Мировой опыт государственного регулирования экономики и социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 01:10, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Государственное регулирование экономики в зарубежных странах представляет интерес для самостоятельного сравнительного анализа динамики развития социально-экономических процессов в разных странах и выработки собственных критериев качественной оценки эффективности отдельных элементов в моделях государственного регулирования экономики рассматриваемых стран.

Содержание

Введение....................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические основы социально-экономического развития национальной экономики......................................................................................5

1.1 Сущность, цели, методы государственного регулирования экономики и соиальной сферы........................................................................................................5

1.2 Принципы, инструменты, направления государственного регулирования экономики и социальной сферы...............................................................................9

Глава 2. Анализ опыта государственного регулирования экономики и социальной сферы в зарубежных странах..........................................................11

2.1 Особенности модели государственного регулирования экономики в США..11

2.2 Особенности модели государственного регулирования экономики в Германии....................................................................................................................18

2.3 Зарубежный опыт государственного регулирования социальной сферы......33

Глава 3. Модель государственного регулирования экономики и социальной сферы в России.......................................................................................................46

3.1 Анализ социально-экономического развития России в 1992 — 2010гг........46

3.2 Осуществляемые меры государственного регулирования социально-экономического развития и пути их совершенствования.....................................54

Заключение...............................................................................................................60

Список использованной литературы......................................................................62

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по Макро.doc

— 436.00 Кб (Скачать)

      По  качественным характеристикам национальной экономики (уровень производительности труда, капиталооснащенность и наукоемкость производства и др.) ФРГ также занимает одно из первых мест в мировом хозяйстве.

      Своеобразие ФРГ заключается в том, что  послевоенное экономическое устройство Германии было сформировано в соответствии с неолиберальной концепцией «социального рыночного хозяйства» (СРХ), возникшей как альтернатива тоталитарной экономике фашистской Германии. Эта концепция была воплощена в жизнь под руководством послевоенного министра экономики, а позднее канцлера ФРГ, Людвига Эрхарда. В основу экономической политики были положены идеи ученых «Фрайбургской школы» (университета г. Фрайбурга), так называемый «ордолиберализм», прежде всего В. Ойкена и В. Репке, которые были сторонниками свободной рыночной экономики, и идея «социальной рыночной экономики», которую пропогандировал А. Мюллер-Армак и которая предусматривала необходимость выравнивания с помощью государственной политики чрезмерных различий в доходах отдельных слоев населения и развития системы государственной социальной защиты, вносивших некоторый элемент справедливости в рыночную экономику. Обе школы имели следующие общие черты:

    • они придерживались основной идеи рыночной экономики - частная собственность на средства производства, свободная конкуренция и свободное ценообразование обеспечивают оптимальное использование производственных ресурсов и, следовательно, наиболее полное удовлетворение потребностей населения.
    • Они исходили из необходимости активной экономической роли государства, которое, обеспечивая основные экономические свободы гражданам, берет на себя ответственность за организацию денежного обращения, борьбу с экономическими кризисами, обеспечение социальной справедливости, создание равных условий для конкуренции и недопущение монополизации экономики.

      Основой этой политики стали следующие принципы: государство непосредственно не занимается регулированием хозяйственных  процессов, но оно устанавливает  правила («рамочные условия»), по которым  в условиях свободной конкуренции  действуют частные хозяйственные субъекты. Для обеспечения такого экономического порядка необходимы дееспособная, в основном не подверженная государственному влиянию, система цен; стабильность денежного обращения; открытые рынки, т.е. свободный доступ на рынок отечественных и иностранных контрагентов; частная собственность; нормы ответственности и свобода заключения договоров; стабильность экономической политики в стране. Эти принципы должны были дополняться сильной социальной политикой государства, чтобы смягчить социальную несправедливость, порождаемую рыночными отношениями.

      Эта политика показала свою высокую эффективность  и привлекательность для населения. Огромные трудности в экономике  послевоенной Германии как бы «подсказывали» необходимость централизованного  регулирования хозяйственной жизни, передачи основных средств производства в руки государства.

      70-е  годы вошли в историю ФРГ  как период валютных потрясений, высоких темпов инфляции и  феномена стагфляции (сочетание  инфляции и спада). Кризис перепроизводства 1974-1975 гг. Наиболее глубокий в истории ФРГ, поразил все отрасли западногерманской экономики, вызвал сокращение ВВП на 5%, промышленного производства на 12%, внутренних частных инвестиций на 18,5%. Резко возросло число банкротств, подскочили показатели инфляции, массовый характер приобрела безработица.. Циклический спад сопровождался мировым энергетическим кризисом и структурным кризисом ряда отраслей хозяйства.

      В 1980-1982 гг. экономика ФРГ испытала третий экономический кризис, в ходе которого наиболее ярко проявилось переплетение циклического перенакопления капитала с долгосрочными факторами ухудшения условий воспроизводства: структурными диспропорциями, удорожанием энергоносителей и сырья на мировых рынках, замедлением темпов роста производительности труда, падением нормы прибыли, финансовыми трудностями компаний. По стране прокатилась волна банкротств, особую остроту приобрела проблема безработицы, снизились реальные доходы населения. В эти годы ухудшились и внешнеэкономические позиции ФРГ: обострение конкуренции, снижение конкурентоспособности западногерманских товаров, отставание в экспорте наукоемкой продукции по сравнению с США, Японией и некоторыми другими странами, повышение курса марки вызвали внешнеторговые трудности. Все это означало кризис хозяйственного механизма, основанного на кейнсианских рекомендациях. Он обусловил смену правительства осенью 1982 года и глубокие изменения в концепции и практике государственного регулирования экономики: был осуществлен новый поворот в экономической политике. Однако если в США и Великобритании в это время утвердилась неоконсервативная (либеральная) модель экономики, то в ФРГ – ее «смягченный» вариант.

      Одной из важных составляющих нового экономического курса стала компания приватизации государственного сектора. Благодаря новой политики удалось добиться снижения роли государства в ВВП, сократить бюджетный дефицит, снизить уровень инфляции, добиться умеренных темпов экономического роста. Приватизация государственной собственности в ФРГ проходила в форме снижения доли государства в акционерном капитале компаний при сохранении в ряде случаев преобладающего влияния государства, т.е. возможности осуществлять регулирующие функции.

      Важной  частью неоконсервативной политики государства в 80-е гг. Стала налоговая  реформа. В ходе ее реализации были снижены прямые налоги на прибыль компаний и на доходы граждан, зато косвенные налоги возросли. Дополнительная нагрузка на федеральный бюджет в связи с объединением Германии потребовала повышения некоторых налогов и в 90-е гг.

      С кризисом 1992-1993 гг. Объединенная Германия справилась, опираясь на теже инструменты модели социального рыночного хозяйства, которые использовались в 80-е годы. В то же время этот кризис выявил проблемные сферы, где определенные элементы концепции СРХ требуют своего реформирования. В первую очередь это касается структурной безработицы, которая продолжает оставаться на высоком уровне.

      Когда в 1990 году состоялось объединение Германии, Западная Германия встретила его  хорошо подготовленной в экономическом  и финансовом отношении. В конце 80-х гг. ее народное хозяйство характеризовалось устойчивым состоянием государственных финансов, значительным положительным сальдо платежного баланса по текущим операциям, высоким объемом чистых зарубежных активов и стабильной валютой. Опираясь на такую основу, удалось осуществить объединение без какой-либо угрозы внутренней стабильности.

      В результате быстрого объединения (слияния) и включения ГДР в экономическое  пространство Западной Германии на Восточную  Германию были перенесены почти вся институциональная структура, правовые основы и законодательные нормы эффективно функционирующей политической и экономической системы ФРГ. В бывшей ГДР была сразу введена одна из наиболее сильных валют в мире – немецкая марка, развитая банковская система, управление финансами и т.п. Вслед за либерализацией экономики и достижением макроэкономической финансовой стабилизации последовало осуществление приватизации, закончившейся в основном к 1994 году, и постепенное изменение структуры хозяйства.

      Людвиг Эрхард, тогда – директор экономического управления западных оккупационных зон и позднее федеральный министр экономики, решился на смелый шаг. Он объявил широкую отмену хозяйственных предписаний и положил начало свободной рыночной экономике.

      В этой волшебной формуле и заключался ключ к успеху. В кратчайший срок удалось освободить рыночные силы. На полках магазинов вдруг в изобилии появились товары.

      Принцип демократического государства сделал возможным выражение воли граждан. В центре внимания основного закона находится человек, ибо государство должно служить людям, а не господствовать над ним. Государственный строй Германии определяют 4 принципа государства:

    • демократического;
    • федеративного;
    • правового;
    • социального.

      На  сегодняшний день Германия испытывает из-за своей модели социально-рыночной экономики серьезные сложности. У ФРГ в конце 1990-х были довольно низкие темпы роста ВВП, которые почти втрое ниже, чем темпы роста экономики США за этот же период. Зарегистрирован невиданный с 1933 года уровень безработицы, который в самый свой пик (в марте 1997 года) составил 11,3% экономически активного населения. Вплоть до лета 1999 года продолжал снижаться курс немецкой марки, достигнув уровня 1,92 марки за доллар США в конце июля. Главным же объяснением столь слабой динамики роста и кризиса на рынке труда служит не только влияние на Германию мирового валютно-финансового кризиса (в мире в период развития кризиса значительно снизился спрос на немецкую продукцию), но и кризис немецкой модели социально-рыночной экономики. Причинами кризиса социального рыночного хозяйства Германии, по мнению некоторых экспертов, является ошибочная экономическая политика правительства страны в 1990-е годы, высокий уровень оплаты труда и социальных гарантий, недостаток инноваций.

      Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40% чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда, на отчисления в социальные фонды, которые составляют немалую долю фонда оплаты труда. Из 100 марок чистой заработной платы, к примеру, в среднем на отчисления работодателей в социальные фонды приходится 81 марка. Стоимость рабочей силы в Германии таким образом становится самой дорогой в мире и составляет около 20,5 марок в час. Достаточно велик и уровень пособий по безработице, что способствует иждивенчеству части немцев на шее государства и стимулирует безработицу. Для поддержания системы социальных гарантий используется мощный фискальный пресс на население и компании. Уровень налогообложения в стране к концу 1990-х гг. достиг невиданных размеров. Так, если в США на налоги идет около 32% нераспределенной прибыли, в Великобритании – 45%, то в Германии эта величина достигает 65%.

      Государственное регулирование, фактически, продолжает регулировать рынок так, как то предписывала кейнсианская экономика спроса. Социальное рыночное хозяйство приводит к укреплению позиций государства благоденствия, которое перераспределяет все ресурсы в экономике. Доля государственных расходов в ВВП Германии крайне высока (около 50%), а рост государственных расходов порождает проблему с дефицитом бюджета и государственным долгом.

      Усложняет проблему социального рыночного  хозяйства Германии консолидация Восточных  и Западных земель. В условиях кризиса  социально-рыночной экономики одновременно приходится еще и решать структурные  преобразования в Восточных землях, порождающие закрытие неконкурентоспособных производств, безработицу и социальную напряженность на территории бывшей ГДР. Для преодоления отсталости Восточных земель необходимы инвестиции в сумме около 2 трлн. марок, которые достаточно сложно изыскать на современном этапе. Нужно также довести уровень производительности труда на Востоке, до Западных стандартов, примерно в три раза его превышающих. Необходима приватизация и социальная политика по защите восточных немцев от последствий структурных преобразований. Все это требует от федерального правительства новых расходов, а бюджет страны все меньше справляется со своей социальной нагрузкой.

      Несомненно, что Германия в конце 1990-х гг. достигла определенного пика развития своей социально-ориентированной экономики, которая теперь нуждается в серьезной модернизации. Из-за слабости структурных преобразований в национальной экономике Германия с каждым разом все менее справляется со своей ролью локомотива развития Европы и ЕС.

      Рассмотрим  налоговую систему Федеративной Республики Германии. Налоги в ФРГ составляют порядка 80% доходов бюджета. Опыт организации налогообложения в бывшей ФРГ активно используется в организации налогообложения в новых восточных федеральных землях с учетом новых реалий.

      Следует отметить, что организация налогообложения  в Германии основывается на принципах, которые были заложены еще Л. Эрхардом:

    1. налоги должны быть по возможности минимальными;
    2. при налогообложении того или иного объекта должны учитываться экономическая целесообразность взимания налога;
    3. налоги не должны препятствовать конкуренции;
    4. налоги должны соответствовать структурной политике;
    5. система налогообложения должна строиться на уважении частной жизни налогоплательщика, соблюдении коммерческой тайны;
    6. в системе должно быть исключено двойное налогообложение;
    7. налоги должны обеспечивать справедливое распределение доходов в обществе;
    8. величина налогов должна находиться в соответствии с размером, оказываемых государством услуг.

Информация о работе Мировой опыт государственного регулирования экономики и социальной сферы