Несовершенная конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение рыночных механизмов деятельности предприятия: влияние эластичности спроса на цену продукции, определение в связи с этим наиболее прибыльного объема производства, рыночное установление зарплаты и численности занятых. Кроме того, на практике происходит уяснение сущности и взаимозависимости категорий микроэкономики: несовершенная конкуренция, эластичность, валовой и предельный доход, валовые и предельные издержки. Так же подробное ознакомление с одной из организационно- правовых форм предприятия – акционерным предприятием, его структурой, принципом работы, на основе предельной производительности работника научиться определять необходимое число занятых при различных объемах производства. На основе полученных данных принять решение относительно наиболее выгодного плана выпуска продукции, цены, необходимости привлечения банковских кредитов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1 Конкуренция…………………………………………………………………….5
2Совершенная конкуренция………………….......................................................5
3 Несовершенная конкуренция……………………………………………….….8
3.1 Монополия…………………………………………………………………….8
3.2 Олигополия…………………………………………………………………....9
3.3 Дуополия……………………………………………………………………..10
3.4 Монопсония……………………………….....................................................11
4 .Таблицы………………………………………………………………………..12
4.1Алгоритм расчета……………………….........................................................16
Заключение………………………………………………………………………20
Литература……………………………………………………………………….21
Приложение

Работа содержит 1 файл

Несов конкур 6.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Алтайский государственный технический университет  им. И.И. Ползунова 

Кафедра экономики и организации производства 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовой  проект 

По дисциплине  Микроэкономика 

На тему «Несовершенный конкурент» 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовой  проект

защищен с оценкой « _ »

2007г 
 
 

Выполнил  студент:

Группы  М-71

Гамаюнов  А. 

Проверил:

Калинкина А.Н. 
 
 

Барнаул  2007 
 
 
 
 

  Вариант задания курсовой работы № 6 
 
 
 
 

К 4 7 10 13 16 19 22
Ц 80            
Э 0,2            
ИСП 150 210          
+ИСП     10 10 10 20 30
ПТ 1            
ЗП 10            
+ЗП   5 5 5 5 5 5
КП 7            
ЦП 70            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...4

1 Конкуренция…………………………………………………………………….5

2Совершенная  конкуренция………………….......................................................5

3 Несовершенная  конкуренция……………………………………………….….8

3.1 Монополия…………………………………………………………………….8

3.2 Олигополия…………………………………………………………………....9

3.3 Дуополия……………………………………………………………………..10

3.4 Монопсония……………………………….....................................................11

4 .Таблицы………………………………………………………………………..12

4.1Алгоритм  расчета……………………….........................................................16

Заключение………………………………………………………………………20

Литература……………………………………………………………………….21

Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

                Понятие рынка в общих чертах известно любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки. В тоже время понятие рынка многопланово. Происходящие здесь изменения интересуют и затрагивают огромные количества людей, в том числе и таких, кому, казалось бы, нечего искать и терять в этой сложной системе.

                Привести краткое и однозначное определение рыночной системы сложно, прежде всего, потому, что это не застывшее, раз и навсегда данное явление, а процесс эволюции экономических отношений людей по поводу производства, обмена и распределения продуктов труда и ресурсов, поступающих в индивидуальное и производственное потребление.

       Решая задачи со многими экономическими переменными, рынок беспристрастно и жестко осуществляет отбор ресурсов, товаров и способов производства. Для одних участников рынка требования этого отбора оказываются непомерными, и они выбывают из “игры” по причине убытков и банкротства. Экономический успех, прибыли других участников свидетельствуют об удачно выбранных производственных решениях, способах роста и направлениях деятельности. Этот своеобразный «естественный отбор» в экономике, независимо от того, одобряют или не одобряют его отдельные люди, позволяет сохранять саморегулируемость в движении потоков товаров, доходов и денег.

      Целью курсовой работы является изучение рыночных механизмов деятельности предприятия: влияние эластичности спроса на цену продукции, определение в связи  с этим наиболее прибыльного объема производства, рыночное установление зарплаты и численности занятых. Кроме того, на практике происходит уяснение сущности и взаимозависимости категорий микроэкономики: несовершенная конкуренция, эластичность, валовой и предельный доход, валовые и предельные издержки. Так же подробное ознакомление  с одной из организационно- правовых форм предприятия – акционерным предприятием, его структурой, принципом работы, на основе предельной производительности работника научиться определять необходимое число занятых при различных объемах производства. На основе полученных данных принять решение относительно наиболее выгодного плана выпуска продукции, цены, необходимости привлечения банковских кредитов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              1.Конкуренция

              Конкуренция - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производств, купли и продажи товаров. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма хозяйствования, но характер и формы ее на различных рынках и в различных рыночных ситуациях неодинаковы.

      В условиях рыночной экономики конкуренция  является важным механизмом экономических  связей между производителями и  потребителями. Конкуренция хотя и  связана с определенными издержками, вместе с тем обеспечивает немалый экономический эффект, стимулируя снижение цен, повышение качества и ассортимента выпускаемой продукции, внедрение научно-технических достижений.

      Конкуренция получила свое развитие вместе с развитием  товарно-денежных отношений. Для начала развития рыночных отношений характерна совершенная конкуренция, которая определялась небольшими размерами предприятий и многочисленностью производителей, ко второй половине 19 века все изменилось: крупные предприятия постепенно захватывают все большую долю рынка, диктуя свои условия бизнеса. Наряду с совершенной конкуренцией появились новые виды конкурентной борьбы, и прежде всего конкуренция несовершенная.

      Сейчас  выделяют четыре модели конкурентной борьбы: совершенную (чистую) конкуренцию, конкуренцию монополистическую, олигополию и монополию.

              2 Совершенная конкуренция

              Совершенная (чистая конкуренция) на практике довольно редка. Рынок совершенной конкуренции – идеальная модель рыночной системы. Здесь законы рынка проявляются наиболее полно, без каких-либо ограничений.

           2.1 Для данного вида конкуренции характерны следующие черты:

           1Большое количество фирм. Основной чертой чисто конкурентного рынка является наличие большого числа независимо действующих продавцов. Примером служит рынок сельскохозяйственных товаров. На данном виде рынка в обороте находится стандартизированная продукция. Конкурирующие фирмы производят однородную продукцию. При одинаковой цене потребителю безразлично, у какого продавца покупать продукт. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции.

              2 Практически отсутствует контроль над ценой продукции. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют  незначительный контроль над ценой продукции. Это свойство вытекает из следующего: В условиях чистой конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать большого влияния на общее предложение или цену продукта.

              3 Характерен свободные переход от отрасли в отрасль. Не существует никаких серьезных препятствий- законодательных, технологических, финансовых, которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках. Каждый предприниматель будет производить товары до того уровня, когда цена и издержки производства станут равными.

              3 Равный доступ к информации. Все продавцы имеют представление о ценах и о возможной прибыли, так как по условиям свободной конкуренции спрос товара полностью зависит от цены.

              4 Все фирмы действуют независимо, но одновременно, могут повлиять – и действительно влияют – на общий объем предложения и на рыночную цену. Если один производитель увеличит или уменьшит выпуск при неизменных объемах производства у всех других конкурирующих фирм, это не оказывает существенного влияния на общий объем предложения и рыночную цену.

              5 Кривая спроса на продукцию фирмы является в тоже время кривой дохода. Цены за единицу продукции пропорциональна доходу от этой единицы продукции.

              2.2 Эти факторы в совокупности формируют механизм совершенной конкуренции в основе которого находится рыночная цена. Выделяется три уровня «ценового регулирования».

      1 На уровне продавцов

      2 На уровне покупателей

      3 На уровне продавцов и покупателей.

      На  уровне производителей «механизм» цен приводит к три важнейшим результатам.

      1 Распределению средств производства  и труда между различными структурами.  При этом конкуренция обуславливает  «устремление» капитала в те сферы и отрасли экономики, продукции которых недостаточны для удовлетворения потребностей спроса. Сопровождает динамику спроса рост цен является сигналом для перелива средств производства и труда в указанные сферы.

      2 Стимулированию технического прогресса. В условиях дифференциации производства по уровню затрат на производство товаров выигрывает тот у кого индивидуальные затраты ниже общественных за счет использования более совершенной техники, технологии.

      3 Дифференциация субъектов рынка,  являющиеся следствием двух предыдущих «проявлений».

      На  уровне покупателей так же возможны три направления.

      1 «Возможности кошелька» при одинаковом  качестве – ориентирование на  покупку более дешевых товаров.

      2 Наибольший успех имеют более  активные покупатели, которые прелагают усилия к поиску качественных и дешевых товаров.

      3 Диалектика товарного производства  приводит к «расслоению» в  этой сфере: наиболее активные  покупатели становятся потребителями – изысканных и дорогостоящих товаров, а так же средств производства, неактивные – преимущественно низкокачественных продуктов.

      Таким образом, в конечном счете рынок  в одинаковой мере воздействует на производителей и потребителей товаров, усиливает дифференциацию в обществе.

      Рынок чистой конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести любое необходимое им количество товара по этой рыночной цене. Не будут продавцы запрашивать и цену ниже рыночной, поскольку могут продать всё, что нужно, по существующей рыночной цене. Продавцы на этих рынках не тратят много времени на разработку стратегии маркетинга, ибо до тех пор, пока рынок остаётся рынком чистой конкуренции, роль маркетинговых исследований, деятельности по разработке товара, политике цен, рекламы, стимулирования сбыта и прочих мероприятий минимальна.

Информация о работе Несовершенная конкуренция