Труд и заработная плата в торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 22:39, реферат

Описание работы

По своему содержанию труд работников торговли можно разделить на два различных вида: трудовые процессы, связанные со сменой форм стоимости; трудовые процессы, обусловленные продолжением процессов производства в сфере обращения.

Работа содержит 1 файл

Труд и заработная плата в торговле.doc

— 59.50 Кб (Скачать)

    Особенности труда работников торговли. 

    По  своему содержанию труд работников торговли можно разделить на два различных  вида: трудовые процессы, связанные  со сменой форм стоимости; трудовые процессы, обусловленные продолжением процессов  производства в сфере обращения.

    Операции, связанные со сменой форм стоимости, включают в себя процессы купли-продажи, организации рекламы, учета, изучения покупательского спроса, обслуживания покупателей. Второй вид труда включает в себя производственные операции, связанные с продолжением и завершением процесса производства в сфере обращения, такие как транспортировка, комплектование ассортимента, фасовка, подсортировка, хранение и др.

    Эти составляющие труда работника торговли взаимосвязаны и являются основой  организации торгово-технологического процесса. Следовательно, по своему экономическому содержанию труд в торговле неоднороден и носит двойственный характер.

    Большой удельный вес в общей сумме  торговых процессов занимает труд, связанный с продолжением процесса производства в сфере обращения. Это обусловлено низкой оснащенностью техникой торговых предприятий. Большинство процессов, связанных с предпродажной подготовкой товаров, производятся вручную, что требует больших затрат живого труда. Так, например, в розничной торговле продовольственными товарами в зависимости от размеров магазина в среднем за смену приходится перемещать от 3 до 5 т груза. Негативным при этом является то, что 80% занятых в торговле – женщины. Характерной особенностью труда работников торговых предприятий, связанного со сменой форм стоимости, является непосредственное общение с покупателем. С одной стороны, это довольно однообразный процесс, а с другой – он требует большого физического и психологического напряжения и усилий. Недостаточная компьютеризация предприятий торговли приводит к тому, что расчеты с покупателями, ведение учета и обработка всех документов представляют для работников трудоемкие утомительные процессы.

    В течение рабочего дня интенсивность  покупательских потоков различна, что  приводит то к очень высокой нагрузке и повышению напряженности труда, то к неизбежным простоям. Месторасположение магазина, существенные колебания спроса по отдельным товарным группам и многие другие факторы определяют вышеописанную ситуацию, являющейся одной из особенностей торгового труда.

    В торговых предприятиях конечным результатом  труда является не продукт, а услуга. Таким образом, по своему содержанию труд работников торговли коренным образом  отличается от труда работников других отраслей и сфер общественного производства.

                    
 

    Трудовые  отношения в торговле. 

    Трудовые  отношения в сфере торговли регламентируются Кодексом законов РФ о труде (КЗОТ). В настоящее время предприятиям предоставлены большие права  в выборе форм и условий оплаты труда, установлении режима работы и    т. п. Но при этом законодательно регламентируются на всех предприятиях, независимо от организационно-правовой формы собственности, минимальный размер заработной платы, максимальная продолжительность рабочего дня, определенные льготы по налогообложению доходов отдельных категорий работников.

    Трудовые  отношения оформляются в письменном виде в форме договора (контракта). Трудовые договоры могут быть коллективными  и индивидуальными. Индивидуальные заключаются между работодателем  и отдельными работниками, а коллективные – между работодателем и коллективом. Ведущее место в регулировании трудовых отношении принадлежит коллективному договору. Форма и его содержание могут быть произвольными, но все положения должны соответствовать действующему законодательству и регламентировать социально-экономические условия работы коллектива, условия труда, льготы и т. п.

    По  срокам действия договоры могут быть срочными (до 5 лет), бессрочными и  действующими на время выполнения определенных работ.

    Рассмотрим  различия, существующие между понятиями « договор подряда» и « трудовой договор».

    По  договору подряда взаимоотношения  между работником  и предприятием регулируются Гражданским кодексом РФ. Заказчик (предприятие) обязуется  принять и оплатить выполненную  работу согласно условиям договора подряда. Примером этого вида договора может служить договор между торговым предприятием и мастером по ремонту кассовых машин; договор подряда прекращается, как только будет закончен ремонт определенного количества машин. Оплата труда производится по согласованию сторон с удержанием подоходного налога и отчислений в пенсионный фонд. Однако социальное страхование работника договором подряда не предусмотрено.

    По  трудовому договору (соглашению) отношения  между работодателем и работником регулируются Кодексом законов о труде (КЗОТ). Основанием для возникновения трудовых отношений является приказ о приеме на работу. Работнику может быть установлен испытательный срок, но не более 3 мес. По законодательству, норма рабочего времени не должна превышать 40 час. в неделю; если работнику устанавливается ненормированный рабочий день, то это должно оговариваться в договоре. Работники, работающие по трудовому договору, пользуются всеми видами социального страхования, являющегося обязательным  как для работника, так и для предприятия. Истечение срока договора не влечет за собой его автоматического прекращения.

    Все работники предприятия делятся  на две группы: рабочие и служащие. Служащие в свою очередь делятся  на следующие категории: руководители, специалисты и вспомогательный персонал. К первой категории относятся: руководители предприятия и их заместители, заведующие секциями и т. п. К специалистам – бухгалтеры, товароведы, экономисты, юристы и т. п. К вспомогательному персоналу относят секретарей, машинисток, уборщиц и т. п. 
 

    Производительность  труда работников торговли. 

    Показатель  «производительность труда» применяется  на торговых предприятиях для оценки рационального использования трудовых ресурсов.

    Производительность  труда измеряется разными методами, которые выбирает торговое предприятие в зависимости от особенностей ведения учета. Производительность труда характеризует выработку на одного работника в единицу времени.

    При реализации товаров простого ассортимента (овощи, хлеб, молоко) и выполнении операций по фасовке товаров используется количественное измерение производительности труда в натуральных показателях. Для расчетов используется следующая формула: 

    Пр = v /t ,

    где Пр – производительность труда,

        v – объем выполненных работ в натуральном измерении,

           t – время, затраченное на выполнение этих работ.

     

    Наряду  с вышеописанным методом широкое  распространение в торговой практике получил стоимостной метод определения  производительности труда. В основу расчетов ложится объем розничного товарооборота, и производительность труда может исчисляться по следующим формулам: 

    1. Прсч = T /tчел./час,

    где Прсч – среднечасовая производительность труда работников,

          T – объем товарооборота за анализируемый период,

           tчел./час. – количество человеко-часов, отработанных в анализируемом периоде.

    2. Прдн = T /Дн,

    где Прдн – среднедневная производительность труда работников,

           Т – объем товарооборота за анализируемый период,

           Д н – количество человеко-дней отработанных в анализируемом периоде. 

    3.Пр1раб = Т /Ч,

    где Пр1раб – производительность труда на одного работника,

        Т – объем товарооборота (руб.),

           Ч – среднесписочная численность за анализируемый период (чел.). 
     

    В зависимости от характера решаемых предприятием задач выбирается одна из этих формул для расчетов, но наиболее чаще используется показатель производительности труда на одного среднесписочного работника (формула 3).

    Отметим недостатки присущие этому показателю:

  • Инфляция влечет рост цен, а,следовательно, темпы роста товарооборота будут увеличиваться  быстрее, чем темпы роста среднесписочной численности, поэтому при этих условиях расчетный стоимостной показатель производительности труда будет выше, даже при практическом снижении производительности.
  • Реализация различных товарных групп неодинакова по трудоемкости, а стоимостная оценка эту разницу не учитывает. Изменение структуры товарооборота приводит к тому, что реализация товаров по одинаковым ценам происходит при различных затратах.
 

     

    При определении показателя производительности труда в динамике необходимо учитывать изменения среднего товарооборота на одного работника в единицу времени с учетом структуры товарооборота.

    К факторам, определяющим уровень производительности труда, можно отнести следующие: объем товарооборота и его ассортиментный состав; организация труда и уровень механизации торговых процессов; степень квалификации и профессиональную подготовленность кадров и др.

    Наряду  с показателем производительности труда в торговых предприятиях рассчитывают показатель эффективности труда. Этот показатель является сложной экономической категорией и характеризует отношение полученных результатов к трудовым материальным затратам. Рост эффективности труда торгового предприятия повышает рентабельность, производительность труда, объем товарооборота, снижает издержки обращения, а также означает высокое качество и уровень торгового обслуживания.

Организация оплаты труда на торговом предприятии. 

    Определение порядка оплаты труда работников зависит от организационно-правовой формы торгового предприятия. Более самостоятельны в хозяйственной деятельности предприятия частной, кооперативной формы собственности. Они сами определяют порядок оплаты труда работников, численность работающих на предприятии, размер их заработной платы.

    Заработная  плата представляет собой форму материального вознаграждения за труд, часть совокупного общественного продукта, поступающая работникам для индивидуального потребления.

    В основу организации заработной платы  работников торговли ложатся три  основных принципа.

    Материальная  заинтересованность работников в результатах  своего труда обеспечивается построением  такой системы оплаты труда, при  которой размеры заработков ориентируют  и стимулируют работников на качественное выполнение своих обязанностей и  достижение высоких конечных результатов.

    Дифференциация  размеров заработной платы зависит  от квалификации работников, сложности  выполняемых ими функций, условий  их труда, разных климатических условий  регионов России, удаленности отдельных  районов.

    Организация заработной платы должна быть проста и ясна для работников. Для этого  в трудовом соглашении оговариваются размеры и условия выплаты заработной платы; отмечаются факторы, определяющие изменения размеров оплаты.

    В качестве основы организации заработной платы на предприятиях торговли используется тарифная система. Торговые предприятия самостоятельно  разрабатывают размеры ставок и окладов, которые зависят от квалификации работника. Система дифференциации размеров оплаты труда включает в себя тарифно-квалификационные справочники, тарифные ставки и тарифные сетки.

Информация о работе Труд и заработная плата в торговле