | - | -0,06 |
Кочегар | 4 | 4,71 | 4 | 4,49 | - | -0,22 |
Грузчики | 2 | 2,35 | 2 | 2,26 | - | -0,09 |
Продолжение таблицы 2.17
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Водители | 4 | 4,71 | 4 | 4,49 | - | -0,22 |
Всего работников | 85 | 100,0 | 89 | 100,0 | 4 | х |