Несовершенная конкуренция и рыночная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 09:14, контрольная работа

Описание работы

Монополия в чистом виде - явление редкое, но на многих рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм. Взаимодействие фирм на таких рынках может быть сложным и нередко связанным с различными аспектами конкурентной стратегии. Однако фирмы могут влиять на цену и получать прибыль за счет установления предельных издержек. У таких фирм есть монопольная власть. Она является формой рыночной власти.

Содержание

Тема 1. Несовершенная конкуренция и рыночная власть
1.1. Монополия и рыночная власть……………………………………………3
1.2. Монополистическая конкуренция………………………………………...9
1.3. Особенности рыночной власти в условиях олигополии………………..14
2. А. Маршал и его теория цены. Ядгаров Я.С. История
экономических учений……………………………………………………...21
3. Тест……………………………………………………………………………23
Список использованной литературы……………………

Работа содержит 1 файл

эк.теория.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

Содержание 
 

         Тема 1. Несовершенная конкуренция  и рыночная власть

1.1. Монополия  и рыночная власть……………………………………………3

1.2. Монополистическая  конкуренция………………………………………...9

1.3. Особенности  рыночной власти в условиях  олигополии………………..14

2. А. Маршал и его теория цены. Ядгаров Я.С. История

   экономических учений……………………………………………………...21

3. Тест……………………………………………………………………………23

Список использованной литературы………………………………………….24

 

1.1. Монополия  и рыночная власть 

         Монополия — исключительное право  государства, предприятия, организации, торговца (т.е. принадлежащие одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.

         Монополия в чистом виде - явление редкое, но на многих рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм. Взаимодействие фирм на таких рынках может быть сложным и нередко связанным с различными аспектами конкурентной стратегии. Однако фирмы могут влиять на цену и получать прибыль за счет установления предельных издержек. У таких фирм есть монопольная власть. Она является формой рыночной власти.

         Монополизация экономики характеризуется  возникновением рыночной, или монопольной  власти. Рыночная власть - это возможность определенных рыночных структур субъективно устанавливать цену на свои товары или услуги. Таким образом, ведущим критерием монополизации рынков и классификации монополий является обладание рыночной властью, дающей возможность воздействовать на цену в целях получения монопольно высоких прибылей в форме монопольной ренты. При совершенной конкуренции ни один ее участник объективно не может иметь такую власть на рынке. Монополия в экономике - экономическая структура, обладающая рыночной властью.

         Рыночная власть означает способность продавца или покупателя влиять на цену товара. Рыночная власть в общем виде заключается в способности продавцов или покупателей воздействовать на цену товара и существует в двух формах. Когда продавцы назначают цену, которая выше предельных издержек, мы говорим, что они обладают монопольной властью, и мы определяем монопольную власть той величиной, на которую цена превышает предельные издержки. Когда покупатели могут получить цену, которая ниже их предельной оценки товара, мы говорим, что они обладают монопсонической властью, а ее размер определяем величиной, на которую предельная оценка превышает цену.

         Определенные параметры рыночной  власти монополий позволяют осуществить  их классификацию. Основными типами монополий можно считать «чистую» монополию, олигополию и монополистическую конкуренцию [4, С.353-354].

         «Чистая» монополия - это экономическая  структура, действующая на рынке  в единственном числе. Рынок  «чистой» монополии характеризуется одним продавцом и множеством покупателей. В том случае, если в отрасли и на рынке действует единственная фирма фирма-покупатель при множестве при множестве производителей продавцов, то речь идет о монопсии. Двусторонняя монополия образует рынок с одним продавцом и одним покупателем. «Чистая» монополия, монопсия и двусторонняя монополия характеризуются неограниченной рыночной властью, если абстрагироваться от антимонопольного государственного регулирования.

         Олигополия представляет собой конкретную форму несовершенной конкуренции, характеризуемую наличием в отрасли, как правило, нескольких крупных, конкурирующих фирм.

         Монополистическая конкуренция  отражает ситуацию, к5огда в отрасли  действует множество конкурирующих  фирм, производящих однородную, но «марочную», а потом и монопольную продукцию. В системе монополистической конкуренции имеет место и монополия, и конкуренция. Наличие конкуренции как в рамках олигополий, так и в условиях монополистической конкуренции позволяет заключить, что в данном случае речь идет об ограниченной конкурентными отношениями рыночной власти.

      Также виды монополий, можно классифицировать на:

  1. естественная;
  2. административная;
  3. экономическая.

      Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

    Существуют  два типа естественных монополий:

  1. природные монополии - рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой.
  2. технико-экономические монополии - монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо  экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

      Наиболее  крупномасштабными монополиями  обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести  к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.

         Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции.

      Существование государственных монополий на рынке  конкретных товаров и услуг вызвано как естественным монополизмом отдельных государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт), так и государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров и т. д.).

    Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. Предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

         Современная экономическая теория выделяет три типа монополий:

  1. монополия отдельного предприятия;
  2. монополия как соглашение;
  3. монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

      Достичь монопольного положения первым путем  нелегко, о чем свидетельствует  сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот  путь к монополии можно считать «порядочным», поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.

      Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке «единым фронтом», когда сводится на «нет» конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.

      Различают пять основных форм монополистических  объединений. Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения  возникли простейшие формы монополистических объединений — картели и синдикаты.

      Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем, объеме производства, ценах, рынках сбыта.

      Синдикат  — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

      Более сложные формы монополистических  объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.

      Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность. Они объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

      Существуют  также отраслевые холдинги, созданные  в результате скупки пакетов конкурирующих  фирм и установлении благодаря этому над ними экономического контроля с целью проведения единой монопольной политики продаж и цен.

      Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

      Опыт  показывает, что монополии, монополизировав  определенную отрасль и, захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.

         Фирма обладает монопольной властью тогда, когда она имеет возможность воздействовать на цену своего товара, изменяя количество, которое она готова продать. Степень, до которой монополист может использовать свою монопольную власть, зависит от наличия близких заменителей на его товар и его доли на данном рынке.

         Экономическая роль монополий  в обществе неодинакова: одни  монополии тормозят экономическое  развитие, деформируя механизм рынка,  другие, напротив, обеспечивают жизнеспособность  всей хозяйственной системы.

 

      1.2. Монополистическая конкуренция  

     Монополистическая конкуренция - распространенный тип  рынка, наиболее близкий к совершенной  конкуренции.

     Монополистическая конкуренция, с одной стороны, схожа  с положением монополии, ибо отдельные  монополии обладают возможностью контролировать цену своих товаров, а с другой - схожа с совершенной конкуренцией, поскольку предполагается наличие множества мелких фирм, а также свободный вход на рынок и выход с рынка, т. е. возможность появления новых фирм.

     Возможность для отдельной фирмы контролировать цену (рыночная власть) незначительная (рис. 1).

     

     Рис. 1. Усиление рыночной власти

         Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:

  • наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей);
  • свободный вход на рынок и выход с него (отсутствие барьеров, удерживающих новые фирмы от вступления на рынок, или препятствий на пути существующих фирм, покидающих рынок);
  • разнородная, дифференцированная продукция, предлагаемая конкурирующими фирмами (продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств);
  • совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;
  • влияние на уровень цен, но в довольно узких рамках.

         Монополистическая конкуренция, прежде всего, связана с конкуренцией товарных марок. Сущность данного вида монополий состоит в наличии у фирм брэнда, или специфической маркировки одноименных товаров каждым производителем (марки компьютеров, спортивной одежды, моющих средств и др.). Наличие товарной марки дает производителю возможность воздействовать на цену своего марочного продукта. Такое воздействие на цену в сторону ее повышения может осуществляться до тех пор, пока обладатели других брэндов не создадут более качественный одноименный товар. В итоге формируется рынок монополистической конкуренции.

Информация о работе Несовершенная конкуренция и рыночная власть