Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 16:16, дипломная работа
Цель дипломной работы – на основе проведенного анализа состояния труда и заработной платы на предприятии ООО «Каратузский райсоюз» разработать рекомендации по улучшению использования труда и его оплаты на предприятии.
Задачи дипломной работы: рассмотреть теоретические основы труда и заработной платы в торговле, изучить показатели эффективности труда в торговле, разработать перспективы повышения эффективности труда.
Введение
5
1.
Теоретические основы труда и заработной платы в торговле
7
1.1
Сущность, значение и особенности труда работников торговли. Кадры предприятия торговли: понятие, классификация и система показателей, характеризующих их движение
7
1.2
Эффективность и производительность труда работников предприятий торговли. Пути повышения эффективности труда
15
1.3
Характеристика оплаты труда в торговле: сущность, состав и современные проблемы
29
2.
Анализ состава и эффективности использования трудовых ресурсов предприятия ООО «Каратузский райсоюз»
44
2.1
Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности торгового предприятия ООО «Каратузский райсоюз»
44
2.2
Анализ оборота розничной торговли
64
2.3
Анализ численности работников предприятия ООО «Каратузский райсоюз»
72
2.4
Анализ производительности и эффективности труда работников ООО «Каратузский райсоюз»
84
3.
Анализ фонда заработной платы и перспективы повышения эффективности труда в ООО «Каратузский райсоюз»
94
3.1
Анализ фонда заработной платы и источников возмещения фонда заработной платы. Оценка влияния факторов на фонд заработной платы
94
3.2
Основные направления повышения эффективности использования труда работников предприятия торговли и уровня их материальной заинтересованности
100
Заключение
113
Библиографический список
116
Рис. 2 Матрица SWOT анализа для ООО «Каратузский райсоюз»
Следующим этапом после составления матрицы SWOT необходимо определить оптимальную стратегию, соответствующую поставленным целям, используя рейтинговую оценку, а именно построить матрицу оценки стратегий (табл. 2.9).
Таблица 2.9
МАТРИЦА ОЦЕНКИ СТРАТЕГИЙ
Стратегическое направление | Цель | Итог | ||
Рост суммы прибыли и уровня рентабельности | Расширение сегмента потребительс-кого рынка | Снижение уровня хозяйственных расходов | ||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Стратегия усилений позиций на рынке | 5/0,5 | 5/0,6 | 2/0,3 | 24,9 |
Стратегия развития рынка | 5/0,7 | 4/0,6 | 3/0,3 | 23,7 |
Стратегия развития продукта | 4/0,8 | 5/0,9 | 3/0,4 | 18,0 |
Стратегия центрированной диверсификации | 2/0,5 | 1/0,2 | 3/0,3 | 19,0 |
Стратегий «сбора урожая» | 2/0,3 | 1/0,1 | 4/0,6 | 13,8 |
Стратегия сокращения расходов | 3/0,7 | 4/0,8 | 3/0,2 | 24,3 |
Как видно из таблицы 2.9., основным стратегическим направлением деятельности ООО «Каратузсий райсоюз» является первая группа стратегий – стратегия усиления позиции на рынке. Реализуя данную стратегию, предприятие делает всё, чтобы с имеющимся ассортиментом товаров на данном сегменте рынка завоевать лучшие позиции. Этот тип стратегий требует для реализации наибольших маркетинговых усилий и заключается в привлечении дополнительных потребителей за счет рекламы своего предприятия. Данная стратегия соответствует состоянию, требованию, окружению, потенциалу возможностей предприятия и имеет минимальный риск провала.
Как правило, предприятия использует не одну стратегию, так и в данном случае. Совместно с этой стратегией будет использоваться стратегия сокращения расходов, которая заключается в поиске возможностей уменьшения издержек и проведение мероприятий по сокращению затрат, ориентирована на устранение достаточно небольших источников затрат.
Для более полной характеристики хозяйственной деятельности магазинов ООО «Каратузский райсоюз» проведем анализ его основных экономических показателей за 2003-2004 года.
В данной дипломной работе рассматривается оборот розничной торговли.
Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия ООО «Каратузский райсоюз»
Показатели | Ед. изм. | Прошлый год | Отчетный год | Отклонение (+;-) | Отчетный год в % к прошлому году |
А | Б | 1 | 2 | 3 | 4 |
Оборот розничной торговли | тыс. руб. | 11980,8 | 11997,5 | 16,7 | 100,14 |
Торговая площадь | м2 | 2337,9 | 2337,9 | - | - |
Оборот розничной торговли на 1м2 торговой площади | тыс. руб./м2 | 5,12 | 5,13 | 0,01 | 100,19 |
Численность работников всего | чел. | 85 | 89 | 4 | 104,71 |
В т.ч. работников торгово-оператив-ного персонала | чел. | 29 | 31 | 2 | 106,89 |
Производительность труда одного работника | тыс. руб./ чел. | 140,9 | 134,8 | -6,1 | 95,67 |
Производительность труда одного работника торгово-оперативного персонала
|
тыс. руб./ чел. | 413,1 | 387,0 | -26,1 | 93,68 |
Фонд заработной платы - сумма |
тыс. руб. | 1768,9 | 1979,8 | 210,9 | 111,92 |
- уровень | % | 14,76 | 16,5 | 1,74 | Х |
Среднемесячная заработная плата одного работника | тыс. руб. | 1,6 | 1,9 | 0,4 | 118,75 |
Среднегодовая стоимость основных фондов
| тыс. руб | 11870 | 11761 | -109 | 99,08 |
Фондоотдача | руб. /1 руб. | 1,01 | 1,02 | 0,01 | 100,99 |
Фондовооруженность труда одного работника | тыс. руб./ чел. | 139,65 | 132,15 | -7,5 | 94,63 |
Продолжение таблицы 2.10
А | Б | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Коэффициент эффективности использования основных фондов | тыс. руб. /1 руб. | 0,010 | 0,008 | -0,002 | 80,00 | |
Среднегодовая стоимость оборотных средств | тыс. руб. | 3531,5 | 3759 | 227,5 | 106,44 | |
Время обращения оборотных средств | дни | 106,1 | 112,8 | 6,7 | 106,31 | |
Коэффициент участия оборотных средств в каждом рубле оборота | тыс. руб./1 руб. ОРТ | 0,29 | 0,31 | 0,02 | 106,90 | |
Коэффициент рентабельности оборотных средств | тыс. руб./1 руб. ОС | 0,03 | 0,02 | -0,01 | 66,67 | |
Себестоимость проданных товаров, работ и услуг | тыс.руб.. | 8570 | 8664 | 94 | 101,09 | |
Валовая прибыль - сумма |
тыс. руб. | 3410,8 | 3333,5 | -77,3 | 97,73 | |
- уровень | % | 28,5 | 27,8 | -0,7 | х | |
Издержки обращения |
|
|
|
|
| |
-сумма | тыс. руб. | 3295 | 3241,4 | -53,6 | 98,3 | |
- уровень | % | 27,5 | 27,0 | -0,5 | х | |
Прибыль (убыток) от продаж - сумма |
тыс. руб. | 115,8 | 92,1 | -23,7 | 79,5 | |
- рентабельность продаж | % | 1,0 | 0,8 | -0,2 | 80,0 | |
Проценты к получению | тыс. руб. |
|
|
|
| |
Проценты к уплате | тыс. руб. |
|
|
|
| |
Доходы от деятельности других организаций | тыс. руб. |
|
|
|
| |
Операционные доходы | тыс.руб. | 60,4 | 71,4 | 11 | 118,21 | |
Операционные расходы | тыс. руб. | 86 | 104,7 | 18,7 | 121,74 | |
Внереализационные доходы | тыс. руб. | 18,9 | 7,1 | -11,8 | 37,57 | |
Внереализационные расходы | тыс. руб. |
|
|
|
| |
Прибыль (убыток) до налогообложения - сумма |
тыс. руб. | 109,1 | 65,9 | -43,2 | 60,4 | |
- рентабельность предприятия | % | 0,9 | 0,5 | -0,4 | 55,56 | |
Отложенные налоговые активы и | тыс. руб. |
|
|
|
| |
Отложенные налоговые обязательства |
тыс.руб. |
|
|
|
| |
Текущий налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи |
тыс.руб. | 16,2 | 9,9 | -6,3 | 61,1 |
Продолжение таблицы 2.10
А | Б | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Чистая (нераспределенная) прибыль (убыток) отчетного периода
| тыс. руб. | 92,9 | 56,0 | -36,9 | 60,28 | |
Рентабельность конечной деятельности
| % | 0,77 | 0,47 | -0,3 | 51,04 |
Основным показателем, характеризующим хозяйственную деятельность любого предприятия, является оборот розничной торговли, который в отчетном периоде в ООО «Каратузский райсоюз» увеличился незначительно на 16,7 тыс. руб. или 0,14% и составляет в отчетном году 11997,5 тыс.рублей.
Торговая площадь в анализируемом периоде неизменна и составляет 2337,9 кв.метров.
На рост оборота розничной торговли повлияло увеличение среднесписочной численности работников на 4 человека или 4,7%, которая в отчетном году составляет 89 человек, в том числе увеличилась численность торгово-оперативного персонала на 2 человека или 6,9 % , а также и вспомогательного персонала на 2 человека.
Однако в отчетном году произошло снижение производительности труда на 1 работника на 6,1 тыс. руб/чел. или на 4,33% , составив при этом 134,8 тыс. руб./чел.
Размер среднемесячной заработной платы одного работника имеет тенденции к незначительному повышению и составила в отчетном периоде 1,9 тыс. руб., что на 18,75 % больше прошлого периода.
В отчетном году произошло снижение стоимости основных фондов на 109,0 тыс. руб. или 0,92 %, что было обусловлено амортизационными отчислениями. Объем товарооборота, полученный от использования единицы стоимости основных фондов в отчетном году составил 1,02 тыс. рублей и это на 0,01 тыс.рублей больше прошлого года. При этом стоимость основных фондов, приходящихся на одного работника предприятия уменьшилась по сравнению с прошлым годом на 7,5 тыс.руб./чел. и составила в отчетном периоде 132,15 тыс.руб./чел.
В отчетном периоде произошло увеличение стоимости среднего размера оборотных средств предприятия на 227,5 тыс.рублей или на 6,44 % и составило 3759 тыс.рублей.
Время обращения оборотных средств увеличилось на 6,7 дней или 6,31 % и составило в отчетном году 112,8 дней, замедлив тем самым скорость обращения.
Валовая прибыль в отчетном году уменьшилась на 77,3 тыс. руб. или 2,3% и составила 3333,5 тыс.руб.
Сумма издержек обращения на в отчетном году уменьшилась 53,6 тыс.руб. или 2,7 % и составила 3241,4 тыс.рублей. Сумма прибыли от продаж в отчетном году уменьшилась на 23,7 тыс. руб. или 20,5 %.
Сумма операционных доходов в отчетном году составила 71,4 тыс. руб., что на 11 тыс. руб. больше прошлого года. Данный доход предприятие получает от предоставления в аренду активов предприятия во временное пользование.
Сумма операционных расходов увеличилась по сравнению с прошлым годом на 21,7 % и составила в отчетном периоде 104,7 тыс.рублей.(уплаченные проценты за предоставленные кредиты).
Внереализационные доходы в отчетном году составили 7,1 тыс. руб., которые сложились из поступивших сумм кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности