Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:49, курсовая работа
Суть рыночных отношений - производители и продавцы должны действовать на свой
страх и риск, ориентируясь лишь на рыночные регуляторы (цены, налоги,
процентные ставки, курсы, дивиденды и др.). Цена играет первостепенную роль в
этой системе.
Введение
.....................................................................................
Глава 1.Теория ценообразования.
1.1 Теоретическое обоснование ценообразования............................
1.2 Основные виды и функции цен
..................................................
1.3 Механизм образования цен
........................................................
1.4 Факторы, влияющие на процесс ценообразования......................
Глава 2. Зависимость процесса ценообразования от
характеристики рынка.
2.1 Ценообразование в условиях
совершенной конкуренции
...........................................................
2.2 Ценообразование в условиях
несовершенной конкуренции
..........................................................
2.3 Государственное регулирование цен..........................................
Глава 3. Ценовая политика предприятия
3.1 Механизм ценообразования
.......................................................
3.2 Методы ценообразования
..........................................................
3.3 Контроль ценообразования
налоговыми органами в России
..............................................................
3.3 Ценовая политика предприятия
..................................................
Заключение.................................................................................
Список
литературы...................................................................
дают возможность каждому продавцу меру монопольной власти над ценой.
Спрос на продукцию в условиях монополистической конкуренции отражает кривая
спроса.(см.выше) Она показывает суммарный объём продукции, представляемый
фирмой при каждом значении цены. Подобно кривой спроса фирмы-монополиста
кривая спроса на продукцию в условиях монополистической конкуренции является
также убывающей. Но она намного более эластична, чем кривая спроса
производителя-монополиста, поскольку продавец в условиях монополистической
конкуренции сталкивается с относительно большим числом конкурентов,
производящих взаимозаменяемые товары. Чем больше конкурентов и слабее
дифференциация продукта, тем более эластичной будет кривая спроса в условиях
монопольной конкуренции. Что же касается кривой предельного дохода в этих
условиях, то она лежит ниже кривой спроса производителя, и её наклон также
будет составлять половину угла наклона последней.
На краткосрочном временном интервале в условиях монопольной конкуренции фирмы
будут выбирать цену и объём выпуска, максимизирующие прибыль и минимизирующие
убытки, также исходя из уже известного принципа равенства предельного дохода
и предельных издержек. Сходная ситуация имеет место и на долгосрочном
временном интервале. Максимизация прибыли в этом периоде в условиях
монополистической конкуренции предполагает объём выпуска, при котором
предельный доход равен долгосрочным предельным издержкам.
Завершая краткий анализ рыночного поведения фирм в условиях конкуренции,
следует также обратить внимание на эффективность распределения и
использования ресурсов. В этих условиях производится несколько меньший, чем
наиболее эффективный объём продукции. Это означает, что имеет место
недоиспользование ресурсов для производства товаров и установления несколько
более высокой цены. Иначе говоря, издержками монополистической конкуренции
являются избыточные производственные мощности и недопроизводство необходимой
обществу продукции. Но чем острее проблема избытка производственной мощности,
тем шире диапазон потребительского выбора. Монополистическая конкуренция
связана с приспособлением продукта к потребительскому спросу, а
потребительского спроса – к продукту. Такое приспособление является
компенсирующим моментом монополистической конкуренции, но максимальная
производственная эффективность все-таки не достигается.
Завершить рассмотрение
рынка несовершенной
олигополии. Олигополия – рыночная структура, состоящая из небольшого
числа фирм, причем по крайней мере, некоторые из них имеют большие размеры
относительно размеров рынка. Товар, реализуемый в условиях олигополии, может
быть и дифференцированным, и стандартизованным. На олигополистическом рынке
фирмы, обладающие большими долями в общем, выпускаемом количестве товара,
обладают способностью влиять на цену товара, варьируя его наличие на рынке.
Степень преобладания на рынке одной или нескольких больших фирм определяют
коэффициент концентрации и индекс Герфиндаля. Коэффициент концентрации
– простейший показатель, измеряющий концентрацию рынка. Он показывает процент
продаж приходящихся на данном отраслевом рынке на долю четырёх (или восьми)
крупнейших фирм. Индекс Герфиндаля позволяет учесть степень влияния
доминирующей фирмы. Этот индекс рассчитывается путём возведения в квадрат
процентных долей рынка каждой из фирм и суммирования полученных результатов:
Н=р + р + ... р
Следует обратить внимание, что олигополистическое поведение на рынке
подразделяется на олигополию, основанную на соглашении, и олигополию
доминирующей фирмы.
Соглашение предполагает согласование между несколькими фирмами о разделе рынка и
ценах. Выделяют открытое соглашение и тайное или молчаливое соглашение.
Если соглашение является открытым и оформленным и вовлекает всех или большую
часть производителей на рынке, его результатом является картель. Его
цель – максимизировать прибыль путём фиксации цен и ограничения объёмов выпуска
продукции. Но поскольку открытое соглашение в настоящее время является
незаконным в большинстве стран (согласно антитрестовским законам), то
олигополисты часто ищут пути к тайному сотрудничеству, исключающему открытое
соглашение, к согласованию без соглашения.
Олигополия доминирующей фирмы определяет организацию рынка, при которой на
нём господствует крупная фирма, цены которой являются базовыми для всех
остальных продавцов. Вариантом олигополии доминирующей фирмы выступает
ценовое лидерство. При олигополистическом лидерстве в области ценообразования
одной – единственной фирме отводится ведущая роль в формировании цены,
исключая тем самым необходимость тайного сговора.
Соперничающие фирмы могут не только договариваться о сотрудничестве в погоне
за прибылью, но и вести сознательное соперничество или войны цен. Ценовая
война предполагает цикл последовательных снижений цены соперничающими на
олигополистическом рынке фирмами. Война цен продолжается до тех пор, пока
цена не падает до уровня средних издержек. Снижение цены ниже этого уровня
приводит к убыткам.
Равновесие
«изгибающейся» кривой спроса
для олигополистов очень
отличие от чистого монополиста олигополист при наличии «изгибающейся» кривой
спроса не будет изменять цены или объём выпуска вследствие небольших цен
средних изменений в издержках. Кривая предельных издержек все равно пресечет
кривую предельного дохода на изгибе.
2.3 Государственное регулирование ценообразования.
Значительное место в Гражданском Кодексе РФ уделено вопросам ценообразования.
В первой части Кодекса выделена специальная статья, определяющая особенности
современной практики ценообразования (ст. 424). Прежде всего, эта статья
утверждает, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной
соглашением сторон. Этим подтверждается практика применения свободных
рыночных цен в России.
Разновидностью цен признаны тарифы, расценки, ставки и т.п., тем самым можно
утверждать, что ценообразование распространяется на 1) банковские операции
(процентные ставки за пользование кредитом, за отдельные банковские операции
и т.д.), 2) трудовые отношения (расценки, ставки за выполняемые работы,
технологические операции) и т.д.
Подчеркивается, что
в предусмотренных законом
устанавливаемые или регулируемые соответствующими государственными органами.
Основой для изменения цен после заключения договора являются условия,
предусмотренные этим законом или договором. Изменение цены, гласит п. 2 ст.
424, после заключения
договора допускается в
предусмотренных договором, 2)законом, либо в установленном законом порядке.
В случаях, когда в договоре цена не предусмотрена и не может быть определена
исходя из условий договора, исполнение договора должно быть, оплачено по
цене, которая обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги (п.3
ст. 424).
Вообще, различают прямое и косвенное воздействие государства на цены.
Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены
означает участие государства в формировании уровней, структур и движения цен,
установления определенных правил ценообразования.
В условиях рыночной экономики, регулируемые цены, как и свободные цены,
устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Государственное
воздействие на такие цены осуществляется путем методического и
организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке
рекомендаций по их обоснованию, в том числе и по отраслям народного
хозяйства.
Прямое вмешательство
государства целесообразно
стабилизации действующих цен и их незначительного роста, например в 1998 г.,
предполагался рост цен 5-10% в год. В 1999 г., - 30%.
Решение о необходимости регулирования цен принимается на основе анализа
деятельности субъектов ценообразования с учетом стимулирующей роли
соответствующих методов регулирования в качестве производимой продукции и
удовлетворение спроса на неё.
Можно выделить следующие
формы вмешательства
ценообразования*.
1. Общее замораживание цен (оно применяется при чрезвычайно
сильном инфляционном развитии экономики) или замораживании цен на отдельные
группы товаров.
2.
Установление фиксированных
твердо установленной величиной формируются по решению соответствующих органов
власти и управления и ими же утверждаются. Решение о введении фиксированных
цен предшествует процедура определения прибыли (рентабельности), включаемой в
такие цены, а также разрешения споров в случаях, когда фиксированные цены не
обеспечат отдельным предприятиям (независимо от форм собственности) и
гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей,
нормативной прибыли. Субъекты ценообразования в случае введения фиксированных
цен обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной
цены.
3.
Установление пределов
период времени или предельного уровня цены, то есть максимального или
минимального уровня цены, выше или ниже которого цена на может подниматься.
Такое регулирующие мероприятие очень важно в условиях дефицита, так как рост
свободных цен, в конечном счете, ведет к сокращению производства. Россия,
отпустив в связи с переходом к рынку свои цены на свободу, потеряла
значительную часть национального продукта.
В настоящее время правительство РФ предлагает установить верхний лимит цены
на продукцию естественных монополий.
Предельный уровень цены может быть надежной гарантией населению от «ценового
диктата» производителей в условиях отсутствия конкуренции на внутреннем
Информация о работе Рыночное ценообразование в условиях совершенной и несовершенной конкуренции