Мировой опыт государственного регулирования экономики и социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 01:10, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Государственное регулирование экономики в зарубежных странах представляет интерес для самостоятельного сравнительного анализа динамики развития социально-экономических процессов в разных странах и выработки собственных критериев качественной оценки эффективности отдельных элементов в моделях государственного регулирования экономики рассматриваемых стран.

Содержание

Введение....................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические основы социально-экономического развития национальной экономики......................................................................................5

1.1 Сущность, цели, методы государственного регулирования экономики и соиальной сферы........................................................................................................5

1.2 Принципы, инструменты, направления государственного регулирования экономики и социальной сферы...............................................................................9

Глава 2. Анализ опыта государственного регулирования экономики и социальной сферы в зарубежных странах..........................................................11

2.1 Особенности модели государственного регулирования экономики в США..11

2.2 Особенности модели государственного регулирования экономики в Германии....................................................................................................................18

2.3 Зарубежный опыт государственного регулирования социальной сферы......33

Глава 3. Модель государственного регулирования экономики и социальной сферы в России.......................................................................................................46

3.1 Анализ социально-экономического развития России в 1992 — 2010гг........46

3.2 Осуществляемые меры государственного регулирования социально-экономического развития и пути их совершенствования.....................................54

Заключение...............................................................................................................60

Список использованной литературы......................................................................62

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по Макро.doc

— 436.00 Кб (Скачать)

Таблица 3.3 – Динамика инвестиций в основной капитал РФ за 2000-2010 гг.

Показатель Ед. изм. 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Инвестиции  в основной капитал % к соотв.  пер. пред.года 17,4 10,0 2,8 13,7 10,9 10,9 16,7 22,7 9,9 -16,2 6,0

Источник: Росстат

Еще один из самых важных показателей социально-экономического развития страны является инфляция. Инфляция - это обесценение денег, снижение их покупательной способности, дисбаланс спроса и предложения. В буквальном переводе термин "инфляция" (от лат. inflatio) означает "вздутие", т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы, что и вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен. Для наиболее общей характеристики уровня инфляции в мировой практике используются два показателя. Индекс потребительских цен (ИПЦ) позволяет оценить уровень инфляции на потребительском рынке.

Таблица 3.4 – Темпы инфляции РФ, 2000-2010 гг.

Показатель Ед. изм. 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Инфляция % к пред.пер. 20,2 18,6 15,1 12,0 11,7 10,9 9,0 11,9 13,3 8,8 8,8

График  3.1 – Динамика потребительских цен РФ за период 2004-2010 гг.

Социальные  показатели играют не малую роль в  оценке социально-экономического развития страны.

Таблица 3.5 – Динамика социальных показателей  РФ за 2000-2010 гг.

     Из таблицы 3.5. видно, что в период 2000-2010гг. размер среднемесячных денежных доходов на душу населения постоянно увеличивался и достиг в 2010г. значения в 18722 руб. в номинальном выражении.

     Таблица 3.3. показывает, что в период 2000-2010 годы в движении денежных доходов населения происходили значительные изменения. Начав в 2000г. с почти 40 процентов годовых темпов прироста при невысоком абсолютном приросте, через 6 лет имеем заметное снижение (всего лишь около 24 процентов) годовых темпов прироста при весьма возросшем среднемесячном абсолютном приросте денежных доходов.

     Величина  прожиточного минимума на душу населения  и по основным социально-демографическим  группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

     В современной России прожиточный  минимум чрезвычайно низок и  совершенно недостаточен для приемлемых условий жизни, что видно в Таблице 3.5.

     По  динамике безработицы, показанной в  Таблице 3.5, видно, что в период с 2000 по 2007 гг. происходит сокращение данного  показателя. Далее на состояние безработицы в стране во многом повлиял кризис 2008 года. Реакцией на данный кризис стало сокращение затрат на персонал у 62 % опрошенных компаний (опрос проводила исследовательская компания HeadHunter, участие в котором приняли 222 российские компании). Самый распространенный способ сокращения затрат на сотрудников - сокращение штата.

     Консолидированный бюджет - свод бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации на соответствующей  территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов), без учета межбюджетных трансфертов  между этими бюджетами. 

       Таблица 3.6 - КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И БЮДЖЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ в 2009г.млрд. рублей

 

Продолжение Таблицы 3.6

     Из  таблицы 3.6 видно, что консолидированный  бюджет РФ за 2009год был в дефиците.

     Проблема  конкурентоспособности государства, его экономики, жизнестойкости общества в целом становится все более  актуальной. Это ее значение возрастает вместе с  ужесточением глобальной конкурентной среды. Глобализации свойственно не только расширение и углубление кооперации, интеграции и сотрудничества, но и наличие конкуренции, которая неразрывно сопутствует глобализационным процессам, ведь конкуренция – спутник глобализации.

     Россия  сохранила 63-е место во всемирном  рейтинге конкурентоспособности стран, составленном Всемирным экономическим форумом на 2010-2011 годы. Всего в списке 139 государств.

     Об  этом говорится в глобальном отчете, который презентовала компания - партнер  программы Всемирного экономического форума в России, Strategy Partners. Рейтинг  рассчитывается исходя из 12 индексов, в которых учитываются различные составляющие инвестиционного климата. Он позволяет странам позиционировать себя на глобальных финансовых рынках, привлекать инвестиции. И оценивать разные стадии развития национальных экономик. "Таких стадий три: экономика, движимая факторами, экономика, движимая эффективностью, и экономика, движимая инновациями", - пояснили журналистам на презентации. [5]

     Кстати, по шести индексам конкурентоспособности - "эффективность рынка труда", "здоровье и начальное образование", "высшее образование и профессиональная подготовка", "инновационный потенциал", "размер рынка", "инфраструктура" - Россия держит относительно высокую планку. И не опускается ниже 60-го места. А по позициям "макроэкономическая среда", "технологический уровень", "конкурентоспособность компаний", "эффективность рынка товаров и услуг", "развитость финансового рынка" выше 79-го места не поднимается. В итоге - по совокупности заняла 63-е место. По сравнению с предыдущим годом наша страна усилила свои преимущества лишь по трем индексам: "инфраструктура", "высшее образование и профессиональная подготовка" и "технологический уровень". По остальным девяти индексам ухудшила.

     Как отмечают эксперты, в рейтинге ключевых проблем для развития бизнеса в России также не произошло никаких изменений. Как и в прошлом году, первый барьер для бизнеса - это коррупция, на втором месте - доступ к финансам, на третьем - налоговое регулирование. А вот "4 И" - институты, инфраструктура, инвестиции и инновации, выдвинутые президентом России в качестве приоритетов экономического развития, остаются актуальными. По его словам, в будущем концентрация усилий именно на этих направлениях позволит улучшить позиции России в рейтинге, а следовательно, достичь результатов в привлечении иностранных инвестиций. Их приток поможет в технологической модернизации.

     "Уровень  конкурентоспособности страны и  качество условий для ведения  бизнеса имеют самое прямое  влияние на инвестиции", - говорит  Праздничных. Сегодня из-за высоких  административных барьеров и недостаточной развитости институтов Россия теряет миллиарды долларов прямых инвестиций. А инвестиции, уверяет эксперт, для российской экономики - это уже не предмет выбора, а вопрос выживания. Кстати, по инвестициям в расчете на единицу ВВП Россия уступает как Казахстану, так и Украине.

     Что касается других стран, то самой конкурентоспособной  страной мира второй год подряд признается Швейцария. За ней следует Швеция, оттеснив с этого места США. На третьем - Сингапур. Америка, кстати, до 2009 года занимала первую строчку рейтинга. А сейчас опустилась на 4-е место. Причина - ослабление частных и государственных институтов, состояния финансовых рынков. В десятке лидеров Германия (5-е место), Япония (6-е), Финляндия (7-е), Нидерланды (8-е), Дания (9-е). Китай занял 27-е место, продвинувшись на две позиции. Две другие страны БРИК - Бразилия и Индия - на 58-м и 51-м местах соответственно.

     Из  СНГ единственной страной, оказавшейся  выше России в рейтинге, стал Азербайджан. Он находится на 57-й строчке. Казахстан занял 72-е место, Украина - 89-е, Молдавия - 94-е, Армения - 98-е, Таджикистан - 116-е, Киргизия - 121-е. 
 
 
 

3.2 Осуществляемые меры  государственного  регулирования социально-экономического  развития и пути  их совершенствования

     Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (далее – Концепция) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 21 июля 2006 года.

     В середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными  системными вызовами, отражающими как  мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития.

     Первый  вызов – усиление глобальной конкуренции , охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и включающей системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала.

     Второй  вызов – ожидаемая новая волна технологических изменений , резко усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и обесценивающая многие традиционные факторы роста.

     Третий  вызов – возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития .

     Четвертый вызов – это исчерпание источников экспортно-сырьевого развития , базирующихся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта, выпуске товаров для внутреннего потребления за счет дозагрузки производственных мощностей в условиях заниженного обменного курса рубля, низкой стоимости производственных факторов – рабочей силы, топлива, электроэнергии. Причем кризис экспортно-сырьевой модели развития российской экономики может быть значительно ускорен в случае замедления роста мирового спроса на углеводороды в связи с активным развитием альтернативных видов топлива и энергии и торможением роста экономик Китая и Индии.

     Стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015-2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему ВВП.

     Достижение этой цели означает формирование качественно нового «образа будущего» России к концу следующего десятилетия.

      Выход России на стандарты благосостояния развитых стран . Обобщающий показатель уровня жизни, ВВП на душу населения по паритету покупательной способности, увеличится с 13,7 тысяч долларов США в 2006 году (42% от среднего уровня ОЭСР) до 30 тысяч долларов в 2020 году (70%) и около 50 тысяч долларов в 2030 году. Средняя ожидаемая продолжительности жизни возрастет до 75 лет .

      Высокое качество и комфортные условия жизни населения . Будет обеспечена всеобщая доступность услуг образования и здравоохранения, соответствующих уровню наиболее развитых стран, средний уровень обеспеченности жильем составит к 2020 году 30- 35 кв. м . на человека (или около 100 кв.м. на среднестатистическую семью),

      Благоприятная среда обитания человека . Доля населения, проживающего в местах с неблагоприятной экологической обстановкой снизится с 43% в 2007 году до 14% в 2020 году;

      Изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса, снижение экономической дифференциации населения и резкое сокращение бедности.

Информация о работе Мировой опыт государственного регулирования экономики и социальной сферы