Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 15:50, курсовая работа
Для того чтобы рынок был совершенно конкурентным, для него должны выполнятьсяследующие условия:
наличие многих продавцов, каждый их которых мал
относительно рынка в целом
продуктовая однородность
хорошо информированные покупатели
свободные вход фирм на рынок и выход из него и независимые
решения со стороны как производителей, так и потребителей.
Введение ...........................................................................................................3
Глава I - Чистая монополия.
1.1 Понятие чистой монополии.Характерные черты деятельности монополий.........................................................................................................5
1.2 Виды чистых монополий ..........................................................................6
Глава II – Олигополия, и её характерные особенности.
2.1 Олигополия как современная рыночная структура.................................9
2.2 Теория олигополистического ценообразования.....................................14
Глава III - Монополистическая конкуренция.
3.1 Общие черты и предпосылки появления.................................................17
3.2 Цена и объем производства в условиях монополистической
конкуренции .....................................................................................................19
Практикум..........................................................................................................21
Заключение .......................................................................................................22
Список использованной литературы..............................................................24
~ ~
Федеральное государственное образовательное
бюджетное учреждение
высшего профессионального
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Заочный финансово-кредитный факультет
Кафедра теории иистории экономики
МИКРОЭКОНОМИКА
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Рыночные структуры несовершенной конкуренции
Выполнил:
Студент Челяева Екатерина Сергеевна
Курс 1
Группа № фб-эф100
Личное дело № 100.04/120123
Преподаватель:
Профессор Нехамкин Аркадий Наумович
Брянск 2013
Содержание
Введение ..............................
Глава I - Чистая монополия.
1.1 Понятие чистой монополии.Характерные
черты деятельности монополий.....................
1.2 Виды чистых монополий ..............................
Глава II – Олигополия, и её характерные особенности.
2.1 Олигополия как современная
рыночная структура.....................
2.2 Теория олигополистического
ценообразования...............
Глава III - Монополистическая конкуренция.
3.1 Общие черты и предпосылки
появления.....................
3.2 Цена и объем производства в условиях монополистической
конкуренции ..............................
Практикум.....................
Заключение ..............................
Список использованной
литературы....................
Введение
Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции. Чистая монополия и совершенная конкуренция это два крайних случая рыночной структуры которые встречаются в экономической практике чрезвычайно редко. Промежуточной и гораздо более реалистичной стадией является монополистическая конкуренция и олигополия. В этом случае фирмы ,хотя и сталкиваются с конкуренцией со стороны других фирм, входящих в отрасль или уже существ. Продавцов, но обладают некоторой властью над ценами на свои товары. Для этой рыночной структуры характерна дифференциация товаров, т.е. многие фирмы предлагают похожие, но не идентичные, а так же взаимозаменяемые товары. Кроме
того данные структуры имеют место на сырьевых рынках и в случае конкуренции абсолютно различных товаров(борьба за «карман» покупателя, между секторами рынка).
Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа:монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.
Монополия — наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Всевластию монополиста помогает уникальность (незаменимость) продукции последнего.
Олигополия — это структура рынка, на котором действуют немногочисленные продавцы. Весьма существенные барьеры препятствуют проникновению в отрасль новых фирм. Олигополистические
фирмы используют в основном методы неценовой конкуренции.
Понимание теории монополистической конкуренции и олигополии особенно
актуально в отечественной экономике, так как получив «в наследство» от СССР крайне монополизированный рынок все экономические процессы априори протекают в условиях несовершенной конкуренции и демонополизировать рынок можно только зная её закономерности.
В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое условие развития предпринимательской деятельности.
Для того чтобы рынок был совершенно конкурентным, для него должны выполнятьсяследующие условия:
относительно рынка в целом
решения со стороны как производителей, так и потребителей.
Некоторые отрасли, особенно в сельском хозяйстве, удовлетворяют этим требованиям, но модель конкуренции является полезной даже в том случае, когда эти требования соблюдаются только приблизительно. Совершенный конкурент не может воздействовать на сложившуюся рыночную цену товаров и услуг. Монополии, владея даже 99% рынка, не могут сохранить свою власть надолго. С течением времени происходят многократные разделения и слияния, что в конечном итоге приводит к конкуренции сильных соперников.
Цель данной работы - рассмотреть понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них, рассмотреть проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.
Глава I.Чистая монополия.
Чистая монополия — ситуация когда на рынке работает
единственный производитель или продавец
продукции у которой нет близких аналогов.
Примерами монополий в РБ могут быть —
МТЗ, МАЗ, Атлант, Белаз.
В городах существуют специфические монополии
— существующие в единственном числе
молокозаводы, мясозаводы и хлебозаводы.
Характерные черты деятельности чистых монополий:
Виды чистых монополий:
1.Естественные монополии —
они складываются в результате действия
естественным образом действующих факторов.
Пример: Белтрансгаз, Бел. Железные дороги.
2.Монополии опирающиеся
на уникальные месторождения природных
ископаемых.
Пример: «Инко» —
Аргентинская компания добывающая 70% мирового
никеля, «Норильский
Никель» — 7% мирового никеля, Южно-африканская алмазная компания DeBeers — концентрирует 70 — 80% переработки
алмазов.
3.Монополии контролируемые
и регулируемые государством — сети
электро- и тепло-снабжения, поскольку
предприятия работающие в этих отраслях
производят общественно значимую продукцию,
то правительство предоставляет им особые
льготы и преимущества. В этом случае эти
предприятия могут устанавливать низкие
цены на свои товары и услуги.
Пример в РБ: потребители оплачивают только
30% от фактической стоимости жилищно коммунальных
услуг.
4.Закрытые монополии —
образуются когда правительство одним
компаниям разрешает данный вид деятельности,
а другим запрещает.
Пример: предприятия военно-промышленного
комплекса, фармацевтическая промышленность.
Барьеры, препятствующие вступлению в отрасль контролируемую закрытой монополией:
Примеры нечестной конкуренции:
5.Открытые монополии —
образуются в случае, если компания выходит
на рынок с абсолютно новым видом продукции,
ранее не производившимся. Конкурентов
у неё нет, но они могут появиться в будущем,
поэтому фирма открыта для конкуренции.
Пример: французская фирма «Dupont» была
первой кто стал производить полиэтиленовую
плёнку, искусственную плёнку и непромокаемую
ткань. «Texas Instruments» —
впервые произвела электронные часы и
микрокалькуляторы.
6.Географические монополии — образуются в отдалённых и географически изолированных населённых пунктах, в горной местности, на островах или полуостровах, к примеру Нагорный Карабах и остров Ман.
7.Технологические монополии — образуются в связи с особенностями применяемой технологии, к примеру городские телефоны.
Мартин Лютер в памфлете «О торговле и лихоимстве«, напечатанном в 1524 году, так охарактеризовал средневековых монополистов:«Они наложили руку на все товары и открыто используют все уловки, о которых мы говорили; они повышают и понижают цены как им угодно и тем разоряют и губят всех мелких торговцев, словно щука мелкую рыбешку, как будто они владыки над творениями Божьими и нет для них никаких законов веры и любви».
Глава II. Олигополия и её характерные особенности
1. Олигополия
как современная рыночная
Олигополией называют тип рынка, на котором несколько фирм контролируют его основную часть. При этом номенклатура продукции может быть как небольшой (нефть), так и достаточно обширной (автомобили, химическая продукция). Для олигополии характерны ограничения по вхождению новых фирм в отрасль; они связаны с эффектом масштаба, большими расходами на рекламу, существующими патентами и лицензиями. Высокие барьеры для входа являются и следствием предпринимаемых ведущими фирмами отрасли действий, с тем чтобы не допустить в
нее новых конкурентов. Особенностью олигополии является взаимозависимость решений фирм по ценам и объему производства. Ни одно подобное решение не может быть принято фирмой без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов.
Действия фирм-конкурентов — это дополнительное ограничение, которое фирмы должны учитывать при определении оптимальных цены и объема производства. Не только издержки и спрос, но и ответная реакция конкурентов обусловливают принятие решений. Поэтому модель олигополии должна отражать все эти три момента.
Олигополия — это структура рынка, на котором действуют немногочисленные продавцы. Весьма существенные барьеры препятствуют проникновению в отрасль новых фирм. На рынке реализуются как стандартизированные, так и дифференцированные продукты.
Отношения между фирмами характеризуются как взаимозависимость. Фирмы, знающие, что их действия затронут конкурентов в отрасли, принимают решения только после того, как выяснят характер реакции соперников. Олигополистические фирмы используют в основном методы неценовой конкуренции. Существуют доказательства, что во многих олигополистических отраслях цены оставались стабильными в течение длительного периода, времени. В отличие от других структур рынка универсальной теории олигополии не существует. Вместо
этого теория олигополии состоит из довольно значительного количества
различных моделей, каждая из которых описывает специальный случай, который имеет место только при определенных условиях. Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. В большинстве стран почти все отрасли тяжелой промышленности (металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др.) имеют именно такую структуру.
Олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой на рынке
какого-либо продукта присутствует небольшое число фирм-продавцов, каждая из которых занимает существенную долю рынка и обладает значительным контролем над ценами. Не следует, впрочем, думать, что компании можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам. В олигополистической отрасли, как и при монополистической конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм. Однако на несколько ведущих компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий.
Формально к олигополистическим обычно относят те отрасли, где несколько
крупнейших фирм (в разных странах за точку отсчета принято от 3 до 8 фирм) производят более половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции.
Информация о работе Рыночные структуры несовершенной конкуренции