Несовершенная конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:47, реферат

Описание работы

Цель данной работы – подробно изучить основные виды рыночных структур несовершенной конкуренции.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
- рассмотреть понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом;
- охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.

Содержание

Введение 3
1.Понятие конкуренции 5
2.Несовершенная конкуренция как форма рыночной структуры 6
2.1.Причины возникновения несовершенной конкуренции 11
2.2.Монополистическая конкуренция (условия возникновения, характерные черты) 11
2.3Олигополия 20
2.4.Монополия 23
3.Используемые средства и потери от несовершенной конкуренции 26
Заключение 28
Список используемой литературы 30
Приложение 31

Работа содержит 1 файл

Реферат по эк.теории.doc

— 132.00 Кб (Скачать)


              СОДЕРЖАНИЕ

Введение              3

1.Понятие конкуренции              5

2.Несовершенная конкуренция как форма рыночной структуры                                                                            6

2.1.Причины возникновения несовершенной конкуренции              11

2.2.Монополистическая конкуренция (условия возникновения, характерные черты)                                                            11

2.3Олигополия              20

2.4.Монополия              23

3.Используемые средства и потери от несовершенной конкуренции                                                                       26

Заключение              28

Список используемой литературы              30

Приложение               31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

                                 Введение

Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции.

Чистая монополия и совершенная конкуренция это два крайних случая рыночной структуры которые встречаются в экономической практике чрезвычайно редко. Промежуточной и гораздо более реалистичной стадией является монополистическая конкуренция и олигополия. В этом случае фирмы, хотя и сталкиваются с конкуренцией со стороны других фирм, входящих в отрасль или уже существ. продавцов, но обладают некоторой властью над ценами на свои товары. Для этой рыночной структуры характерна дифференциация товаров, т.е. многие фирмы предлагают похожие, но не идентичные, а так же взаимозаменяемые товары. Кроме того данные структуры имеют место на сырьевых рынках и в случае конкуренции абсолютно различных товаров(борьба за «карман» покупателя, между секторами рынка).

Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. 

 

4

Монополия — наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Всевластию монополиста помогает уникальность (незаменимость) продукции последнего.

Олигополия — это структура рынка, на котором действуют немногочисленные продавцы. Весьма существенные барьеры препятствуют проникновению в отрасль новых фирм. Олигополистические фирмы используют в основном методы неценовой конкуренции.

Для того чтобы рынок был совершенно конкурентным, для него должны выполняться следующие условия: наличие многих продавцов, каждый их которых мал относительно рынка в целом; продуктовая однородность; хорошо информированные покупатели; свободные вход фирм на рынок и выход из него и независимые решения со стороны как производителей, так и потребителей. Некоторые отрасли, особенно в сельском хозяйстве, удовлетворяют этим требованиям, но модель конкуренции является полезной даже в том случае, когда эти требования соблюдаются только приблизительно. Совершенный конкурент не может воздействовать на сложившуюся рыночную цену товаров и услуг.

Цель данной работы - рассмотреть понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них, рассмотреть проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.

     Цель данной работы – подробно изучить основные виды рыночных структур несовершенной конкуренции.
    Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
    - рассмотреть понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом;
    - охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.
    

 

              5

              1.Понятие рыночной конкуренции.

Конкуренция – это соперничество между людьми, фирмами, организациями, территориями, заинтересованные в достижении одной и той же цели.

Предмет конкуренции – товар, посредством которого соперники стремятся завоевать потребителя и его деньги.

Объект конкуренции – это потребитель и покупатель, за расположение которого борются на рынке противоположные стороны.

Конкуренция на рынке имеет свои функции:

1.выявление или установление рыночной стоимости товара;

     2.выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение прибыли в зависимости от различных затрат труда;

3.регулирование перелива средств между отраслями и производствами.

Начиная конкурентные отношения на рынке, необходимо определить:

- какие аналогичные товары конкурируют с товарами вашей фирмы и кто их производит;

- существуют ли товары, способные заменить ваш для удовлетворения данной потребности;

- не угрожает ли вашему товару товар тех конкурентов, которые могут удовлетворить данную потребность за счет создания товара-заменителя;

- возможно ли исчезновение самой удовлетворяемой вами потребности; если да, то почему и в какой срок.

 

                                                                                 6

2.Несовершенная конкуренция как форма рыночной структуры.

  Рыночная несовершенная конкуренция является одной из важнейших категорий современной экономической теории. Без этого понятия не обходится ни одна модель механизма функционирования рынка. Более того, теория рыночной конкуренции, в отличие от многих других разделов экономической теории, находит и находила раньше, в течение трех последних веков, самое широкое практическое положение. Начиная от меркантилистов и кончая современными законодательными положениями в области антимонопольной политики, государства с традиционной рыночной экономикой пытаются регулировать рынок, обеспечивая за ним определенную конкурентную среду.

Несовершенная конкуренция, как научное понятие, связывается с именем А. Смита. Рыночный механизм регулирования, названный им “невидимой рукой”, формирует цены товаров под влиянием спроса, предложения и конкуренции. Заметим, что основной его труд «Исследование о природе и причинах богатства народов», принесший А. Смиту мировую известность, был направлен, прежде всего, против политики меркантилизма, таможенных ограничений и фискальной политики государства, которое по его  понятиям, вообще должно отказаться от вмешательства в экономическую жизнь.

С самого начала, конкуренции отводилась не только функция рыночного регулирования, но и стимулирующая роль. Иначе говоря, она рассматривалась как фактор развития,

                                                                                       

                                                                                           7

совершенствования производства и качества производимой товарной массы. Хотя физиократы, основываясь на своей территории естественного порядка, не рассматривали купечество и промышленников как производственный класс, А. Смит преодолел  эту ограниченность, что и позволило классикам расширить “функциональные возможности” конкуренции, придав ей роль производительной силы и фактора общественного развития или прогресса, понимаемого с тех пор, как рост общественного благосостояния.

И теория, и практика на протяжении длительного периода времени показывает, что рыночный механизм не является идеальным в том смысле, что он порождает определенные неустойчивые явления. Здесь можно различить два рода неустойчивости. Во-первых, неустойчивость, порождаемую замкнутым характером регулирующего рыночного механизма. Иначе говоря, это система подчиняется законам автоматических систем управления, которой, в принципе, свойственна тенденция к колебательным явлениям, что и регистрируется фактами периодических спадов, подъемов и кризисов производства. Хотя в настоящее время и выработана более или менее эффективная антикризисная политика, однако наличие неустойчивости, как имманентно присущей рыночной системе, не вызывает сомнения. Другой тип неустойчивости касается рассматриваемой нами проблемы и связан с конкуренцией. В основе ее лежит закономерность, известная как неравномерность развития производительных сил. Она проявляется как внутри отдельной национальной экономики, так и в международном плане. Согласно этой закономерности,

8

на данный момент времени рыночный спрос обеспечивается                                                                                    товарами, производимыми различными технологическими способами производства, причем это различие касается, главным образом, эффективности или прогрессивности той или иной технологии. Иначе говоря, в рассматриваемой системе существуют производители, для которых издержки производства, как средние, так и предельные ниже среднеотраслевых, равно как существуют производители, для которых эти показатели превышают средние. Такое явление является типичным для конкурентного рынка. Поэтому создается реальная и объективная основа для концентрации производства, то есть слияния капиталов и его сосредоточения в собственности относительно небольшого числа предпринимателей.

Итак, в конкурентной среде существуют процессы, направленные против самой этой конкуренции или, по крайней мере, ее ограничивающие. Неустойчивость проявляется в том что в рыночной среде каждый отдельный производитель  стремится захватить и обеспечить за собой большую долю рынка данного вида продукции. Это ведет не только к росту прибыли, но и обеспечивает ему условия выживания в конкурентной среде. Отсюда, устранение конкурентов рассматривается кА нормальное явление, соответствующее принципам выживаемости сильнейших, если, конечно, такое устранение осуществляется в рамках закона. А закон, как известно, не запрещает различного рода слияниям и поглощениям, то есть концентрации производства. Более того, и экономическая теория, и практика функционирования

 

9

крупных предприятий, высказывается за рост масштаба производства.

Начавшаяся в недрах идеальной рыночной конкуренции концентрация производства, развивается как снежный ком. Для крупного предприятия проявляется возможность более эффективной его организации, на основе разделения труда, создания поточных производств, технологической и конструкторской специализации, внедрения более мощных и производительных машин, также специализированных на отдельных операциях.

Еще раз подчеркну, что несовершенная конкуренция с самого начала рассматривалась как необходимый фактор развития производительных сил. Естественно, что и государственная политика была направлена на то, чтобы сохранить этот фактор, тем более, что к концу XIX века монополистические тенденции проявились с такой интенсивностью, что научная экономическая мысль стала рассматривать их как естественные явления и раскол в идеях обозначился достаточно наглядно и остро. С одной стороны, концентрация производства рассматривалась как имперский характер развития капитализма, а отсюда обосновывалась объективная необходимость обобществления средств производства (марксистско-ленинская теория), с другой – на фоне этой теории настойчиво звучали призывы сохранить рыночную экономику с ее необходимым атрибутом конкуренции. Идеологом последнего направления следует считать Вильфредо Парето, который  специально выделил конкуренцию как самостоятельную категорию научного исследования. Будучи сторонником рынка, он рассматривал

10

его с идеальных позиций, то есть как рынок чистой конкуренции. Когда существует большое число независимых                                                                                      продавцов и покупателей, со свободой доступа и выхода из рынка. Именно в этих условиях охраняется созидательная энергия, стимулируемая личным интересом, личной выгодой. Поэтому несовершенная конкуренция выступает как один из главных регулирующих элементов в экономике. Чем интенсивней конкуренция, тем лучше потребителю. Отсюда и основной принцип, известный как принцип Парето: все члены общества  выигрывают максимума, если получение полезности одними группами людей уменьшает ее для других. Лишь в том случае, если действующий на рынке индивидуум, извлекая полезность для себя, не уменьшая полезности, извлекаемой другими участниками рынка. Иначе говоря, общество богатеет, если все его члены выигрывают, и богатство не достигнет своего максимума, если получение полезности одними группами людей уменьшает ее для других.

                                                            

Информация о работе Несовершенная конкуренция