Мировой опыт государственного регулирования экономики и социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 01:10, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Государственное регулирование экономики в зарубежных странах представляет интерес для самостоятельного сравнительного анализа динамики развития социально-экономических процессов в разных странах и выработки собственных критериев качественной оценки эффективности отдельных элементов в моделях государственного регулирования экономики рассматриваемых стран.

Содержание

Введение....................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические основы социально-экономического развития национальной экономики......................................................................................5

1.1 Сущность, цели, методы государственного регулирования экономики и соиальной сферы........................................................................................................5

1.2 Принципы, инструменты, направления государственного регулирования экономики и социальной сферы...............................................................................9

Глава 2. Анализ опыта государственного регулирования экономики и социальной сферы в зарубежных странах..........................................................11

2.1 Особенности модели государственного регулирования экономики в США..11

2.2 Особенности модели государственного регулирования экономики в Германии....................................................................................................................18

2.3 Зарубежный опыт государственного регулирования социальной сферы......33

Глава 3. Модель государственного регулирования экономики и социальной сферы в России.......................................................................................................46

3.1 Анализ социально-экономического развития России в 1992 — 2010гг........46

3.2 Осуществляемые меры государственного регулирования социально-экономического развития и пути их совершенствования.....................................54

Заключение...............................................................................................................60

Список использованной литературы......................................................................62

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по Макро.doc

— 436.00 Кб (Скачать)

Государственная собственность используется для  регулирования социальных процессов. Инструментами государственного регулирования  выступают финансовая, денежно-кредитная, промышленная, структурная и научно-техническая политика. С помощью последних (промышленной, структурной и научно-технической) обеспечивается стимулирование и достижение экономического роста, макроэкономической сбалансированности.

Социальная  политика и внешнеэкономическое регулирование являются мерами государственного регулирования, не уступающими по значимости вышеперечисленным инструментам. С помощью социальной политики обеспечивается достижение социальной безопасности, относительно справедливого распределения доходов.

Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему внешнеторговых тарифов, квот, лицензий.

Для каждой страны набор инструментов и степень  вмешательства государства не являются универсальными. Есть специфика, отличия, применение тех или иных инструментов только в данной стране или группе стран.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Анализ опыта государственного регулирования экономики  и социальной сферы  в зарубежных странах

2.1 Особенности модели государственного регулирования экономики в США

      Доход среднестатистической семьи в США  составил в 2010 году составил $49445, что на 2,3% меньше, чем в 2009. В Канаде годовой доход семьи составил 87160 канадских долларов, что в переводе на американские доллары составляет 87389, согласно паритету покупательской способности. В обеих странах женщины занятые полный рабочий день, зарабатывают на 27% меньше, чем мужчины. В США доход на душу населения значительно различается в разных национальных группах. Доход варьировал от 24400 (около 2000USD/мес.) американских долларов для белого населения до 21000 для азиатов и 17000 для чернокожего населения (по данным за 2008 года).

      США и Канада привлекают квалифицированных  иммигрантов. Средняя продолжительность  жизни в США 78 лет (мужчины) и 81 год (женщины). В Японии средняя продолжительность жизни мужчин 77,6 лет, женщин – 84,6 лет (эти значения самые высокие в мире). Страна быстро “стареет”, и структура населения становится одной из самых старых во всем мире.

      Система государственного регулирования экономики в США состоит из многих звеньев:

    1. регулирующий механизм федерального правительства;
    2. механизм штатов и местных органов власти;
    3. государственный инструментарий экономического регулирования (федеральный бюджет, налоговая система, механизм кредитно-денежной политики);
    4. аппарат административно-правового регулирования деятельности различных отраслей экономики.

      Важнейшим инструментом государственного регулирования  экономики США является государственный (федеральный) бюджет. Бюджетно-налоговое регулирование применяется правительством прежде всего для сглаживания остроты кризисных явлений и для создания стимулов по поддерживанию темпов экономического роста.

      Система государственных финансов США отражает трехступенчатую организацию государственной власти. Соответственно имеется три уровня финансовой структуры: федеральный бюджет, бюджеты штатов и местных органов управления. Федеральные расходы составляют примерно 60% общегосударственных расходов. Около 40% государственных расходов осуществляется через бюджеты штатов и местные органы власти.

      В настоящее время в США возрастает экономическая роль государства  с целью создания экономики, базирующейся на современном уровне науки. Для  этого оказывается финансовая помощь ученым, инженерам, наращиваются расходы в области новейших технологий.

      Изменение системы налогообложения в США  направлено на стимулирование частных  капиталов в сферу НИОКР и  на переоснащение промышленных предприятий.

      Налоговая система США включает прямые и  косвенные налоги (акцизы). На всех уровнях взимаются: индивидуальный подоходный налоги, налог с прибыли корпораций, налоги и взносы в фонды социального страхования, налоги на наследство и дарение, акцизы, таможенные пошлины. Штаты и местные органы управления взимают налоги с розничной продажи, налоги на движимую и недвижимую собственность. Применяется льготное налогообложение.

      В США развита кредитная система. Ее основным государственным компонентом  является Федеральная резервная  система, выполняющая функции центрального банка США. ФРС осуществляет кредитно-денежную политику государства, воздействуя на экономику через сферу кредита и денежного обращения.

      Рынок труда в США отличается своей  высокой мобильностью. Наибольшим спросом  на нем пользуются высокообразованные и высокооплачиваемые специалисты (ученые, инженеры, менеджеры, программисты), а также квалифицированная рабочая сила, занятая в качестве обслуживающего персонала в торговле, общественном питании, городском хозяйстве. Такая тенденция имеет своим следствием рост в разнице оплаты труда и уровня жизни между двумя вышеназванными категориями персонала.

      Есть  и черный рынок труда, рабочие  места на котором получают нелегальные  иммигранты из стран Латинской Америки  и Азии (по последним подсчетам  около 11 миллионов). Уровень безработицы в США один из самых низких в мире – около 5,8-6% экономически активного населения.

      Характерными  особенностями рынка труда в  США является самая высокая среди  развитых стран мира продолжительность  рабочего времени, а также наивысшая  в мире производительность труда. По данным МОТ (Международной Организации Труда) в 2006 году американец в среднем работал по 1804 часа в году, что даже на две недели превышает японцев! (1732 часов в году). При этом один американский рабочий создавал товаров на 50 тысяч долларов в год, в то время как японец – на 40 тысяч долларов США, немец – на 46 тысяч, ирландец – 43 тысячи долларов.

      Структура экономики США отличается своей  ярко выраженной постиндустриальностью. В сфере сельского хозяйства  создается около 2% ВВП, а промышленность дает 23% ВВП. А наибольшая доля ВВП в 2009 году приходилось на нематериальное производство: сфера услуг дает 75% ВВП страны. Среди развитых стран мира США практически не имеет конкурентов по своему индустриальному развитию. Большая чем у США сферы услуг в структуре производства ВВП наблюдается только в Нидерландах (78%), Израиле (81%) и Гонконге(83%).

      На  долю США приходится 34% мирового промышленного  производства. Промышленность США потребляет около 1/3 сырья добываемого в мире.

      Быстро  развиваются новейшие наукоемкие отрасли и виды производств: микроэлектроника, лазерная техника, производство принципиально новых материалов с заранее заданными свойствами, генная инженерия и биотехнология, новая производственная техника – роботы, гибкие автоматизированные производства, системы автоматизированного проектирования и др.

      Доля  агропромышленного комплекса (АПК) в ВВП США превышает 20%. В этой сфере довольно быстро растет производительность.

      В 2001 году в США насчитывалось около 1,6 млн. долларов. В сфере агробизнеса США заняты 21.: млн. человек, что составляет 17% общего количества рабочих мест в экономике страны. Доля экспорта сельскохозяйственной продукции США неуклонно растет, что может привести к перепроизводству продукции. Произошел процесс укрупнения ферм и уже сейчас 13,8% крупных хозяйств дают более 70% всей товарной продукции.

      Реформирование  американской экономики продолжается по линии быстрого увеличения удельного  веса сферы услуг в ВВП: их доля составляет около 65% (без учета транспорта и связи). Доля занятых в этой отрасли приближается к 75%.

      Особую  роль в современном облике экономики  США играет так называемая информационная революция. Ежегодные инвестиции в  компьютеры и современные средства связи в конце 90-х гг. росли ежегодно на 25%. За счет этих инвестиций обеспечивается примерно 1/3 экономического роста США. Каждый год американский бизнес вкладывает порядка 220 млрд. долларов в компьютерные технологии и новейшие коммуникации и еще 10 млрд. долларов на программное обеспечение.

      Материально-техническая  база транспортного комплекса в основном современная, характеризующаяся большой мощностью и высоким качеством. Начиная с 80-х годов, транспортный комплекс США вступил в полосу качественно новых сдвигов в области техники и технологий перевозок, прежде всего за счет широкого внедрения автоматизированных систем управления перевозочными процессами с использованием ЭВМ, микропроцессоров, волоконной оптики, лазеров, искусственных спутников земли и прочего. Важнейшим направлением повышения качества транспортных услуг становится внедрение системы перевозок «только в срок», с подачей грузов подвижным составом с точностью до минут. Это позволяет заказчику обходиться без устройства дорогостоящих складов и сократить потребность в оборотных средствах, что существенно повышает эффективность экономики.

      США – крупнейший в мире экспортер  товаров (8,5% мирового экспорта) и услуг (15% мирового экспорта). В общем объем  экспорта США составляет 16% мирового объема экспорта. Сегодня около 10% валового внутреннего продукта страны и 30% всех производимых в США материальных ценностей реализуются на внешних рынках. В 2010 году экспорт составил около 1289 миллиарда $  .

      В экспорте услуг преобладают финансовые, управленческие, транспортные, медицинские, образовательные и консалтинговые услуги.

      Основу  экспортной экспансии американских монополий составляют машины, оборудование и продукция сельского хозяйства. На долю США приходится также около 20% мирового экспорта продукции наукоемких отраслей. Импортируется огромное количество электронных компонентов, бытовой электроники и компьютеров. Важнейшее значение для США имеет и тот факт, что на их долю приходится ежегодно около половины мирового экспорта зерна. Заграничные предприятия транснациональных корпораций США обеспечивают производство товаров и услуг общей стоимостью почти 1,5 триллиона долларов в год. США является крупнейшим в мире экспортером капитала (в год вывозится около 0,3-0,4 трлн. долларов США). Прибыли на прямые инвестиции за границей являются также важным источником финансирования экономического развития США, они составляют до трети всего объема прибыли американских корпораций.

      Импорт  в США составляет 23% мирового объема импорта (в 2010 году импорт в США составил 1 936 миллиард $). Импорт имеет для  американской экономики еще более  важное значение чем экспорт. Доля импорта во внутреннем потреблении бытовой электроники, обуви и ряда других потребительских товаров превысила 80%, металлообрабатывающих станков и нефти – 50%, черных металлов и текстиля – 20%. С импортом связано 13% производства ВВП. Машины и оборудование дают 2/3 прироста импорта США.

      США является самым привлекательным  рынком для иностранных инвесторов. По данным платежного баланса во второй половине 90-х годов в США ввозилось капитала на 0,5 трлн. долларов. Растет приток в страну как прямых инвестиций (приближаясь к 0,1 трлн. долларов), так и портфельных (0,3-0,4 трлн. долларов). Огромное положительное сальдо движения капитала не только смягчает проблему платежного баланса, но и помогает финансировать значительную часть капиталовложений в американскую экономику. Прямые иностранные инвестиции обеспечивают до 7% капиталовложений в основные фонды американской экономики.

      Американская  администрация усиливает меры по стимулированию экспорта. Принята государственная  программа консультационной помощи американским экспортерам по поводу особенностей отдельных зарубежных рынков. Развернулась широкая кампания по преодолению барьеров для иностранных товаров на рынках Японии, Китая, некоторых новых индустриальных стран.

      Основными странами-экспортерами товаров и услуг на американский рынок является Канада (19% импорта США), Япония (17,4%), Мексика (7,3%), Китай (5,6%), Германия (4,6%), Тайвань (3,9%) и Великобритания (3,6%).

Информация о работе Мировой опыт государственного регулирования экономики и социальной сферы