Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 16:16, дипломная работа
Цель дипломной работы – на основе проведенного анализа состояния труда и заработной платы на предприятии ООО «Каратузский райсоюз» разработать рекомендации по улучшению использования труда и его оплаты на предприятии.
Задачи дипломной работы: рассмотреть теоретические основы труда и заработной платы в торговле, изучить показатели эффективности труда в торговле, разработать перспективы повышения эффективности труда.
Введение
5
1.
Теоретические основы труда и заработной платы в торговле
7
1.1
Сущность, значение и особенности труда работников торговли. Кадры предприятия торговли: понятие, классификация и система показателей, характеризующих их движение
7
1.2
Эффективность и производительность труда работников предприятий торговли. Пути повышения эффективности труда
15
1.3
Характеристика оплаты труда в торговле: сущность, состав и современные проблемы
29
2.
Анализ состава и эффективности использования трудовых ресурсов предприятия ООО «Каратузский райсоюз»
44
2.1
Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности торгового предприятия ООО «Каратузский райсоюз»
44
2.2
Анализ оборота розничной торговли
64
2.3
Анализ численности работников предприятия ООО «Каратузский райсоюз»
72
2.4
Анализ производительности и эффективности труда работников ООО «Каратузский райсоюз»
84
3.
Анализ фонда заработной платы и перспективы повышения эффективности труда в ООО «Каратузский райсоюз»
94
3.1
Анализ фонда заработной платы и источников возмещения фонда заработной платы. Оценка влияния факторов на фонд заработной платы
94
3.2
Основные направления повышения эффективности использования труда работников предприятия торговли и уровня их материальной заинтересованности
100
Заключение
113
Библиографический список
116
Важнейшим элементом системы управления организацией является структура управления, поскольку тип структуры управления отражает все остальные элементы системы (коммуникационные связи, информационные потоки, процесс принятия управленческих решений и их реализации, используемые методы управления и возможности использования тех или иных методов и т. д.) и оказывает на них существенное влияние.
Организационная структура ООО «Каратузский райсоюз» представлена на рисунке 1. Предприятие имеет линейно-функциональную организационную структуру, при которой четко выражено разделение труда и специализация.
Преимущества данного типа: четкая система взаимных связей; ясно выраженная ответственность; быстрота реакции в ответ на прямые приказания; стимулирует деловую и профессиональную специализацию; уменьшает дублирование усилий; улучшает координацию в функциональных областях.
Основными недостатками являются: тенденция к волоките при решении вопросов, решающихся между подразделениями; перегрузка менеджера верхнего звена; повышенная зависимость работы от наличия на месте менеджера высшего звена, личных и деловых качеств этого менеджера; проявляется тенденция к чрезмерной централизации.
Генеральный директор является единоличным исполнительным органам предприятия, который осуществляет текущее руководство его деятельностью. Главный бухгалтер осуществляет общее руководство за постановкой и ведением бухгалтерского учета на предприятии, составлением отчетности и представление ее в соответствующие органы. Подчиняется непосредственно генеральному директору.
------------------------------
------------------------------
Рис. 1 Схема организационной структуры ООО «Каратузский райсоюз»
Основная функция специалиста по торговле сводится к закупке/продаже товарных запасов для осуществления текущей деятельности предприятия, то есть, поиск поставщиков/покупателей, тщательное слежение за рынком необходимой продукции. Подчинение также непосредственно генеральному директору.
Специалист по хозяйственным вопросам осуществляет текущее руководство вспомогательным персоналом предприятия, следит за сохранностью и техническим состоянием имущества. Подчиняется непосредственно генеральному директору.
Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе, возможность выживания, но ресурсы внешней среды небезграничны, и на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. / 29 с. 101/
Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации. /29 с.102 /
Рассмотрим влияние всех компонентов внешней и внутренней среды на деятельность предприятия торговли ООО «Каратузский райсоюз».
Поскольку для изменения своего стратегического положения фирма, прежде всего для формирования необходимой ей внешней среды активно воздействует через субъектов, непосредственно и постоянно контактирующих с фирмой, то анализ внешней среды проводится в условно разделенных двух частях среды: анализ макроокружения и анализ непосредственного окружения.
Характеристика компонентов макроокружения наглядно представлена в таблице 2.3.
Далее необходимо определить направление влияния факторов макросреды на развитие предприятия «ООО Картузский райсоюз» (табл. 2.4).
Таблица 2.3
Характеристика компонентов макроокружения
Компоненты | Влияние компонента на предприятие |
А | Б |
Социальная (определяет влияние на бизнес социальных явлений и процессов) | Анализ социального макроокружения направлен на то, чтобы уяснить влияние на деятельность предприятия определенных социальных явлений. К таким явлениям, влияющих на деятельность ООО «Каратузский райсоюз» можно отнести: снижение уровня образования, т.к. возникают трудности с применением новых технологий. рост мобильности населения приводит к значительной текучести кадров. набор на предприятии идет в основном работников среднего возраста, но при появлении возможности идут на работу в другие предприятия где есть возможность роста. Социальная сфера влияет на внутреннюю среду организации. Социальные процессы изменяются относительно медленно, однако, если все-таки происходят какие-либо изменения, то они оказывают существенное воздействие на окружение организации. |
Технологическая (заключается в отслеживании про-цесса развития тех-нологий и своевремен-ным введением новых технологических достижений) | Изучение данной группы факторов в большей степени направлено на приобретение нового усовершенствованного оборудования для доставки, погрузки, разгрузки и обслуживания. В рассматриваем предприятии не следят за появлением новых технологий. Не приобретается новое оборудование для доставки, транспортировки товара, отсутствует компьютерная техника в результате чего затрудняется и замедляется ведение учета товаров. |
Экономическая (позволит понять, то, как формируются и распределяются ресурсы) | Деятельность ООО «Каратузский райсоюз» напрямую зависит от ряда таких факторов как: увеличение цены на продукцию и транспортные перевозки. При их увеличении повышается себестоимость продукции и снижает эффективность деятельности предприятия; уровень инфляции, процентной ставки и курса национальной валюты. Рост инфляции влечет за собой повышение тарифной ставки и снижение курса национальной валюты, это приведет к росту цен на продукцию и услуги и снизит покупательную способность населения. уровень безработицы. С ростом уровня безработицы растет предложение дешевой рабочей силы на рынке труда. В этот период особенно тщательным должен быть отбор потенциальных работников, поскольку кадры для организации являются важнейшим условием ее функционирования, от которого зависит результат дальнейшей деятельности предприятия. |
Продолжение таблицы 2.3
А | Б |
Политическая (намерения органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику) | Анализ политического макроокружения заключается в выяснении того, какие программы пытается провести в жизнь государство в области деятельности связанной с продажей товаров, какие изменения в законодательстве и правовом регулировании возможны в результате принятия новых законов и норм. Ключевым процессом политического макроокружения является борьба за власть. Дополнения и изменения внесенные в Налоговый кодекс РФ предусматривают упрощенную систему налогообложения, которая снижает налоговую ставку и позитивно сказывается на деятельности данного предприятия. |
Таблица 2.4
Анализ факторов макросреды
Группа факто ров | Фактор | Характер и сила влияния на предприятие | Возможная реакция со стороны предприятия | ||
(«+», «-») | Баллы |
| |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1. Социальные | 1. Снижение уровня образования | «―» трудности с применением новых технологий | 5 | Принятие более квалифицированных кадров
| |
2. Рост мобильности населения | «―» текучесть кадров | 3 | совершенствование системы стимулирования работников
| ||
2. Технологические | 1. Появление новых технологий | «+» расширение перспектив развития организации | 2 | максимальное использование данной возможности | |
«―» рост уровня потребностей населения | 3 | проведение маркетинговых исследований
| |||
3. Экономические | 1. Уровень инфляции | «+» преимущество при выплатах по долгосрочным займам | 2 | внедрение других долгосрочных проектов; расширение капитального строительства
| |
«―» обесценивание накоплений организации | 2 | предусматривать в договорах индексацию платежей в случае их просрочки; введение других финансовых операций |
Продолжение таблицы 2.4
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3. Экономические |
| «-» увеличение цен на товары | 4 | Увеличение цены на реализуемую продукцию
|
2. Сокращение доходов потребителей | «―» падение платежеспособного спроса на товары, затруднение сбыта, вынужденное сокращение объемов реализации | 5 | разработка системы стимулирования продаж, проведение маркетинговых исследований | |
3. Рост безработицы | «+» возможность получения квалифицированных кадров по более низкой цене | 4 | формирование рациональной кадровой структуры | |
4. Низкий уровень средней зарплаты | «+» формирование системы мотивации | 5 | Установление материального стимулирования | |
«―» сокращение платежеспособного спроса | 4 | Введение кредитной системы оплаты | ||
5. Установление высоких налоговых ставок | «―» отток значительных средств в бюджет, а следовательно сокращение чистой прибыли предприятия | 3 | изыскание путей минимизации налоговых платежей | |
6.Понижение процентных ставок | «+» возможность получения дополнительных денежных средств для развития организации | 3 | максимальное использование данной возможности | |
4. Политические | 1. Ориентация на рыночную экономику | «+» возможность выбора сферы хозяйственной деятельности | 4 | изыскание новых видов деятельности, использование возможности диверсификации бизнеса |
5. Правовые | 1. Принятие нормативных актов, имеющих обратную силу | «―» необходимость изыскания финансовых ресурсов для покрытия вновь установленных отчислений | 1 | необходимо добиться льгот по исчислению налогооблагаемых сумм и по налоговым ставкам |
2. Низкий уровень правового регулирования | «―» нестабильность предприятия в ведении бизнеса | 3 | лоббирование интересов организации в органах власти | |
«+» возможность лавирования предприятия при осуществлении своей деятельности | 3 | использование недостатков правовой системы в достижении целей организации |
Оценивая по пятибалльной шкале, выберем факторы, оказывающие на предприятие наибольшее влияние. К ним относятся: социальный, в частности - снижение уровня образования; экономический - сокращение доходов потребителей, низкий уровень средней заработной платы.
Анализ факторов непосредственного (оперативного) окружения связан с изучением тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном воздействии. Организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, а значит формировать для себя дополнительные возможности и предотвращать появление угроз ее деятельности. Чаще всего в качестве ближайшего окружения организации рассматриваются потребители, поставщики и конкуренты.
Далее рассмотрим характеристику компонентов микроокружения предприятия общественного питанияООО «Каратузский райсоюз», которые представлены в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Характеристика компонентов микроокружения
Компоненты | Влияние компонента на предприятие |
А | Б |
Покупатели | -Услугами предприятия торговли пользуется население Каратузского района со средним и низким достатком, всех возраст. Также предприятие оказывает услуги юридическим лицам по проведению досуга и банкетов. -Покупателями оптовой продукции являются частные предприятия и бюджетные учреждения района. Потребители воздействуют достаточно сильно, так как от них зависят объемы продаж и за счет увеличения числа потребителей можно занять большую долю рынка. |
Поставщики | Предприятие торговли ООО «Каратузский райсоюз» в значительной степени зависит от поставщиков товаров, так как большая часть товарных запасов для перепродажи поступает через плановые поставки. |
Конкуренты | В связи с тем, что основным направлением деятельности ООО «Каратузский райсоюз» является розничная торговля, прямую конкуренцию предприятию составляют индивидуальные предприниматели района в частности: Шиллер С.Э., Дерешева Л.П., Вертопрахова Л.С., Галкин Ю.Р., Кольцова О.Я., Щербакова И.А. и другие. Они оказывают значительное влияние на предприятие, существует угроза снижения доли рынка и как следствие объёмов продаж. Пока предприятие выживает на рынке. |