Государственное регулирование экономики: опыт России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы: воздействие государство на экономику нашей страны.
На основе теоретического анализа литературы по заявленной теме, можно выдвинуть следующие задачи:
Узнать в чём заключается государственное регулирование
национальной экономики.
Выявить какие существуют модели государственного регулирования.
Основные направления государственного регулирования экономики. В
чём заключается смысл стабилизационной политики.
Методы государственного регулирования экономики России.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по макроэкономике.docx

— 87.47 Кб (Скачать)

Введение.

В обеспечении нормального  функционирования любой современной  экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство  на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации  национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное  регулирование экономики имеет  долгую историю - даже в период раннего  капитализма в Европе существовал  централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными  ставками и внешней торговлей. В  современных условиях любое государство  осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного

«вмешательства» в экономику.

Чтобы понять для чего нужно  «вмешательство» государства в экономику России, следует понять само понятие государственного регулирования.

Государственное регулирование  экономики — это система экономических  мероприятий государства, посредством  которых оно может воздействовать на социально экономическое развитие общества.

Цель моей работы: воздействие государство на экономику нашей страны.

 На основе теоретического анализа литературы по заявленной теме,  можно выдвинуть следующие задачи:

  1. Узнать в чём заключается государственное регулирование

национальной экономики.

  1. Выявить какие существуют модели государственного регулирования.
  2. Основные направления государственного регулирования экономики. В

чём заключается смысл стабилизационной политики.

  1. Методы государственного регулирования экономики России.

Государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава  1. Государственное регулирование   национальной    экономики

    1. Кейнсианская модель

Обусловленность      формирования.        Кейнсианская        модель

макроэкономического регулирования явилась своеобразной реакцией на деструктивные процессы, происходящие в развитых странах в первой половине XX в. Возникнул в 30-е годы, около полувека весьма успешно функционировала на Западе.

Основоположником механизма  макроэкономического регулирования  явился Джон Мейнард Кейнс, создавший  поистине революционную теорию государственного регулирования национальной экономики.

Его воззрения начали формироваться  в 30-е гг., были прерваны войной и  получили широкое развитие лишь в  послевоенный период. Наиболее полно использовались в США, Англии.

Практическая необходимость  в разработке механизма государственного регулирования экономики вытекла  из потребностей времени. Глубочайший  кризисный спад экономики, имевший  место на Западе в период Великой  депрессии, невозможность  преодоления  деструктивных явлений на микроуровне  потребовали создания механизма  макроэкономического регулирования, способного решить возникшие проблемы, адекватно реагировать на происходящие процессы.

В сложившихся условиях конструктивным представился принципиально новый  механизм, ориентированный не на рынок, а на государственное регулирование экономики.

Поскольку выход из кризиса  виделся в развитии производства, проблемы его стимулирования явились  основным направлением  новой модели макроэкономического регулирования.

Ориентация на «эффективный спрос». В отличие от классиков, делавших ставку на эффективное предложение, в основу концепции Д. Кейнса положен принцип «эффективного спроса»

Д. Кейнс выдвинул два  фактора, на которые прежде всего  должен быть ориентирован рост производства и эффективный спрос:

  1. личное потребление;
  2. производительное потребление (или инвестиции в производство).

В отличие от Сея, полагавшего, что предложение автоматически

Рождает свой собственный  спрос, Д. Кейнс не признавал автоматизма, считал необходимым стимулирование эффективного спроса.

Одной из составляющих эффективного спроса является личное потребление, зависящее, в свою очередь, от уровня занятости. Поэтому важным фактором эффективного спроса выступает занятость.   

 Занятость создаёт  предпосылки для потребления  и сбережения. Сбережения выступают  основой инвестиций.

Д. Кейнс считал, что функция  потребления является устойчивой, поэтому  необходимо сосредоточить внимание на инвестициях. Поскольку размер инвестиций зависит от прибыли и уровня банковского  процента, основным направлением макроэкономического  регулирования должны стать денежно-кредитная  и финансовая сферы.

Таким образом, основными  направлениями стимулирования эффективного спроса являются занятость, процентная и финансовая политика. Эти важнейшие  направления макроэкономического  регулирования исследованы Д. Кейнсом в его основной работе «Общая теория занятости, процента и денег»(1936).

В кейнсианской модели совокупные расходы общества состоят из четырёх  компонентов:

  1. личного потребления;
  2. инвестиционного потребления;
  3. государственных расходов;
  4. чистого экспорта.

Проблема «включения их в  систему эффективного спроса – важнейшая

составляющая его научного анализа.

Вполне понятно, что размеры  личного потребления зависят  от общего объёма дохода. На уровень  потребления оказывают влияние  объективные и субъективные факторы. Субъективный психологический закон, по мнению Д. Кейнса, состоит в склонности людей увеличить потребление, но не в той мере, в какой увеличивается доход. С ростом дохода человек начинает лучше питаться, одеваться и пр., при этом растёт абсолютный размер потребления. Вместе с тем относительный уровень потребления сокращается.

Наряду с увеличением  потребления с ростом дохода растут сбережения. Однако при абсолютном росте тех и других относительные  размеры потребления сокращаются, а сбережения – увеличиваются.

Склонность к сбережению проявляют не только индивидуумы, но и предприниматели, предпочитающие не вкладывать деньги в производство, а отдавать их в ссуду, получая высокую и устойчивую норму процента.

Важнейшей задачей государства  в этих условиях Д. Кейнс считал обеспечение  высокого объёма «эффективного спроса»: а) населения – на предметы потребления; б) предпринимателей – на инвестиционные товары; в) государства – на экономические  и социальные цели.

Ориентация на их эффективный  уровень обусловила исследование предельных зависимостей – предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению. Д. Кейнс исходил  из посылки, что предельная склонность к сбережению является дополняющей до единицы величиной по отношению к предельной склонности к потреблению.

Доминирующая склонность людей к сбережению проявляется не только на уровне отдельных хозяйств, но и в обществе в целом. Она оказывает влияние на инвестиции.

Джон Кейнс придавал большое  значение инвестициям как такой  независимой переменной величине, которая  влияет на зависимые от неё переменные величины – доход нации, занятость, потребительский спрос населения  и т.д. Он утверждал, что расширение инвестиций ведёт к увеличению  занятости,  а  по  тому  и  дохода  общества,  и  тем  самым  –  к 

повышению потребительского спроса.

Уровень инвестиций от ряда факторов – величины налогов, уровня инфляции и т.д. Важнейшим фактором, влияющим на уровень инвестиций, является процентная ставка. Исходя из органичности их взаимосвязи Кейнс сделал вывод, что инвестиции есть функция процентной ставки.

Несмотря на то, что уровень  инвестиций зависит от уровня сбережений, их динамика определяется во многом разными  процессами. Это связано с тем, что субъекты сбережений и инвестиций, как правило, разные лица. Субъекты сбережений – чаще всего широкие  слои населения; инвестиций – предприниматели, имеющие возможность использования  не только собственных, но и заёмных  сбережений.

Несовпадение «сбережений» и «инвестиций» нарушает макроэкономическое равновесие.

Вместе с тем национальная экономика, как и всякий живой  организм, проявляет тенденцию к  равновесию.

Если сбережения окажутся больше инвестиций, часть товарной продукции перестанет находить сбыт, увеличатся товарно-материальные запасы, фирмы, производящие товары, начнут сокращать  производство.

Сокращение товарно-материальных запасов, в свою очередь, явится сигналом для бизнеса, побуждающим к расширению производства, стимулированию эффективного спроса.

В отличие от представлений  классической школы в модели Д. Кейнса равенство между инвестициями и  сбережениями допустимо и при  неполной занятости. «Модель» не исключает сокращения производства и увольнения рабочих. Вместе с тем делается ориентация на оживление инвестиционного процесса, могущего привести к состоянию полной занятости.

Основной постулат кейнсианской теории – равенство объёмов сбережений и инвестиций, обеспечивающее макроэкономическое равновесие.

Государственная политика должна стимулировать достижение этого  равенства.

Д. Кейнс считал, что имеющиеся сбережения люди с выгодой для себя могут преобразовать в инвестиции, т.е. производственные капиталовложения, если ставка процента сделает выгодным обращение сбережений и инвестиции. Уровень процента должен регулировать и уравнивать объёмы сбережений и инвестиций.

Основываясь на том, что инвестиции есть функции процента, а сбережения – дохода, Д. Кейнс исследует зависимость  между всеми четырьмя составляющими: сбережениями, инвестициями, уровнем процента и уровнем дохода. При этом используют два метода.

  1. На основании разработанной Джоном Хиксом модели «инвестиции–

сбережения – IS» рассматривает механизмы равновесия на реальном рынке, т.е. рынке товаров и услуг.

  1. Другой метод «национальный доход – совокупные расходы»

предполагает определение равновесного уровня национального дохода на основе взаимодействия потребления и инвестиций.

Предпосылками анализа являются рассмотренные ранее положения  о том, что национальный доход  используется по двум каналам: на потребление  и инвестиции, а совокупные расходы  – на личное и производительное потребление.

В условиях стагнирующей экономики  склонность к потреблению невелика. Уровень национального дохода в  связи с равенством доходов и  расходов на личное потребление устанавливается  на уровне нулевого сбережения.

           

 

 

                    

Совокупные  расходы

 

             Чистый национальный продукт


                                   

Рис. 1. «Кейнсианский крест»    

 

Если к расходам на личное потребление добавить инвестиции, линия  «С» сдвигается вверх по вертикали  и займёт положение «C+I». Точка пересечения кривой линии равенства доходов и расходов будет приближаться к уровню, соответствующему полной занятости (F).

Чем больше размеры инвестиций, тем выше поднимается кривая инвестиций и сбережений, значительнее приближение  к уровню полной занятости.

Если государство будет  не только стимулировать частные  инвестиции, но и осуществлять собственные расходы, кривая сбережений и инвестиций сольются в кривую, отражающую совокупность сбережений, инвестиций и государственных расходов – C+I+G.

С учётом внешнеторговых операций, чистого экспорта (Xn) величина совокупных расходов окажется равной

C+I+G+Xn.               (1)

Наращивание инвестиций ведёт  к росту национального дохода и полной занятости. При этом формируется  так называемый умножающий или мультипликационный эффект.

Д. Кейнс исследовал теорию мультипликатора (лат. multiplikator – умножающий, увеличивающий), которая определяет эффективность добавочных инвестиций с точки зрения их воздействия на объём производства. Считал, сто увеличение инвестиций приводит к росту национального дохода общества, причём на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций. Как камень, брошенный в воду, вызывает круги на воде, так и инвестиции, «брошенные» в экономику, вызывают цепную реакцию в виде роста дохода и занятости.

Информация о работе Государственное регулирование экономики: опыт России