Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 16:16, дипломная работа
Цель дипломной работы – на основе проведенного анализа состояния труда и заработной платы на предприятии ООО «Каратузский райсоюз» разработать рекомендации по улучшению использования труда и его оплаты на предприятии.
Задачи дипломной работы: рассмотреть теоретические основы труда и заработной платы в торговле, изучить показатели эффективности труда в торговле, разработать перспективы повышения эффективности труда.
Введение
5
1.
Теоретические основы труда и заработной платы в торговле
7
1.1
Сущность, значение и особенности труда работников торговли. Кадры предприятия торговли: понятие, классификация и система показателей, характеризующих их движение
7
1.2
Эффективность и производительность труда работников предприятий торговли. Пути повышения эффективности труда
15
1.3
Характеристика оплаты труда в торговле: сущность, состав и современные проблемы
29
2.
Анализ состава и эффективности использования трудовых ресурсов предприятия ООО «Каратузский райсоюз»
44
2.1
Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности торгового предприятия ООО «Каратузский райсоюз»
44
2.2
Анализ оборота розничной торговли
64
2.3
Анализ численности работников предприятия ООО «Каратузский райсоюз»
72
2.4
Анализ производительности и эффективности труда работников ООО «Каратузский райсоюз»
84
3.
Анализ фонда заработной платы и перспективы повышения эффективности труда в ООО «Каратузский райсоюз»
94
3.1
Анализ фонда заработной платы и источников возмещения фонда заработной платы. Оценка влияния факторов на фонд заработной платы
94
3.2
Основные направления повышения эффективности использования труда работников предприятия торговли и уровня их материальной заинтересованности
100
Заключение
113
Библиографический список
116
- Стоимость продукции, выданной в порядке натуральной оплаты.
- Премии и вознаграждения, (включая стоимость натуральных премий), носящие регулярный или периодический характер независимо от источников их выплаты.
- Стимулирующие доплаты и надбавки к тарифным ставкам и окладам (за профессиональное мастерство, совмещение профессий и должностей).
- Ежемесячные или ежеквартальные вознаграждения (надбавки) за выслугу лет, стаж работы.
- Компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда.
- Доплаты за работу в ночное время.
- Оплата работы в выходные и праздничные дни.
- Оплата сверхурочной работы.
- Оплата специальных перерывов в работе.
- Выплата разницы в окладах работникам, трудоустроенным из других предприятий и организаций, с сохранением в течение определенного срока размеров должностного оклада по предыдущему месту работы.
- Выплаты разницы в окладах при временном заместительстве.
- Оплата труда работников не списочного состава.
- Оплата труда лиц, принятых по совместительству.
2) Оплата за неотработанное время.
- Оплата ежегодных и дополнительных отпусков (без денежной
компенсации за неиспользованный отпуск).
- Оплата дополнительно предоставленных по коллективному договору отпусков работникам.
- Оплата учебных отпусков, предоставленных работникам, обучающимся в образовательных учреждениях.
-Суммы, выплаченные за счет средств предприятия, за не проработанное время работникам, вынужденно работавшим неполное рабочее время по инициативе администрации.
- Оплата работникам-донорам за дни обследования, сдачи крови.
- Оплата за время вынужденного прогула.
- Единовременные поощрительные выплаты.
Единовременные (разовые) премии независимо от источников их выплаты.
- Вознаграждение по итогам работы за год, годовое вознаграждение за выслугу лет (стаж работы).
- Материальная помощь, предоставленная всем или большинству работников.
- Дополнительные выплаты при предоставлении ежегодного отпуска (сверх нормальных отпускных сумм в соответствии с законодательством).
- Денежная компенсация за неиспользованный отпуск.
- Другие единовременные поощрения, включая стоимость подарков.
В фонд потребления входят, но не включаются в состав средств, направляемых на потребление: затраты на командировочные расходы, стоимость спецодежды, спецпитания, выплаты за счет средств фонда социальной защиты, включая пособия по временной нетрудоспособности, по беременности, по уходу за ребенком, а также расходы за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Всю начисленную на предприятии на предприятии заработную плату можно подразделить на следующие виды:
-основная заработная плата;
- дополнительная заработная плата;
-премии, вознаграждения по итогам работы за год. /1 с.376 /
Основанная заработная плата начисляется в зависимости от принятых на предприятии форм оплаты труда. То есть может быть сдельная оплата труда, повременная или контрактная.
Основная заработная плата согласно действующему трудовому законодательству не должна выплачиваться работникам реже, чем два раза в месяц. /6 с.513/
Дополнительная заработная плата начисляется на основании документов, подтверждающее право работника на оплату за неотработанное время. К таким выплатам относятся:
-оплата основного, дополнительного или учебного отпуска;
-компенсации за неиспользованный отпуск;
-выплаты выходного пособия при увольнении;
прочие выплаты согласно действующему законодательству.
Выплаты работнику дополнительной заработной платы производятся в сроки, определенные действующим законодательством. /6 с.514/
Все перечисленные выплаты рассчитываются на основе среднего заработка. Во всех случаях средний заработок на день его выплаты не может быть менее установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда. Вознаграждение по результатам работы финансово-хозяйственной деятельности предприятия выплачиваются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, за вычетом средств, направляемых на потребление. Размер вознаграждения устанавливается по нормативу, определенному как соотношение 12-ти месячных окладов к сумме указанной прибыли за предшествующий календарный год. Периодичность выплаты вознаграждения определяется предприятием самостоятельно. /1 с.377/
В качестве источников вознаграждения за труд на предприятии
создаются фонды социальной поддержки и развития, фонд развития производства, резервный фонд. Эти фонды создаются для распределения доходов и дивидендов между работающими с целью повышения их заинтересованности.
Отчисления в фонды предприятия производит ежеквартально с нарастающим итогом. /6 с. 514 /
Для усиления роли оплаты труда необходимо обеспечить ее непосредственную связь с итогами труда. Каждый работник должен видеть устойчивую часть между получаемым материальным вознаграждением и производительностью труда, величиной своей заработной платы и результатами, достигнутыми предприятием.
Оплата труда рассматривается в тесной связи с использованием трудовых ресурсов и ростом производительности труда.
От обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, степень использования оборудования и как следствие – объем производства и продажи продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.
В следующей главе на конкретном предприятии рассмотрим в области использования рабочей силы – исследование численности, состава, структуры, уровня квалификации и ее динамики; в области оплаты труда – определение размеров динамики средней заработной платы торговых работников, влияние численности работников и средней заработной платы на расход заработной платы, исследование темпов роста заработной платы, их соотношение с темпами роста производительности труда.
2. Анализ состава и эффективности использования трудовых ресурсов предприятия ООО «Каратузский райсоюз»
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности торгового предприятия ООО «Каратузский райсоюз»
Общество с ограниченной ответственностью «Каратузский райсоюз» (далее «Общество) зарегистрировано Администрацией Каратузского района Красноярского края.
В своей деятельности общество руководствуется Федеральным Законом от 08.02.98 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Гражданским кодексом РФ, а также Учредительным договором и Уставом.
Фирменное наименование Общества: Общество с ограниченной ответственностью «Каратузский райсоюз».
Юридический адрес: 662850, Красноярский край, Каратузский район, с. Каратузское , ул. Советская, 46.
Общество обладает правами юридического лица с момента его государственной регистрации в установленном порядке, имеет расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать и штамп со своим наименованием и указанием места нахождения общества, бланки установленного образца, знаки обслуживания.
Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже.
Общество имеет гражданские права и несет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных Федеральными Законами.
Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Всех основных поставщиков ООО "Каратузский райсоюз" можно подразделить на поставщиков – изготовителей и поставщиков – посредников. Поставщиками – изготовителями являются такие компании как: ОАО "Пикра", "Минал", «Шушенская марка», ПБОЮЛ Толкачев Н.Ю.. Такое количество поставщиков – изготовителей, является положительным моментом, т.к. они могут предложить свою продукцию по более низким ценам, чем поставщики – посредники.
Таблица 2.2
Основные поставщики ООО "Каратузский райсоюз"
Основные поставщики | Вид поставляемой продукции |
А | Б |
ООО «Сапфир» | Безалкогольные напитки, газированные воды |
ОАО»Шушенская марка» | Вино-водочные изделия |
Компания «Мария» | Ткани |
ПБОЮЛ Толкачев Н.Ю. | Мороженное |
Торговый дом "Минал" | вино водочные изделия |
ОАО "Пикра" | пиво, слабоалкогольные и безалкогольные напитки |
Основной целью создания общества является осуществление коммерческой, торгово-закупочной, посреднической деятельности для извлечения прибыли, насыщения рынка товарами народного потребления, оказания услуг населению, предприятиям и организациям.
Предметом деятельности общества является: оптовая и розничная торговля, в том числе путем создания магазинов «Чокур», «Тайгиш», «Саяны» в центре Каратуза и 17 магазинов по району; торговое и другое обслуживание населения, организация общественного питания путем создания кафе «Кулинария», предоставление населению услуг, закупка у населения и сельхозпредприятий сельхозпродукции и сырья, изделий подсобных предприятий и промыслов для последующей переработки и реализации в торговой сети, также для поставки предприятиям, предпринимателям и физическим лицам, автотранспортные услуги населению и предприятиям, давальческая деятельность, благотворительная деятельность.
Помимо перечисленных видов деятельности Общество может заниматься хозяйственной деятельностью, за исключением той, которая запрещена законодательными актами РФ.
Потребителями готовой продукции являются жители района. Товары реализуются через сеть магазинов, а также по взаимным договорам поступает для питания в образовательные, лечебные и другие учреждения.
Одним из важнейших условий нормального функционирования является его выгодное местонахождение. Во-первых, в связи с тем, что магазины предприятия размещаются в центре густонаселенного района вблизи от главной автомагистрали, что обеспечивает их высокую посещаемость; во-вторых, потому что эти магазины имеют удобные автомобильные подъездные пути и свободную площадку. А также ряд магазинов находится в поселениях района и причем в некоторых из них магазины «Каратузского райсоюза» является единственными, не имеющими конкурентов.
Кроме того, положительным фактором в местонахождении данного торгового предприятия является его непосредственная близость к транспортной остановке.
Анализируемые магазины являются конкурентоспособными, поскольку ассортимент реализуемых ими товаров достаточно широк и
разнообразен, цены не выше, чем в других торговых точках, на
некоторые товары даже ниже.
В целом можно сказать, что они являются торговыми точками местного значения, обслуживающими население. Анализируемая в работе торговая фирма ориентируется в основном на средне обеспеченный
сегмент рынка, к которому принадлежит большая часть потенциальных покупателей.