Мировой опыт государственного регулирования экономики и социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 01:10, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Государственное регулирование экономики в зарубежных странах представляет интерес для самостоятельного сравнительного анализа динамики развития социально-экономических процессов в разных странах и выработки собственных критериев качественной оценки эффективности отдельных элементов в моделях государственного регулирования экономики рассматриваемых стран.

Содержание

Введение....................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические основы социально-экономического развития национальной экономики......................................................................................5

1.1 Сущность, цели, методы государственного регулирования экономики и соиальной сферы........................................................................................................5

1.2 Принципы, инструменты, направления государственного регулирования экономики и социальной сферы...............................................................................9

Глава 2. Анализ опыта государственного регулирования экономики и социальной сферы в зарубежных странах..........................................................11

2.1 Особенности модели государственного регулирования экономики в США..11

2.2 Особенности модели государственного регулирования экономики в Германии....................................................................................................................18

2.3 Зарубежный опыт государственного регулирования социальной сферы......33

Глава 3. Модель государственного регулирования экономики и социальной сферы в России.......................................................................................................46

3.1 Анализ социально-экономического развития России в 1992 — 2010гг........46

3.2 Осуществляемые меры государственного регулирования социально-экономического развития и пути их совершенствования.....................................54

Заключение...............................................................................................................60

Список использованной литературы......................................................................62

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по Макро.doc

— 436.00 Кб (Скачать)

      Соглашение  о создании североамериканской зоны свободной торговли – НАФТА (Nortn-Amerikan Free Trade Area-Nafta) между США, Канадой и Мексикой вступило в силу с 1 января 1994 года. В значительной мере оно было инициировано администрацией США под влиянием американских транснациональных корпораций, так как достигнутый уровень срастания американской экономики с канадской и мексиканской требовал его межгосударственного оформления.

      Уже в первые три года с момента  подписания договора взаимная торговля США с Канадой и Мексикой увеличилась  на треть. США поставили цель создать  зону свободной торговли Америк, которая объединит рынки 34 государств Западного полушария.

      Уже к 1994 году пошлины во взаимной торговле промышленными и продовольственными товарами были снижены на 65%.

      По  своему экономическому потенциалу северный и южный партнеры по НАФТА многократно уступают США: ВВП Канады составляет около 10% от ВВП США, а Мексики – 5%; если ВВП на душу населения Канады находится на уровне примерно 90% от США, то Мексики – 15%. В отличие от Европейского Союза, где менее развитым странам и регионам (Греции, Ирландии, Португалии) предоставляется финансовая помощь из совместных бюджетных фондов, НАФТА не предоставляет Мексике такой поддержки.

      Деловые круги США связывают с НАФТА  большие надежды: ожидается значительное расширение американского экспорта и связанное с этим увеличение числа рабочих мест. Перенесение трудоемких, материалоемких и экологически дорогостоящих производств из США в Мексику позволит снизить уровень издержек производства и повысить конкурентноспособность многих изделий американской промышленности. В долгосрочном плане с помощью участия в НАФТА американские ТНК рассчитывают на расширение своего экономического участия в Латинской Америке с целью завоевания рынков сбыта, создания новых рабочих мест на новых предприятиях, повышения конкурентоспособности и прибыли.

      В Америке сложились по-своему идеальные  условия для становления и  развития капитализма, для формирования государства, вырастающего и крепнущего вместе с укоренением в хозяйственной  жизни экономических принципов. Государственное регулирование давно стало неотъемлемой частью американского хозяйственного механизма. Американское государство не в состоянии самоустраниться от участия в хозяйственной жизни, так как проводимые им регулирующие мероприятия превратились в обязательное условие нормального течения воспроизводственного процесса. Из-за возросшего к началу 90-х годов государственного долга, достигшего астрономической суммы, дефицита торгового бюджета, серьезных трудностей с продвижением американских товаров на мировые рынки инфляция в США перестала быть «врагом номер один» американской экономики. Нынешняя американская администрация, ограничивая государственное финансирование и прямое регулирование цен по отдельным товарным группам, делает упор на активное использование рыночных рычагов и методов косвенного регулирования. Среди основных направлений косвенного регулирования цен можно выделить следующие: регулирование учетной ставки федеральных резервных банков; уменьшение дефицита государственного бюджета; система федеральных закупок товаров и услуг; налоговая политика.

В конечном счете  все эти направления государственной  макроэкономической политики влияют на изменение соотношения спроса и  предложения на внутреннем рынке  США и таким образом определяют базовые пропорции обмена и уровень цен. Однако было бы неправильно делать вывод о том, что в США уже найден оптимум эффективности государства вообще и его хозяйственной роли в частности. Динамизм и турбулентность современного мирового развития постоянно выдвигает все новые вызовы, на которые и должно реагировать государство.  

2.2 Особенности модели  государственного  регулирования экономики  в Германии

      Историки  и публицисты по праву связывают  экономический подъем Западной Германии с именем Людвига Эрхарда –  министра экономики в правительстве К. Аденауэра, а затем и канцлера ФРГ.

      Он  разработал стройную теорию социальной рыночной экономики. В ней социальные аспекты, вопросы жизненного уровня населения заняли приоритетное место.

      Ученый  отталкивался от того, что нацистская военная экономика парализовала предпринимательство, устранила конкуренцию и привела к социальным перекосам, поэтому необходимо восстановить естественные отношения между трудом и его оплатой. Нужно постоянно повышать покупательную способность населения.

      Производство  и жизненный уровень населения стоят в прямой зависимости от следующих факторов.:

    1. производство не может развиваться, не имея широкой базы для сбыта;
    2. увеличение покупательной способности населения в свою очередь постоянно стимулирует производство, повышение производительности труда.

      Чем выше жизненный уровень населения, – заключал Эрхард, - тем лучше  условия для развития экономики.

      В 1948 году начал реализовываться план Маршалла. Он был принят в США  в качестве законодательного акта, по которому предусматривалось направить в Европу 12 млрд. долл. в виде наличных денег, продуктов питания, готовой промышленной продукции и выделить для этих целей 2% американского ВВП. Конгресс США не утвердил бы план, если бы в нем не указывались стратегические цели, отвечающие американским интересам: необходимо вернуть Европе способность платить за американские товары.

      Особое  внимание уделялось восстановлению американской экономики.

      Полагалось, что оздоровление Германии – решающий фактор подъема Европы. В первые два года западная Германия получила по плану Маршалла 1,4 млрд. долл., из четырех млрд., ассигнованных всем 16 участникам. В последующие годы приоритетное финансирование Западного сектора Германии продолжалось.

      Летом 1948 года в трех Западных оккупационных  зонах Германии началась денежная реформа, сопровождавшаяся принятием пакета социальных законов, разработанных департаментом Людвига Эрхарда.

      Конрад  Аденауэр – лидер Христианско-демократического союза (ХДС) пригласил баварца выступить  на заседании руководящего органа ХДС.

      Эрхард  убедительно доказал, что плановое хозяйство, установление твердых цен ведут к разрушению баланса: «предложение – спрос»; товары уходят на черный рынок; конкуренция убивается.

      Согласно  прогнозам Людвига Эрхарда, выполнение его программ позволит развиваться  и будет способствовать снижению цен, доходы населения возрастут, что должно обеспечивать высокую покупательную способность. Лишь когда цены в силу тех или иных причин начнут неоправданно расти, государство может вмешаться, но не путем административного регулирования, а такими рычагами, как пошлины, налоги, кредитная политика..

      В мае 1949 года ХДС выиграл парламентские  выборы.

      Аденауэр  стал первым послевоенным канцлером, а  Эрхард – министром экономики  в его правительстве.

      Началась  работа по претворению в жизнь теории социального рыночного хозяйства.

      План  Маршалла создал солидную финансовую основу. Разрушенная страна представляла собой огромный рынок сбыта: после  нацизма и хаоса послевоенных лет население нуждалось буквально  во всем.

      В стране имелись значительные резервы рабочей силы. Даже в самые тяжелые времена нацисты не призывали в армию квалифицированных рабочих. К ним добавились миллионы переселенцев из восточных областей бывшего германского рейха, которые готовы были работать буквально за бутерброд.

      Министрество экономики, применяя экономические методы, умело направляло инвестиции, развивая основные отрасли промышленности: химические предприятия, металлургические, машиностроительные, электротехнические заводы.

      На  их основе заработали легкая и перерабатывающая промышленность, создавались условия для средних и малых предприятий. Система налоговых привилегий давала возможность значительную часть прибылей использовать для технического обновления, для внедрения в производство новейших научных достижений.

      Особо поощрялись предприятия, работавшие на экспорт. Министерство Эрхарда приняло и осуществило несколько специальных программ содействия этим производствам.

      Правительство:

    1. брало на себя часть риска по торговым операциям;
    2. шло на прямое финансирование крупных экспортных мероприятий;
    3. предоставляло налоговые льготы.

      Экспорт стал одним из базисных факторов экономического развития, содействовал росту золотых  и валютных запасов страны.

      Баварский коллега Эрхарда, министр финансов Фриц Шефер проявлял предельную бережливость. Говорят, что беседу с посетителями в своем кабинете, кто бы ни пришел, он начинал словами: денег нет и не предвидится. Сам канцлер подчас пасовал перед его решимостью защитить утвержденный бюджет.

      Ф. Шефер при поддержке Эрхарда  не допускал эмиссий, выходящих за рамки бюджета.

      Немецкая  марка постепенно превратилась в  одну из самых крепких мировых  валют, на которую стали равняться  валюты других стран. Начала складываться эффективная антимонопольная система. Монопольные объединения не запрещались, но они сурово карались (включался «немецкий прессинг») за ограничение конкуренции и необоснованное завышение цен.

      В промышленном производстве шло обновление. Отмирали старые отрасли, нарождались  новые. Требовалась профессиональная переквалификация. Правительство принимало меры к тому, чтобы процесс проходил без ущерба для людей. Выделялись субсидии на обучение рабочих, на их переселение, если того требовали обстоятельства.

      Вместе  с промышленностью поднималось  и сельское хозяйство. Оно быстро достигло довоенного уровня, а к 1953 году и значительно превзошло его. В 1950 году ФРГ достигла довоенного уровня производства, а к 1956 году оно удвоилось по сравнению с 1950 годом, в 1962 году – утроилось.

      Успешно наращивалось жилищное строительство, причем половина новых квартир являлись социальными, то есть предоставлялись населению по пониженным ценам.

      В обществе складывалось устойчивое положение. Постепенно сошла на нет безработица. Появились иностранные рабочие. Рост заработной платы и пенсий превышал рост цен и налогов.

      Канцлерство Эрхарда оказалось недолгим и не ознаменовалось какими-либо значительными событиями.

      Страна  развивалась успешно. Экономика  функционировала в хорошо отлаженном ритме.

      ФРГ приобретала все большее влияние  в сообществе западных государств. Развивались торгово-экономические связи с СССР.

      Эрхард  ушел в отставку, пробыв на посту  канцлера немногим более трех лет. Умер Эрхард в 1977 году в возрасте 80-ти лет. Последние десять лет он прожил не принимая активного участия в  политической жизни.

      В одной из газетных статей промелькнуло утверждение – «немец любит поесть».

      Это верно в том смысле, что немецким рабочим присуще честное и  уважительное отношение к труду. Рабочие изначально настроены на хороший труд и солидный заработок. В то же время немцы не считают, что деньги им достаются легче  чем трудящимся других стран.

      Наполнение  рынка товарами дает возможность  разумно истратить заработанное и прилично обустроить жизнь.

      Трудовой  процесс тщательно продумывается  и рассчитывается. Его ритм приводит к оптимальным результатам, сводит до минимума брак и потери.

      Немецкие  рабочие не понимают, почему нужно  перевыполнять установленную норму. Завтра будет снова изготовлено  столько, сколько нужно.

      В 50-е годы уже миллионы немцев на своих  машинах или иным способом выезжали в туристические поездки за границу, особенно в близлежащие европейские страны.

      ФРГ по праву называют одним из «локомотивов»  мировой экономики. По уровню экономического развития, величине экономического потенциала, доле в мировом производстве, степени  вовлеченности в международное  разделение труда и другим важнейшим критериям она относится к числу наиболее высокоразвитых государств мира, входит в так называемую «большую семерку». По общему объему ВВП (ее доля в ВВП мира в 2009 году - 4,02%) и по величине промышленного производства ФРГ занимает 5-е место в мире (после США, КНР и Японии), по среднедушевому показателю ВВП Германии входит в первую десятку мира.

      ФРГ - наиболее мощная промышленная держава  Западной Европы. В этом регионе  она занимает первое место по величине населения - 81 млн. чел. и 3-е место – по территории – 356,9 тыс. кв. м (после Франции и Испании). ФРГ тесно связана с мировым хозяйством. Она мало уступает США – крупнейшей торговой державе мира – по объему внешней торговли, хотя ее экономический потенциал почти втрое меньше. Доля ФРГ в мировом экспорте в 2009 году 9%, а по величине внешнеторгового оборота (совокупная стоимость экспорта и импорта) Германия находится на втором месте после США. Она является также одним из крупнейших экспортеров и импортеров капитала. Германия была одним из инициаторов создания в 1957 году Европейского экономического сообщества (ныне – Европейский союз) и в настоящее время выступает за углубление и расширение международной экономической интеграции на европейском континенте.

Информация о работе Мировой опыт государственного регулирования экономики и социальной сферы