Несовершенная конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 09:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что совершенно конкурентные рынки эффективно распределяют ресурсы без государственного вмешательства, но это не означает, что реально существующие рыночные экономики автоматически являются эффективными, одной из причин которых является власть монополий. Ведущие фирмы знают, что они представляют собой настолько большую часть рынка, что могут посредством своих собственных действий оказывать влияние на рыночную цену. Было бы глупо, если бы такого рода фирмы игнорировали эту власть, делая вид, что цена находится вне их контроля.

Работа содержит 1 файл

микроэкономика курсовик.doc

— 265.50 Кб (Скачать)

Введение.

      Адам  Смит в своем труде «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776г.) писал, что одним из основных устоев экономической жизни общества является свобода конкуренции. Примерно до середины 19в. для экономически  развитых стран была характерна совершенная конкуренция, что определялось небольшими размерами предприятий и их многочисленностью. Но со второй половины века ситуация начинает меняться. Предприятия захватывают всю большую долю рынков отдельных товаров, так как развитие НТП приводит к концентрации капитала и производства и как следствие создание крупных и сверхкрупных по масштабам предприятий. Это приводит к существенному изменению конкурентной борьбы на рынках, и наряду с совершенной конкуренцией появляется несовершенная конкуренция.

      Актуальность  данной темы заключается в том, что  совершенно конкурентные рынки эффективно распределяют ресурсы без государственного вмешательства, но это не означает, что реально существующие рыночные экономики автоматически являются эффективными, одной из причин которых является власть монополий. Ведущие фирмы знают, что они представляют собой настолько большую часть рынка, что могут посредством своих собственных действий оказывать влияние на рыночную цену. Было бы глупо, если бы такого рода фирмы игнорировали эту власть, делая вид, что цена находится вне их контроля.

      Структура современной российской экономики складывалась под воздействием следующих факторов:

      1.Наличие  административно-командной  системы управления, что проявлялось в директивном управлении, в централизации большой доли дохода, в назначении «сверху» хозяйственных руководителей.

      2.Устойчивый  и массовый дефицит, который многократно обостряет конкуренцию потребителей и превращает всех производителей в монополистов. Монополия, возникшая из дефицита, может сама его и воспроизводить, так как фирма-монополист не заинтересована в полном удовлетворении потребительского спроса.

      3.Концентрация  и специализация  производства, дошедшие до своей противоположности. В конце 80-х гг. в руках государства было сосредоточено около 85% массы основных средств производства. Более 90% продукции машиностроения выпускали предприятия , на которых было занято свыше 1тыс.рабочих (для сравнения : в США 60% продукции машиностроения производится на предприятиях , насчитывающих менее 500 рабочих). Чрезвычайно высокая степень концентрации производства и сейчас наблюдается практически во всех отраслях экономики России.

      Если  экономики развитых стран шли  от совершенной конкуренции к несовершенной, то российская экономика наоборот: до конца 20-го в. в российской экономике существовал государственный монополизм и одной из задач перестройки, начатой в 80-е г. 20 столетия, являлась реформа отношений собственности, возрождение конкуренции и ,следовательно, демонополизации российской экономики.

      Целью данной курсовой работы является исследование поведения фирм в условиях несовершенной  конкуренции и более глубокое всестороннее изучение данной темы. Для  этого в курсовой работе будут  рассмотрены:

      1.виды  несовершенной конкуренции и  их отличительные особенности.

      2.последствия  монополизации рынка.

      3.возможности  регулирования деятельности монополий.

      4.примеры  деятельности монополий в России  и гос.регулирование этой деятельности.

      Мне интересна эта тема тем, что хотелось бы выяснить каким образом монополисты контролируют цены и получают монопольно высокую прибыль, каковы последствия монополизации рынка, какие существуют предприятия монополисты на российском рынке, как они влияют на уровень цен и благосостояние общества, какие существуют недостатки и достоинства у предприятий монополистов.

      В условиях стремления каждой фирмы к  максимизации прибыли и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной  деятельности, фирмы выступают по отношению друг к другу как  конкуренты. Под экономической конкуренцией понимается соревнование экономических агентов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сам её характер и формы различны. Это существенно влияет на поведение фирм и других экономических агентов при принятии решений относительно цен, объема производства продукции и других параметров хозяйственной деятельности.

      Примерно  до середины XIX в. для экономики развитых стран была характерна совершенная конкуренция, что определялось небольшими размерами предприятий и многочисленностью производителей. Но со второй половины века картина начинает существенно меняться: крупные предприятия постепенно захватывают все большую долю рынков (рынков отдельных товаров). Бурное развитие производства, связанное с быстрым ростом капиталоемких отраслей тяжелой промышленности, железнодорожным строительством, переходом к использованию электрической энергии, привело к образованию крупных и сверхкрупных по масштабам XIX в. предприятий.

      Это привело к существенному изменению  конкурентной борьбы на рынках. Наряду со свободной совершенной конкуренцией появилась конкуренция несовершенная.

      Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, как и ряд других процессов, обычно называют рыночной структурой. Она характеризуется рядом черт: число и размер фирм, тип предлагаемого продукта, степень контроля над ценами, условия входа в отрасль и выхода из неё, доступность информации.

      Несмотря  на многообразие рыночных структур, обычно выделяют следующие четыре их типа (модели рынка): совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, т.е. способностью фирм воздействовать на рынок, и прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок..

Характеристика Совершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия
Кол-во и размеры фирмы Множество мелких фирм Множество мелких и средних фирм Число фирм невелико, есть крупные Одна фирма
Характер  продукции Однородная  продукция Разнородная продукция Разнородная или  однородная продукция Уникальная  продукция
Условия входа и выхода Никаких затруднений Никаких затруднений Возможны отдельные  препятствия при входе Практически непреодолимые  барьеры при входе
Доступность информации Равный доступ ко всем видам продукции Некоторые ограничения Некоторые ограничения Некоторые ограничения
Эластичность  спроса на продукцию Наибольшая Средняя Невысокая Наименьшая
Получение экон. прибыли В долгосрочном периоде отсутствует Как в  краткосрочном, так и в долгосрочном периоде есть экономическая прибыль
Соотношение цены и предельных издержек Цена равна  предельным издержкам Р=МС Цена  выше предельных издержек:

Р>МС

Контроль  над ценами Цена складывается под влиянием спроса и предложения Цена зависит  от степени дифференциации товара Есть стимулы  для сговора о ценах Полный контроль над ценами.
Пример Рынок с/х продуктов Рынок одежды, обуви, бытовой химии банки Водоканал, Нижновэнерго

      Таблица 1.Типы рыночных структур. 

      Совершенная конкуренция – рынок с большим числом независимых покупателей и продавцов однородного товара (услуги) и возможностью для покупателей и продавцов свободно входить в отрасль и на рынок и покидать их.

      Несовершенная конкуренция – это такая рыночная структура в которой не соблюдается хотя бы одно из условий совершенной конкуренции. 

      Монополистическая конкуренция – рынок со следующими  отличительными чертами: а)на нем присутствует много продавцов данного товара (услуги), мелких и средних; б) имеет место значительная дифференциация товара, преобладает неценовая конкуренция; в)отсутствуют высокие входные барьеры, хотя некоторые барьеры, например, патенты и лицензии , вполне вероятны (к тому же, наличие авторского права и торговой марки позволяет поддерживать индивидуальный облик производимого блага).

      К рынкам монополистической конкуренции  относятся рынки одежды, обуви, продуктов  питания, прохладительных напитков, сигарет и другие.

      Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта является наиболее распространенной рыночной структурой. Под дифференциацией понимается различие товаров по качеству, функциям, свойствам, обслуживанию, марке, месту и времени предоставления и даже по упаковке. Дифференциация как на рынке, так и внутри фирмы позволяет лучше удовлетворять индивидуальные запросы потребителей. При этом объемы производства каждого вида блага не достигают своего экономического оптимума, то есть минимума средних издержек. Такой товар дороже для потребителя, чем товар в условиях совершенной конкуренции, но потребитель согласен «платить за удовольствие» носить костюм, более подходящий ему по цвету и фасону.

      Монополистическая конкуренция схожа с совершенной  конкуренцией по двум характеристикам: отсутствию высоких входных барьеров и присутствию на рынке большого количества мелких и средних продавцов. В то же время наличие уникальных и в некотором роде невоспроизводимых качеств товара сближает её с монополией. У продукции фирм в условиях монополистической конкуренции много заменителей (продуктов аналогичных фирм), но отсутствуют совершенные заменители. Наличие уникальных свойств блага позволяет формировать устойчивый спрос со стороны некоторой группы потребителей, оказывающей предпочтение именно данному товару. В то же время существенное повышение цены может привести к отказу прежних потребителей от покупки данного товара и изменению их предпочтений в пользу товара конкурирующей фирмы. Поэтому спрос на продукцию такой фирмы высоко эластичен, но он не является абсолютно эластичным, как в условиях совершенной конкуренции. С другой стороны, поскольку входные барьеры в отрасль и на рынок практически отсутствуют, всегда существует опасность появления более совершенных заменителей, рост их числа снижает спрос на продукцию данной фирмы и делает его еще  более эластичным.

      И все же в условиях монополистической  конкуренции некоторые продавцы обладают более длительной монопольной  властью над рынком и ценой. Это  объясняется наличием устойчивых потребительских  предпочтений к торговым маркам известных фирм, зарекомендовавшим себя высоким качеством производимой продукции.

      Общие характеристики монополистической  конкуренции изучены нами ранее. Напомним, что главными из них являются большое количество средних и  мелких фирм, отсутствие высоких входных барьеров в отрасль и на рынок, неценовая конкуренция, основанная на дифференциации продукта.

      Фирмам, работающим в условиях монополистической  конкуренции, сложнее других, им приходится вести непрерывную борьбу за выживание, разрабатывать новые  товары и услуги, расширять ассортимент, улучшать качество обслуживания, тратить средства на рекламу. Такие фирмы могут получать экономическую прибыль только в краткосрочном периоде, пока у них существует какое-либо конкурентное преимущество. В долгосрочном периоде эта прибыль исчезает и даже возможна ситуация, когда производство станет убыточным.

      В то же время, с точки зрения покупателей, рынки монополистической конкуренции  – самое большое благо, которого только можно пожелать. Разнообразный  ассортимент, позволяющий удовлетворять самые изысканные вкусы и соответствующий разной покупательной способности. Цена в краткосрочном периоде на товары-новинки велика, но в долгосрочном периоде она снижается до уровня средних издержек, и товар становится доступным менее обеспеченным покупателям.

      Продемонстрируем  на графиках равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции  в краткосрочном и долгосрочном периодах. 
 

      

      Рис.1 Монополистическая конкуренция: равновесие фирмы в краткосрочном периоде  

      На  данном рисунке видно, что в краткосрочном  периоде фирма в условиях монополистической  конкуренции может получать экономическую  прибыль (закрашено серым цветом).

      В долгосрочном периоде спрос на продукцию  фирмы упадет и станет более эластичным – кривая спроса сместится влево и уменьшится угол её наклона. В конечном счете установится равновесие, при котором экономическая прибыль будет равной нулю, как показано на рисунке.

      

      Рис.2 Монополистическая конкуренция: равновесие фирмы в долгосрочном периоде. 

Информация о работе Несовершенная конкуренция