Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:49, курсовая работа
Суть рыночных отношений - производители и продавцы должны действовать на свой
страх и риск, ориентируясь лишь на рыночные регуляторы (цены, налоги,
процентные ставки, курсы, дивиденды и др.). Цена играет первостепенную роль в
этой системе.
Введение
.....................................................................................
Глава 1.Теория ценообразования.
1.1 Теоретическое обоснование ценообразования............................
1.2 Основные виды и функции цен
..................................................
1.3 Механизм образования цен
........................................................
1.4 Факторы, влияющие на процесс ценообразования......................
Глава 2. Зависимость процесса ценообразования от
характеристики рынка.
2.1 Ценообразование в условиях
совершенной конкуренции
...........................................................
2.2 Ценообразование в условиях
несовершенной конкуренции
..........................................................
2.3 Государственное регулирование цен..........................................
Глава 3. Ценовая политика предприятия
3.1 Механизм ценообразования
.......................................................
3.2 Методы ценообразования
..........................................................
3.3 Контроль ценообразования
налоговыми органами в России
..............................................................
3.3 Ценовая политика предприятия
..................................................
Заключение.................................................................................
Список
литературы...................................................................
Qм равна длине отрезка FN (Pм больше AC). Суммарная прибыль монополии на весь
выпуск равна площади PмFNL (заштрихованная область).
Монополист, как правило, производит меньше, чем при совершенной конкуренции,
и по более высоким ценам.
Обладание монополией, однако, не гарантирует прибыль.
На графике (рис.7)*** спрос
недостаточен, чтобы дать прибыль в точке, где MC=MR, фирма несет экономические
убытки, так как P меньше AC.В условиях долгосрочного периода монополия должна
функционировать, по крайней мере, безубыточно. Ситуация минимизации убытков не
может быть долгосрочным равновесием: фирма уйдёт с рынка, если она будет не в
состоянии компенсировать свои долгосрочные средние издержки.
Цена, максимизирующая долгосрочную прибыль фирмы, будет ниже, чем цена,
максимизирующая краткосрочную прибыль. Это происходит в связи с тем, что
спрос на любой продукт более эластичен на долгосрочных временных интервалах,
чем на краткосрочных.
Функция предложения монополии.
Не существует всеобщей однозначной зависимости между ценой и максимальным
объёмом предложения монополии, то есть у монополии, максимизирующей прибыль,
отсутствует функция предложения. Это связано с тем, что:
1. при заданной кривой МС монополии в точке Курно могут пересекаться
одновременно несколько кривых MR, каждой из которых соответствует своя кривая
спроса, в таком случае объём выпуска, на который указывает точка Курно, будет
предлагаться по разным ценам в зависимости от наклона линии спроса (рис.8
)
2. на другом графике
несколько точек Курно,
отраслевого спроса, могут указывать на одну и ту же цену, по которой в
зависимости от наклона линии спроса будет предлагаться различное количество
продукции.
Политика государства по отношению к монополиям заключается, прежде всего, в
разработке и применении антимонопольного законодательств, то есть системы
законов, направленных на предотвращение монополизации рынков.
Однако вопрос об отношении к монополии остаётся дискуссионным среди
экономистов. Защитники и сторонники монополий считают, что только крупное
производство имеет больше стимула и возможностей для внедрения нововведений.
Критикуя рассмотренную модель, они отмечают, что в ней сделано серьёзное
допущение о равенстве затрат в случаях совершенной конкуренции и монополии.
Однако, как правило, объединение нескольких фирм в одну приводит к снижению
затрат за счет создания единых служб снабжения, сбыта и других. Кроме того,
возможен такой характер отдачи от масштаба производства, что эффективный
объём выпуска одного предприятия окажется равным конкурентному объёму или
даже больше его. Такая ситуация наблюдается часто при естественных
монополиях.
В то же время «противники» монополии отмечают дополнительные затраты её по
искусственному поддержанию барьеров на вход в отрасль, которые с точки
зрения общества вряд ли являются целесообразными, а также и то, что
отсутствие конкуренции неизбежно ведёт к росту затрат и неэффективности в
управлении.
Таким образом, общим вердиктом экономической науки является вывод о том, что
монополия менее предпочтительна для общества, чем совершенная конкуренция,
поэтому необходимо регулировать её деятельность, чтобы снизить величину
общественных потерь.
При рассмотрении монополии необходимо различать три её вида: закрытые
монополии, которые имеют юридическую защиту от конкурентов; естественные
монополии, которые защищены эффектом экономии в масштабах производства;
открытые монополии, которые не имеют какой-либо специальной защиты от
конкурентов. С первой и последней всё понятно, а с естественной монополией
стоит разобраться.
Естественная монополия и её регулирование.
Существуют ситуации, в которых меры по предотвращению сосредоточения
производства какой-либо продукции или услуг на одном предприятии экономически
нецелесообразны. Одна из таких ситуаций – это естественная монополия, которая
выделяется в особую категорию, возникновению чего способствует рост отдачи от
масштаба производства.
Характерным признаком
снижение средних затрат длинного периода вплоть до полного насыщения отраслевого
спроса. При этом принудительное рассредоточение производства на нескольких
предприятиях приводит к росту суммарных затрат на выпуск продукции.
Такие ситуации в силу технологических особенностей производства характерны
для коммунального хозяйства: электроснабжение, газоснабжение, водопровод,
телефонная сеть, городской общественный транспорт и т.п. Для них характерно
наличие сетевых структур, в которых высоки постоянные издержки, что
обеспечивает возможность экономии на масштабах производства, то есть снижения
средних затрат по мере увеличения объёмов производства. К тому же конкуренция
здесь невозможна вследствие высоких невозвратных издержек. Развитие
технологии может ослабить или подорвать естественную монополию. Так, развитие
беспроводной, спутниковой связи ликвидирует естественную монополию на
проволочную связь.Если монополист решит сосредоточить выпуск Q2 между тремя
предприятиями, выпуская на каждом, объём Q0=1/3Q2, то средние затраты будут
больше, чем при выпуске Q2.
По отношению к естественной монополии возможны различные варианты
государственной политики:
§ Установление фиксированной цены на уровне Р1 с обязательным
удовлетворением всего спроса Q1, что возможно лишь при государственной дотации
в размере АС – МС. На рис.9 это представлено заштрихованной областью.
Достоинство данного варианта политики в том, что выполняется условие
максимизации прибыли при совершенной конкуренции Р=МС, когда на других рынках
достигается эффективность в структуре выпуска: соотношения между объёмами
различных видов продукции оптимальны с общественной точки зрения.
§ Установление фиксированной цены на уровне Р2 с обязательством для
монополии полностью удовлетворять спрос. Дотации в данном случае не
требуется, однако не
достигается эффективность
больше МС, то есть продукции, выпускаемо монополией, производится «слишком
мало». В этих случаях естественная монополия не имеет стимулов к снижению
затрат, поскольку за снижением затрат может последовать и снижение
государственной цены.
§ Без установления фиксированной цены. Государство проводит аукцион
о предоставляет право производить данный вид продукции тому предприятию,
которое обязуется
вносить в госбюджет
никакого прямого регулирования цен и выпуска продукции государством не
производится.
Предприятие выбирает объём продукции Qм, при котором MR=LMC, и назначает цену
Рм . В принципе вся монопольная прибыль может быть изъята в госбюджет в форме
фиксированного платежа. Достоинство данного варианта в том, что наблюдается
минимум государственного вмешательства, есть стимул для естественной
монополии снижать затраты, однако грубо нарушается условие эффективности
структуры продукции.
В 1995 г. принят федеральный закон «О естественных монополиях», в котором
кроме понятия естественной монополии определяются основные сферы
государственного регулирования, такие как:
§
Транспортировка нефти и
по магистральным трубопроводам;
§ Услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
§ Железнодорожные перевозки и др.
В законе
определён также один из
естественных монополий: ценовое регулирование, осуществляемое путём
установления цен (тарифов) или их предельного уровня.
Органы
контроля за деятельностью
сделками, в результате которых меняется право собственности; за инвестициями
естественной монополии, в отношении которых не применяется регулирование в
соответствии с настоящим законом.
В дополнение к основному закону регулярно издаются постановления
правительства, например «О мерах по ограничению роста цен (тарифов) на
продукцию (услуги) естественных монополий» от 12 февраля 1996 г. №140, в
котором для цен на продукцию естественных монополий установлены понижающие
коэффициенты, так что цены на газ, электроэнергию и железнодорожные перевозки
должны расти не более чем на 80% от уровня инфляции.
Ценообразование в условиях монополистической конкуренции.
Разобравшись в особенностях крайне несовершенной формы конкуренции, какоё
является монополия, следует выяснить специфику тех рыночных структур, которые
занимают промежуточное положение между совершенной конкуренцией и монополией.
Могут существовать и промежуточные модели, которые не являются полностью
конкурентными, не контролируются единственным продавцом и которые встречаются
гораздо чаще. Монополии, владея даже 99% рынка, не могут сохранить свою
власть надолго. С течением времени происходят многократные разделения или
слияния, что в конечном результате приводит к конкуренции сильных соперников.
А.Маршалл из-за нежелания
провести разграничение между
совершенной конкуренцией практически задержал развитие и теории конкуренции,
и теории монополии.
В этом случае на рынке действует большое количество продавцов, производящих
разнообразную продукцию, и возможно появление новых продавцов. Вступление
конкурентов в отрасль достаточное свободное.
В условиях монополистической конкуренции фирмы обладают некоторым контролем над
ценой. В отличие
от условий совершенной
производитель, изменяя объём производимой продукции, может повлиять на цену
своего товара. Это возможно если конкурирующие фирмы продают не
стандартизированный товар. Возможности дифференциации товара по
качеству, внешнему виду, репутации (товарному знаку) и прочим характеристикам
Информация о работе Рыночное ценообразование в условиях совершенной и несовершенной конкуренции