Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 01:10, курсовая работа
Актуальность. Государственное регулирование экономики в зарубежных странах представляет интерес для самостоятельного сравнительного анализа динамики развития социально-экономических процессов в разных странах и выработки собственных критериев качественной оценки эффективности отдельных элементов в моделях государственного регулирования экономики рассматриваемых стран.
Введение....................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы социально-экономического развития национальной экономики......................................................................................5
1.1 Сущность, цели, методы государственного регулирования экономики и соиальной сферы........................................................................................................5
1.2 Принципы, инструменты, направления государственного регулирования экономики и социальной сферы...............................................................................9
Глава 2. Анализ опыта государственного регулирования экономики и социальной сферы в зарубежных странах..........................................................11
2.1 Особенности модели государственного регулирования экономики в США..11
2.2 Особенности модели государственного регулирования экономики в Германии....................................................................................................................18
2.3 Зарубежный опыт государственного регулирования социальной сферы......33
Глава 3. Модель государственного регулирования экономики и социальной сферы в России.......................................................................................................46
3.1 Анализ социально-экономического развития России в 1992 — 2010гг........46
3.2 Осуществляемые меры государственного регулирования социально-экономического развития и пути их совершенствования.....................................54
Заключение...............................................................................................................60
Список использованной литературы......................................................................62
Содержание
Введение......................
Глава 1.
Теоретические основы
социально-экономического
развития национальной
экономики.....................
1.1 Сущность, цели,
методы государственного
1.2 Принципы, инструменты,
направления государственного регулирования
экономики и социальной сферы.........................
Глава 2.
Анализ опыта государственного
регулирования экономики
и социальной сферы
в зарубежных странах.......................
2.1 Особенности
модели государственного
2.2 Особенности
модели государственного
2.3 Зарубежный
опыт государственного
Глава 3.
Модель государственного
регулирования экономики
и социальной сферы
в России......................
3.1 Анализ социально-
3.2 Осуществляемые
меры государственного
Заключение....................
Список использованной
литературы....................
Введение
Актуальность. Государственное регулирование экономики в зарубежных странах представляет интерес для самостоятельного сравнительного анализа динамики развития социально-экономических процессов в разных странах и выработки собственных критериев качественной оценки эффективности отдельных элементов в моделях государственного регулирования экономики рассматриваемых стран.
Изучение зарубежного опыта полезно для недопущения повторения ошибок, имевших место в других странах, а также для выработки ценностных ориентаций на наиболее эффективные для всего общества формы, методы, механизмы и инструменты государственного регулирования экономики, которые успешно зарекомендовали себя, что наиболее наглядно отражается в достигнутом уровне продолжительности жизни, уровне образования населения, уровне доходов на душу населения, а также по достигнутому очевидно высокому уровню стандартов социальной защиты населения в большинстве из исследуемых в данном курсе лекций стран.
Актуальность выявленной проблемы и необходимость углубленного изучения отдельных ее аспектов обусловили постановку цели и основных задач исследования.
Цель исследования — провести анализ мирового опыта государственного регулирования социально-экономических процессов в различных странах.
Задачи:
Объект
исследования — государственное
регулирование экономики и
Предмет
исследования - мировой опыт государственного
регулирования социально-
Глава 1. Теоретические основы социально-экономического развития национальной экономики
1.1 Сущность, цели, методы государственного регулирования экономики и соиальной сферы
Государственное регулирование в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении. В системе мер государственного регулирования выделяют различные стороны - практическую и научную. Практический опыт - это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический аспект - систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К научным подходам относится разработка моделей и прогнозов. Важной задачей научного аспекта является формирование экономического мышления.
Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:
В системе
экономических целей
С обеспечением экономического роста сопряжена другая важнейшая цель - удовлетворение требований полной занятости. Суть ее - достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости.
Стабильность уровня цен и национальной валюты - условие стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства.
Решение трех перечисленных целевых задач означает достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия и создает более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственных мер в сфере международной торговли, межстранового движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса.
Значимость и последовательность постановки целей в той или иной стране определяется разнообразными обстоятельствами внутреннего и внешнего порядка. Применительно к условиям России последовательность достижения рассмотренных целей может заметно отличаться от очередности, характерной для западных стран. Да и в самом составе целей есть определенная специфика, вызванная недостаточной зрелостью рыночных отношений.
В настоящее время российское правительство исходит из того, что его “сверхзадача” связана с финансовой стабилизацией, с сокращением темпов инфляции. Следующая важная проблема - создание стимулов для экономического оживления, прежде всего оживления инвестиционной активности. Проблема безработицы в текущем периоде пока не кажется столь опасной, поэтому она не выдвигается на первый план с точки зрения очередности целей (хотя ряд ученых и практиков так не считают). По разным мотивам правительство пока не включает в число приоритетных целей достижения внешнеэкономического равновесия и природоохраны.
Определяя цели государственного регулирования на конкретно временном отрезке, государство сталкивается с проблемой взаимопротиворечивости целей. Поэтому сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально гармоничной системы целей. Например, достижение полной занятости сопровождается усилением инфляционных тенденций, экономический рост и сохранение окружающей среды находятся в очевидном противоречии. Как показывает опыт развитых стран, самый разумный вариант - использование метода постоянного и мягкого волнообразного маневрирования. Попеременное частичное достижение каждой из противостоящих целей - оптимальный путь решения задач в национальных экономиках, близких к равновесному.
Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия. Методы классифицируют по различным критериям. Различаются методы прямого и косвенного влияния. Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера можно назвать размер налогов, величину амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям. Прямые методы часто имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения экономического результата. Но у них есть и недостатки. Они затрагивают не только тех агентов рынка, на которых непосредственно направлены государственные меры, но и субъектов, связанных с ними рыночными отношениями. Иначе говоря, прямые методы нарушают естественное развитие рыночных процессов.
Методы косвенного воздействия создают лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты экономических отношений предпочитали варианты, которые соответствуют целям экономической политики. К таким методам относятся, например, программирование, предоставление рыночному сектору экономической информации. Недостатком косвенных методов является определенный временной лаг, возникающий между моментами принятия мер государством, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.
Методы
государственного регулирования классифицируются
и по критерию организационно-
Экономические методы не ограничивают свободу выбора, порой расширяют ее. Появляется дополнительный стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обратить ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения. Изменение, например, государством ставки процента по своим долговым обязательствам добавляет к числу доступных вариантов выгодного размещения сбережений еще один - покупку или продажу государственных ценных бумаг.
Жесткое
разграничение экономических и
административных методов несостоятельно,
так как порой и административные и экономические
методы несут в себе черты того и другого.
Прибегая, например, к прямому контролю
над ценами, государство создает для производителей
особый экономический режим, вынуждает
их пересматривать производственные программы,
искать новые источники финансирования
инвестиций и т.д. Или влияние налогов
и кредитных ставок как экономических
мер скажется на экономическом поведении
только после того, как будет принято административное
решение об изменении тех и других.
1.2 Принципы, инструменты, направления государственного регулирования экономики и социальной сферы
В теории и практике государственного регулирования важное место занимает инструментарий государственного регулирования. Одним из инструментов являются законодательные и правовые документы, издаваемые государством. Здесь прежде всего имеется в виду промышленное и банковское законодательство, при помощи которого государство пытается поддерживать определенную структуру - степень монополизации рынка; тарифно-таможенные механизмы, очерчивающие границы национальных систем государственного регулирования; трудовое законодательство, регламентирующее условия и правила купли-продажи рабочей силы; наконец, различные государственные стандарты, регулирование условий эксплуатации окружающей среды.
Материальной
базой и важным инструментом государственного
регулирования являются государственная
собственность и
Информация о работе Мировой опыт государственного регулирования экономики и социальной сферы