Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:57, контрольная работа
В любом достаточно крупном городе существует широкий выбор многих товаров. Для этого вы можете выбрать магазин, продающий товары со скидкой и давший в газете рекламу, также можете заказать по каталогу или купить в крупном магазине данный товар. Столь широкий выбор отражает мир монополистической конкуренции, которая основана не только на цене, но и на качестве товара, услуг и рекламе
Введение……………………………………………………………………
1. Монополистическая конкуренция и ее признаки……………………
2. Равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах……………………………
3. Тесты……………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………
План работы
Введение…………………………………………………………
1. Монополистическая конкуренция и ее признаки……………………
2. Равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах……………………………
3. Тесты…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы
Введение
В любом достаточно крупном городе существует широкий выбор многих товаров. Для этого вы можете выбрать магазин, продающий товары со скидкой и давший в газете рекламу, также можете заказать по каталогу или купить в крупном магазине данный товар. Столь широкий выбор отражает мир монополистической конкуренции, которая основана не только на цене, но и на качестве товара, услуг и рекламе.
В работе рассмотрим монополистическую конкуренцию, которая предполагает смешение монополии и конкуренции. Точнее, монополистическая конкуренция включает в себя очень значительный объем конкуренции, смешанной с некоторой долей монопольной власти. В целом, монополистическая конкуренция сочетает в себе значительную долю конкуренции с небольшой долей монопольной власти, что способствует широкой распространенности этой рыночной структуры в реальной экономической практике. Поэтому данная тема актуальна в настоящее время.
Основными целями работы являются: 1) определение монополистической конкуренции и рассмотрение ее признаков; 2) анализ и оценка поведения фирм, осуществляющих монополистическую конкуренцию в области цен и производства продукции в краткосрочном и долгосрочном периодах.
1. Монополистическая конкуренция и ее признаки.
Считается, что отрасль работает в условиях монополистической конкуренции, если она состоит из большого числа фирм, производящих сходную, но не одинаковую продукцию. Фирмы получают монопольную власть за счет дифференциации товара, поэтому такая рыночная структура получила еще название монополии по дифференциации товара. Дифференциация товара подразумевает, что никакие две фирмы не производят один и тот же товар. При этом вполне возможно, что некоторые изделия относятся к одному виду, но каждое из них имеет свои отличительные черты, так что фактически они являются разными товарами.[1]
Дифференцированный продукт является противоположностью стандартной продукции. В условиях конкуренции качества производители предлагают рынку разные варианты потребительских свойств товара, стремясь обойти в этом конкурентов. Каждый из этих вариантов представляет к продаже дифференцированный продукт. Например, если все предприятия производят обычные пылесосы, а лишь одно из них — пылесосы, позволяющие совершать влажную уборку, то именно оно является монополией по дифференцированному продукту. Уникальность достигнутого качества есть условие возникновения такого рода монополии.[2]
Монополистическая конкуренция широко распространена в производстве предметов потребления, легкой промышленности, сфере услуг (выпуск кондитерских изделий, нижнего белья и верхней одежды, моющих средств (шампуней) и парфюмерии, обуви и т. д.). Дифференциация товара может основываться не только на внешних его различиях или качестве, но и на обслуживании покупателя. Его могут привлечь упаковка товара, оригинальная расцветка изделия, удобные расположение и время работы магазина, внимание и вежливость обслуживающего персонала, и многое другое. Мы постоянно ощущаем на себе влияние подобных факторов, посещая парикмахерские, кафе, рестораны, рынки, театры, мастерские по ремонту автомобилей и т. д.
В условиях монополистической конкуренции нет высоких барьеров вступления в отрасль, так как эффект масштаба не имеет большого значения, и для начала дела не нужен большой капитал. Легкое вхождение в отрасль не означает, что отсутствуют все ограничения для вхождения в отрасль. Существуют патенты на продукцию, лицензии, торговые марки, однако, в отличие от чистой монополии, патенты не носят исключительного характера, поскольку патентуются взаимозаменяемые товары.[3]
Рынок дифференцированного продукта становится ареной действия монополий, находящихся под постоянной угрозой растворения их конкурентной средой. Обладая монопольной властью в результате уникальности производимого дифференцированного продукта, они имеют возможность получать монопольную прибыль. Данное обстоятельство превращает такой рынок в монопольный. Вместе с тем постоянная угроза возможной конкуренции не позволяет подобным структурам успокаиваться достигнутым уровнем, заставляя их постоянно совершенствоваться. Поэтому рынок дифференцированного продукта характеризуется конкурентным давлением, что делает его в известном смысле конкурентным. Соединение этих двух противоположных характеристик рынка дало ему название рынка монополистической конкуренции.
Монополистическая конкуренция занимает промежуточное положение между монополией и совершенной конкуренцией, так как имеет сходства с совершенной конкуренцией (на рынке действует множество мелких фирм, существует свободный вход на рынок и выход из него) и монополией (обладает определенной степенью монопольной власти, т.е. способна контролировать цену).
Для того чтобы реализовать преимущества монополии по дифференцированному продукту, необходимо убедить покупателей в достоинствах своего товара. В условиях дифференциации товаров важное значение в деятельности фирмы приобретают неценовые факторы: фирменная марка, реклама, условия продажи, особые качества, возможность покупки товара в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и др. Покупатель имеет возможность выбрать ту фирму, которая ему больше подходит.
Монополистическая конкуренция впервые была исследована американским экономистом Эдвардом Чемберлином и англичанкой Джоан Робинсон. Независимо друг от друга они пришли к сходным выводам об условиях возникновения и о природе этого типа несовершенства рынка.
Таким образом, монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта — это тип рынка несовершенной конкуренции и представляет собой смешение монополии и конкуренции. Определяющими характеристиками монополистической конкуренции являются: 1) относительно большое число продавцов; 2) дифференциация товаров, что дает возможность влиять на цену; 3) легкий вход и выход из отрасли; 4) фирмы используются преимущественно неценовой конкуренции.
2. Равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Фирма - монополистический конкурент в краткосрочном периоде будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки при MR = МС. При этом цена продукции установится выше минимума средних общих издержек (Р > min АТС) и выше предельных издержек (Р > МС) (рис.1.).
Рис 1. Максимизация прибыли при монополистической конкуренции
Фирма может столкнуться и с убытками, но продолжать функционировать, пока они меньше постоянных издержек (рис. 2.).
Р, С, R
Рис. 2. Убытки в условиях монополистической конкуренции
Если фирмы в условиях монополистической конкуренции получают экономические прибыли, то это будет побуждать новые фирмы вступать в отрасль. Если же фирмы терпят убытки, то это вызовет отток отрасли из отрасли (рис. 3.).
Р = АС
Р, С. R
Рис. 3. Отрасль с монополистической конкуренцией
3
В долгосрочном периоде в отрасли с монополистической конкуренцией, как правило, устанавливается равновесие при объеме производства для которого MR = МС, и цене, покрывающей средние издержки производства Р = АС. В некоторых случаях равновесие нарушается и в долгосрочном аспекте, и фирмы получают экономическую прибыль. Если, например, одна из фирм займет более выгодное местоположение по отношению к потребителю или получит патент, то это даст более или менее долговременное преимущество перед конкурентом.
В условиях монополистической конкуренции не достигается ни эффективное распределение ресурсов, ни производственная эффективность.
Мы знаем, что для достижения производственной эффективности необходимо выполнение равенства Р = АТС, а для достижения экономической эффективности необходимо выполнение равенства Р = МС.
Цена, покрывающая средние общие издержки Р = АТС, означает высокую производственную эффективность - потребители получают наибольший объем продукции по самой низкой цене, которую допускают существующие издержки.
Цена на уровне предельных издержек Р = МС означает эффективное распределение ресурсов.
Из условия максимизации прибыли или минимизации убытков при монополистической конкуренции следует, что цена превышает как средние общие, так и предельные издержки. Если цена превышает минимальные средние общие издержки (Р > min АТС), то это означает, что потребители получают продукт не по минимально возможной цене, которую допускали бы издержки, т.е. не достигнута производственная эффективность, а если цена превышает предельные издержки Р > МС, то это означает недораспределение ресурсов на производство данного продукта.
Однако эти "издержки" монополистической конкуренции не являются столь серьезными. Во-первых, высокоэластичная кривая спроса гарантирует наличие конкуренции. Во-вторых, дифференциация продукта позволяет потребителям осуществлять выбор из ряда схожих по потребительским свойствам продуктов тот, который подходит и по цене.
Большое значение для реализации дифференцированных продуктов играет реклама. Реклама - главная форма неценовой конкуренции. Благодаря ей расширяется спрос на продукцию фирмы и уменьшается его пластичность по цене.
Расходы на рекламу сдвигают кривую средних издержек фирмы от АС до АС' (рис. 4.). Пусть до проведения рекламных акций фирма осуществляла выпуск на уровне Q1 при издержках АС. В результате успешной рекламы объем продаж расширился до Q2. При этом в результате перекрывающей расходы на рекламу экономии от масштаба производства становится возможным понижение издержек производства до АС2. Если же рекламная кампания не столь удачна, то тот же объем продукции Q1 фирма будет выпускать при более высоких издержках АС3.
Р, АС
Рис. 4 . Сдвиг кривой издержек фирмы
Существуют доводы "за" и "против" использования рекламы. С одной стороны, реклама помогает потребителям познакомиться с новой продукцией, финансирует средства массовой информации, усиливает конкуренцию и ослабляет монопольную власть. С другой стороны, реклама зачастую бывает, необъективна и вызывает неоправданно высокие расходы потребителей, создает финансовые барьеры для вступления отрасль.
Заключение
В отличие от монополии и олигополии, монополистическая конкуренция характеризуется относительно невысокими барьерами вступления в отрасль и множественностью производителей. Эти условия определяют высокую степень соперничества между монополистическими конкурентами, ослабляя их власть над ценой. Поэтому ценообразование в данной модели рынка больше конкурентное, чем монополистическое. Цены в условиях монополистической конкуренции несут в себе более точную рыночную информацию: они подвижны и не завышены так, как в условиях олигополии и монополии. Из этого следует, что монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта приводит к меньшим потерям в излишке потребителя и меньшему «мертвому убытку» (чистым потерям) общества, чем другие типы рынка несовершенной конкуренции.
Тесты
1. Если фирма в условиях несовершенной конкуренции выпускает такой объем продукции, при котором предельный доход больше предельных издержек, то для максимизации прибыли ей следует:
а) увеличить объем выпуска продукции;
б) снизить объем выпуска продукции;
в) оставить объем выпуска неизменным;
г) все вышеперечисленное неверно.
Объяснение: Средние и предельные издержки (АС и МС) монополистического конкурента изменяются в зависимости от объема выпуска. По графику 1. следует, что если предельный доход повышается, значит повышается цена продукции, а это значит, что объем выпуска продукции необходимо снизить объем выпуска продукции.
2. Выберите признак, не соответствующий рыночной структуре монополистической конкуренции:
а) барьеры входа в отрасль существуют, но легко преодолимы;
б) на рынке продается дифференцированная продукция;
в) фирмы обладают значительной монопольной властью;
г) прибыль максимальна, если выполняется условие MR=MC.
Объяснение: наличие большого числа конкурентов в отрасли не дает возможности использования эффекта масштаба, на котором основана олигополия, а также взаимозависимого поведения фирм в отрасли. Это снижает барьеры вступления в отрасль и усиливает конкуренцию, существенно ослабляя монополистическую власть над ценой. Таким образом, при монополистической конкуренции монопольная власть незначительная.
3. К рыночной структуре монополистической конкуренции ближе всего рынок товаров:
а) телевизоров;
б) йогуртов;
в) парикмахерских услуг;
г) электроэнергии;
д.) стратегического оружия.