Труд, кадры и заработная плата работников предприятия торговли ( на материалах : ООО «Каратузский РАЙСОЮЗ»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 16:16, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – на основе проведенного анализа состояния труда и заработной платы на предприятии ООО «Каратузский райсоюз» разработать рекомендации по улучшению использования труда и его оплаты на предприятии.
Задачи дипломной работы: рассмотреть теоретические основы труда и заработной платы в торговле, изучить показатели эффективности труда в торговле, разработать перспективы повышения эффективности труда.

Содержание

Введение
5
1.
Теоретические основы труда и заработной платы в торговле
7
1.1
Сущность, значение и особенности труда работников торговли. Кадры предприятия торговли: понятие, классификация и система показателей, характеризующих их движение
7
1.2
Эффективность и производительность труда работников предприятий торговли. Пути повышения эффективности труда
15
1.3
Характеристика оплаты труда в торговле: сущность, состав и современные проблемы
29
2.
Анализ состава и эффективности использования трудовых ресурсов предприятия ООО «Каратузский райсоюз»
44
2.1
Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности торгового предприятия ООО «Каратузский райсоюз»
44
2.2
Анализ оборота розничной торговли
64
2.3
Анализ численности работников предприятия ООО «Каратузский райсоюз»
72
2.4
Анализ производительности и эффективности труда работников ООО «Каратузский райсоюз»
84
3.
Анализ фонда заработной платы и перспективы повышения эффективности труда в ООО «Каратузский райсоюз»
94
3.1
Анализ фонда заработной платы и источников возмещения фонда заработной платы. Оценка влияния факторов на фонд заработной платы
94
3.2
Основные направления повышения эффективности использования труда работников предприятия торговли и уровня их материальной заинтересованности
100

Заключение
113

Библиографический список
116

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМТруд, кадры и з.плата.doc

— 1.05 Мб (Скачать)

           Важнейшим элементом системы управления организацией является структура управления, поскольку тип структуры управления отражает все остальные элементы системы (коммуникационные связи, информационные потоки, процесс принятия управленческих решений и их  реализации, используемые методы управления и возможности использования тех или иных методов и т. д.) и оказывает на них существенное влияние.

Организационная структура ООО «Каратузский райсоюз» представлена на рисунке 1. Предприятие имеет линейно-функциональную организационную структуру, при которой четко выражено разделение труда и специализация.

Преимущества данного типа: четкая система взаимных связей; ясно выраженная ответственность; быстрота реакции в ответ на прямые приказания; стимулирует деловую и профессиональную специализацию; уменьшает дублирование усилий;  улучшает координацию в функциональных областях.

Основными недостатками являются: тенденция к волоките при решении вопросов, решающихся между подразделениями; перегрузка менеджера верхнего звена; повышенная зависимость работы от наличия на месте менеджера высшего звена, личных и деловых качеств этого менеджера; проявляется тенденция к чрезмерной централизации.

Генеральный директор является единоличным исполнительным органам предприятия, который осуществляет текущее руководство его деятельностью.   Главный бухгалтер осуществляет общее руководство за постановкой и ведением бухгалтерского учета на предприятии, составлением отчетности и представление ее в соответствующие органы. Подчиняется непосредственно генеральному директору.

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                     I

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

                                                                                                                              II

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

                                  

 

 

 

 

Рис. 1 Схема организационной структуры ООО «Каратузский райсоюз»

 

 

Основная функция специалиста по торговле сводится к закупке/продаже товарных запасов  для осуществления текущей деятельности предприятия, то есть, поиск поставщиков/покупателей, тщательное слежение за рынком необходимой продукции. Подчинение также непосредственно генеральному директору.

Специалист по хозяйственным вопросам осуществляет текущее руководство вспомогательным персоналом предприятия, следит за сохранностью и техническим состоянием имущества. Подчиняется непосредственно генеральному директору.

 

Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе, возможность выживания, но ресурсы внешней среды небезграничны, и на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. / 29 с. 101/

Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть  источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации. /29 с.102 /

Рассмотрим влияние всех компонентов внешней и внутренней среды на деятельность предприятия торговли ООО «Каратузский райсоюз».

Поскольку для изменения своего стратегического положения фирма, прежде всего для формирования необходимой ей внешней среды активно воздействует через субъектов, непосредственно и постоянно контактирующих с фирмой, то анализ внешней среды проводится в условно разделенных двух частях среды: анализ макроокружения и анализ непосредственного окружения.

Характеристика компонентов макроокружения наглядно представлена в таблице 2.3.

Далее необходимо определить направление влияния факторов макросреды на развитие предприятия «ООО Картузский райсоюз» (табл. 2.4).

 

Таблица 2.3

Характеристика компонентов макроокружения

Компоненты

Влияние компонента на предприятие

А

Б

Социальная (определяет влияние на бизнес социальных явлений и процессов)

Анализ социального макроокружения направлен на то, чтобы уяснить влияние на деятельность предприятия определенных социальных явлений. К таким явлениям, влияющих на деятельность ООО «Каратузский райсоюз» можно отнести:

­          снижение уровня образования, т.к. возникают трудности с применением новых технологий.

­          рост мобильности населения приводит к значительной текучести кадров.

­          набор на предприятии идет в основном работников среднего возраста, но при появлении возможности идут на работу в другие предприятия где есть возможность роста.

Социальная сфера влияет на внутреннюю среду организации. Социальные процессы изменяются относительно медленно, однако, если все-таки происходят какие-либо изменения, то они оказывают существенное воздействие на окружение организации.

Технологическая (заключается в отслеживании про-цесса развития тех-нологий и своевремен-ным введением новых технологических достижений)

Изучение данной группы факторов в большей степени направлено на приобретение нового усовершенствованного оборудования для доставки, погрузки, разгрузки и обслуживания. В рассматриваем предприятии не следят за появлением новых технологий.

Не приобретается новое оборудование для доставки, транспортировки товара, отсутствует компьютерная техника в результате чего затрудняется и замедляется ведение учета товаров.

Экономическая (позволит понять, то, как формируются и распределяются ресурсы)

Деятельность ООО «Каратузский райсоюз» напрямую зависит от ряда таких факторов как:

­     увеличение цены на продукцию и транспортные перевозки. При их увеличении повышается себестоимость продукции и снижает эффективность деятельности предприятия;

­     уровень инфляции, процентной ставки и курса национальной валюты. Рост инфляции  влечет за собой повышение тарифной ставки и снижение курса национальной валюты, это приведет к росту цен на продукцию и услуги и снизит покупательную способность населения.

­     уровень безработицы. С ростом уровня безработицы растет предложение дешевой рабочей силы на рынке труда. В этот период особенно тщательным должен быть отбор потенциальных работников, поскольку кадры для организации являются важнейшим условием ее функционирования, от которого зависит результат дальнейшей деятельности предприятия.

­      

Продолжение таблицы 2.3

А

Б

Политическая (намерения органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику)

Анализ политического макроокружения заключается в выяснении того, какие программы пытается провести в жизнь государство в области деятельности связанной с продажей товаров, какие изменения в законодательстве и правовом регулировании возможны в результате принятия новых законов и норм. Ключевым  процессом политического макроокружения является борьба за власть.

Дополнения и изменения внесенные в Налоговый кодекс РФ предусматривают упрощенную систему налогообложения, которая снижает налоговую ставку и позитивно сказывается на деятельности данного предприятия.

 

Таблица 2.4

Анализ факторов макросреды

Группа

факто

ров

Фактор

Характер и сила влияния на

предприятие

Возможная реакция со

стороны предприятия

(«+», «-»)

Баллы

 

1

2

3

4

5

1. Социальные

1. Снижение уровня образования

«―» трудности с применением новых технологий

5

Принятие более квалифицированных кадров

 

2. Рост мобильности населения

«―» текучесть кадров

3

совершенствование системы стимулирования работников

 

2. Технологические

1. Появление новых технологий

«+»  расширение перспектив развития организации

2

максимальное использование данной возможности

«―»   рост уровня потребностей населения

3

проведение маркетинговых исследований

 

3. Экономические

1. Уровень инфляции

«+»       преимущество при выплатах по долгосрочным займам

2

внедрение других долгосрочных проектов;

расширение капитального строительства

 

«―» обесценивание накоплений организации

2

предусматривать в договорах индексацию платежей в случае их просрочки;

введение других финансовых операций

Продолжение таблицы 2.4

1

2

3

4

5

3. Экономические

 

«-» увеличение цен на товары

4

Увеличение цены на реализуемую продукцию

 

2. Сокращение доходов потребителей

«―»     падение  платежеспособного спроса на товары, затруднение сбыта, вынужденное сокращение объемов реализации

5

разработка системы стимулирования продаж, проведение маркетинговых исследований

3. Рост безработицы

«+»  возможность получения квалифицированных кадров по более низкой цене

4

формирование рациональной кадровой структуры

4. Низкий уровень средней зарплаты

«+»  формирование системы мотивации

5

Установление материального стимулирования

«―»  сокращение платежеспособного спроса

4

Введение кредитной системы оплаты

5. Установление высоких налоговых ставок

«―» отток значительных средств в бюджет, а следовательно сокращение чистой прибыли предприятия

3

изыскание путей минимизации налоговых платежей

6.Понижение  процентных ставок

«+» возможность получения дополнительных денежных средств для развития организации

3

максимальное использование данной возможности

4. Политические

1. Ориентация на рыночную экономику

«+» возможность выбора сферы хозяйственной деятельности

4

изыскание новых видов деятельности, использование возможности диверсификации бизнеса

5. Правовые

1. Принятие нормативных актов, имеющих обратную силу

«―»    необходимость изыскания финансовых ресурсов для покрытия вновь установленных отчислений

1

необходимо добиться льгот по исчислению налогооблагаемых сумм и по налоговым ставкам

2. Низкий уровень правового регулирования

«―»      нестабильность предприятия в ведении бизнеса

3

лоббирование интересов организации в органах власти

«+»     возможность лавирования предприятия при осуществлении своей деятельности

3

использование недостатков правовой системы в достижении целей организации

 

Оценивая по пятибалльной шкале, выберем факторы, оказывающие на предприятие наибольшее влияние. К ним относятся: социальный, в частности - снижение уровня образования; экономический - сокращение доходов потребителей, низкий уровень средней заработной платы.

Анализ факторов непосредственного (оперативного) окружения связан с изучением тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном воздействии. Организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, а значит формировать для себя дополнительные возможности и предотвращать появление угроз ее деятельности. Чаще всего в качестве ближайшего окружения организации рассматриваются потребители, поставщики и конкуренты.

Далее рассмотрим характеристику компонентов микроокружения предприятия общественного питанияООО «Каратузский райсоюз», которые представлены в таблице 2.5.

Таблица 2.5

Характеристика компонентов микроокружения

Компоненты

Влияние компонента на предприятие

А

Б

Покупатели

-Услугами предприятия торговли пользуется население Каратузского района со средним и низким достатком, всех возраст. Также  предприятие оказывает услуги юридическим лицам по проведению досуга и банкетов.

-Покупателями оптовой продукции являются частные предприятия и бюджетные учреждения района.

Потребители воздействуют достаточно сильно, так как от них зависят объемы продаж и за счет увеличения числа потребителей можно занять большую долю рынка.

Поставщики

Предприятие торговли ООО «Каратузский райсоюз» в значительной степени зависит от поставщиков товаров, так как большая часть товарных запасов для перепродажи поступает через плановые поставки. 

Конкуренты

В связи с тем, что основным направлением деятельности ООО «Каратузский райсоюз» является розничная торговля, прямую конкуренцию предприятию составляют индивидуальные предприниматели района в частности: Шиллер С.Э., Дерешева Л.П., Вертопрахова Л.С., Галкин Ю.Р., Кольцова О.Я., Щербакова И.А. и другие.

Они оказывают значительное влияние на предприятие, существует угроза снижения доли рынка и как следствие объёмов продаж. Пока предприятие выживает на рынке.

Информация о работе Труд, кадры и заработная плата работников предприятия торговли ( на материалах : ООО «Каратузский РАЙСОЮЗ»)