Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 01:10, курсовая работа
Актуальность. Государственное регулирование экономики в зарубежных странах представляет интерес для самостоятельного сравнительного анализа динамики развития социально-экономических процессов в разных странах и выработки собственных критериев качественной оценки эффективности отдельных элементов в моделях государственного регулирования экономики рассматриваемых стран.
Введение....................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы социально-экономического развития национальной экономики......................................................................................5
1.1 Сущность, цели, методы государственного регулирования экономики и соиальной сферы........................................................................................................5
1.2 Принципы, инструменты, направления государственного регулирования экономики и социальной сферы...............................................................................9
Глава 2. Анализ опыта государственного регулирования экономики и социальной сферы в зарубежных странах..........................................................11
2.1 Особенности модели государственного регулирования экономики в США..11
2.2 Особенности модели государственного регулирования экономики в Германии....................................................................................................................18
2.3 Зарубежный опыт государственного регулирования социальной сферы......33
Глава 3. Модель государственного регулирования экономики и социальной сферы в России.......................................................................................................46
3.1 Анализ социально-экономического развития России в 1992 — 2010гг........46
3.2 Осуществляемые меры государственного регулирования социально-экономического развития и пути их совершенствования.....................................54
Заключение...............................................................................................................60
Список использованной литературы......................................................................62
Таблица 3.3 – Динамика инвестиций в основной капитал РФ за 2000-2010 гг.
Показатель | Ед. изм. | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Инвестиции в основной капитал | % к соотв. пер. пред.года | 17,4 | 10,0 | 2,8 | 13,7 | 10,9 | 10,9 | 16,7 | 22,7 | 9,9 | -16,2 | 6,0 |
Источник: Росстат
Еще один из самых важных показателей социально-экономического развития страны является инфляция. Инфляция - это обесценение денег, снижение их покупательной способности, дисбаланс спроса и предложения. В буквальном переводе термин "инфляция" (от лат. inflatio) означает "вздутие", т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы, что и вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен. Для наиболее общей характеристики уровня инфляции в мировой практике используются два показателя. Индекс потребительских цен (ИПЦ) позволяет оценить уровень инфляции на потребительском рынке.
Таблица 3.4 – Темпы инфляции РФ, 2000-2010 гг.
Показатель | Ед. изм. | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Инфляция | % к пред.пер. | 20,2 | 18,6 | 15,1 | 12,0 | 11,7 | 10,9 | 9,0 | 11,9 | 13,3 | 8,8 | 8,8 |
График 3.1 – Динамика потребительских цен РФ за период 2004-2010 гг.
Социальные показатели играют не малую роль в оценке социально-экономического развития страны.
Таблица 3.5 – Динамика социальных показателей РФ за 2000-2010 гг.
Из таблицы 3.5. видно, что в период 2000-2010гг. размер среднемесячных денежных доходов на душу населения постоянно увеличивался и достиг в 2010г. значения в 18722 руб. в номинальном выражении.
Таблица 3.3. показывает, что в период 2000-2010 годы в движении денежных доходов населения происходили значительные изменения. Начав в 2000г. с почти 40 процентов годовых темпов прироста при невысоком абсолютном приросте, через 6 лет имеем заметное снижение (всего лишь около 24 процентов) годовых темпов прироста при весьма возросшем среднемесячном абсолютном приросте денежных доходов.
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В современной России прожиточный минимум чрезвычайно низок и совершенно недостаточен для приемлемых условий жизни, что видно в Таблице 3.5.
По динамике безработицы, показанной в Таблице 3.5, видно, что в период с 2000 по 2007 гг. происходит сокращение данного показателя. Далее на состояние безработицы в стране во многом повлиял кризис 2008 года. Реакцией на данный кризис стало сокращение затрат на персонал у 62 % опрошенных компаний (опрос проводила исследовательская компания HeadHunter, участие в котором приняли 222 российские компании). Самый распространенный способ сокращения затрат на сотрудников - сокращение штата.
Консолидированный
бюджет - свод бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации на соответствующей
территории (за исключением бюджетов
государственных внебюджетных фондов),
без учета межбюджетных трансфертов
между этими бюджетами.
Таблица 3.6 - КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И БЮДЖЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ в 2009г.млрд. рублей
Продолжение Таблицы 3.6
Из таблицы 3.6 видно, что консолидированный бюджет РФ за 2009год был в дефиците.
Проблема
конкурентоспособности
Россия сохранила 63-е место во всемирном рейтинге конкурентоспособности стран, составленном Всемирным экономическим форумом на 2010-2011 годы. Всего в списке 139 государств.
Об этом говорится в глобальном отчете, который презентовала компания - партнер программы Всемирного экономического форума в России, Strategy Partners. Рейтинг рассчитывается исходя из 12 индексов, в которых учитываются различные составляющие инвестиционного климата. Он позволяет странам позиционировать себя на глобальных финансовых рынках, привлекать инвестиции. И оценивать разные стадии развития национальных экономик. "Таких стадий три: экономика, движимая факторами, экономика, движимая эффективностью, и экономика, движимая инновациями", - пояснили журналистам на презентации. [5]
Кстати, по шести индексам конкурентоспособности - "эффективность рынка труда", "здоровье и начальное образование", "высшее образование и профессиональная подготовка", "инновационный потенциал", "размер рынка", "инфраструктура" - Россия держит относительно высокую планку. И не опускается ниже 60-го места. А по позициям "макроэкономическая среда", "технологический уровень", "конкурентоспособность компаний", "эффективность рынка товаров и услуг", "развитость финансового рынка" выше 79-го места не поднимается. В итоге - по совокупности заняла 63-е место. По сравнению с предыдущим годом наша страна усилила свои преимущества лишь по трем индексам: "инфраструктура", "высшее образование и профессиональная подготовка" и "технологический уровень". По остальным девяти индексам ухудшила.
Как отмечают эксперты, в рейтинге ключевых проблем для развития бизнеса в России также не произошло никаких изменений. Как и в прошлом году, первый барьер для бизнеса - это коррупция, на втором месте - доступ к финансам, на третьем - налоговое регулирование. А вот "4 И" - институты, инфраструктура, инвестиции и инновации, выдвинутые президентом России в качестве приоритетов экономического развития, остаются актуальными. По его словам, в будущем концентрация усилий именно на этих направлениях позволит улучшить позиции России в рейтинге, а следовательно, достичь результатов в привлечении иностранных инвестиций. Их приток поможет в технологической модернизации.
"Уровень
конкурентоспособности страны
Что касается других стран, то самой конкурентоспособной страной мира второй год подряд признается Швейцария. За ней следует Швеция, оттеснив с этого места США. На третьем - Сингапур. Америка, кстати, до 2009 года занимала первую строчку рейтинга. А сейчас опустилась на 4-е место. Причина - ослабление частных и государственных институтов, состояния финансовых рынков. В десятке лидеров Германия (5-е место), Япония (6-е), Финляндия (7-е), Нидерланды (8-е), Дания (9-е). Китай занял 27-е место, продвинувшись на две позиции. Две другие страны БРИК - Бразилия и Индия - на 58-м и 51-м местах соответственно.
Из
СНГ единственной страной, оказавшейся
выше России в рейтинге, стал Азербайджан.
Он находится на 57-й строчке. Казахстан
занял 72-е место, Украина - 89-е, Молдавия
- 94-е, Армения - 98-е, Таджикистан - 116-е, Киргизия
- 121-е.
3.2
Осуществляемые меры
государственного
регулирования социально-
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (далее – Концепция) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 21 июля 2006 года.
В
середине текущего десятилетия российская
экономика оказалась перед
Первый вызов – усиление глобальной конкуренции , охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и включающей системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала.
Второй вызов – ожидаемая новая волна технологических изменений , резко усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и обесценивающая многие традиционные факторы роста.
Третий вызов – возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития .
Четвертый вызов – это исчерпание источников экспортно-сырьевого развития , базирующихся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта, выпуске товаров для внутреннего потребления за счет дозагрузки производственных мощностей в условиях заниженного обменного курса рубля, низкой стоимости производственных факторов – рабочей силы, топлива, электроэнергии. Причем кризис экспортно-сырьевой модели развития российской экономики может быть значительно ускорен в случае замедления роста мирового спроса на углеводороды в связи с активным развитием альтернативных видов топлива и энергии и торможением роста экономик Китая и Индии.
Стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015-2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему ВВП.
Достижение этой цели означает формирование качественно нового «образа будущего» России к концу следующего десятилетия.
• Выход России на стандарты благосостояния развитых стран . Обобщающий показатель уровня жизни, ВВП на душу населения по паритету покупательной способности, увеличится с 13,7 тысяч долларов США в 2006 году (42% от среднего уровня ОЭСР) до 30 тысяч долларов в 2020 году (70%) и около 50 тысяч долларов в 2030 году. Средняя ожидаемая продолжительности жизни возрастет до 75 лет .
• Высокое качество и комфортные условия жизни населения . Будет обеспечена всеобщая доступность услуг образования и здравоохранения, соответствующих уровню наиболее развитых стран, средний уровень обеспеченности жильем составит к 2020 году 30- 35 кв. м . на человека (или около 100 кв.м. на среднестатистическую семью),
• Благоприятная среда обитания человека . Доля населения, проживающего в местах с неблагоприятной экологической обстановкой снизится с 43% в 2007 году до 14% в 2020 году;
• Изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса, снижение экономической дифференциации населения и резкое сокращение бедности.
Информация о работе Мировой опыт государственного регулирования экономики и социальной сферы