Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 01:10, курсовая работа
Актуальность. Государственное регулирование экономики в зарубежных странах представляет интерес для самостоятельного сравнительного анализа динамики развития социально-экономических процессов в разных странах и выработки собственных критериев качественной оценки эффективности отдельных элементов в моделях государственного регулирования экономики рассматриваемых стран.
Введение....................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы социально-экономического развития национальной экономики......................................................................................5
1.1 Сущность, цели, методы государственного регулирования экономики и соиальной сферы........................................................................................................5
1.2 Принципы, инструменты, направления государственного регулирования экономики и социальной сферы...............................................................................9
Глава 2. Анализ опыта государственного регулирования экономики и социальной сферы в зарубежных странах..........................................................11
2.1 Особенности модели государственного регулирования экономики в США..11
2.2 Особенности модели государственного регулирования экономики в Германии....................................................................................................................18
2.3 Зарубежный опыт государственного регулирования социальной сферы......33
Глава 3. Модель государственного регулирования экономики и социальной сферы в России.......................................................................................................46
3.1 Анализ социально-экономического развития России в 1992 — 2010гг........46
3.2 Осуществляемые меры государственного регулирования социально-экономического развития и пути их совершенствования.....................................54
Заключение...............................................................................................................60
Список использованной литературы......................................................................62
Соглашение о создании североамериканской зоны свободной торговли – НАФТА (Nortn-Amerikan Free Trade Area-Nafta) между США, Канадой и Мексикой вступило в силу с 1 января 1994 года. В значительной мере оно было инициировано администрацией США под влиянием американских транснациональных корпораций, так как достигнутый уровень срастания американской экономики с канадской и мексиканской требовал его межгосударственного оформления.
Уже в первые три года с момента подписания договора взаимная торговля США с Канадой и Мексикой увеличилась на треть. США поставили цель создать зону свободной торговли Америк, которая объединит рынки 34 государств Западного полушария.
Уже
к 1994 году пошлины во взаимной торговле
промышленными и
По своему экономическому потенциалу северный и южный партнеры по НАФТА многократно уступают США: ВВП Канады составляет около 10% от ВВП США, а Мексики – 5%; если ВВП на душу населения Канады находится на уровне примерно 90% от США, то Мексики – 15%. В отличие от Европейского Союза, где менее развитым странам и регионам (Греции, Ирландии, Португалии) предоставляется финансовая помощь из совместных бюджетных фондов, НАФТА не предоставляет Мексике такой поддержки.
Деловые круги США связывают с НАФТА большие надежды: ожидается значительное расширение американского экспорта и связанное с этим увеличение числа рабочих мест. Перенесение трудоемких, материалоемких и экологически дорогостоящих производств из США в Мексику позволит снизить уровень издержек производства и повысить конкурентноспособность многих изделий американской промышленности. В долгосрочном плане с помощью участия в НАФТА американские ТНК рассчитывают на расширение своего экономического участия в Латинской Америке с целью завоевания рынков сбыта, создания новых рабочих мест на новых предприятиях, повышения конкурентоспособности и прибыли.
В Америке сложились по-своему идеальные условия для становления и развития капитализма, для формирования государства, вырастающего и крепнущего вместе с укоренением в хозяйственной жизни экономических принципов. Государственное регулирование давно стало неотъемлемой частью американского хозяйственного механизма. Американское государство не в состоянии самоустраниться от участия в хозяйственной жизни, так как проводимые им регулирующие мероприятия превратились в обязательное условие нормального течения воспроизводственного процесса. Из-за возросшего к началу 90-х годов государственного долга, достигшего астрономической суммы, дефицита торгового бюджета, серьезных трудностей с продвижением американских товаров на мировые рынки инфляция в США перестала быть «врагом номер один» американской экономики. Нынешняя американская администрация, ограничивая государственное финансирование и прямое регулирование цен по отдельным товарным группам, делает упор на активное использование рыночных рычагов и методов косвенного регулирования. Среди основных направлений косвенного регулирования цен можно выделить следующие: регулирование учетной ставки федеральных резервных банков; уменьшение дефицита государственного бюджета; система федеральных закупок товаров и услуг; налоговая политика.
В конечном счете
все эти направления
2.2 Особенности модели государственного регулирования экономики в Германии
Историки и публицисты по праву связывают экономический подъем Западной Германии с именем Людвига Эрхарда – министра экономики в правительстве К. Аденауэра, а затем и канцлера ФРГ.
Он разработал стройную теорию социальной рыночной экономики. В ней социальные аспекты, вопросы жизненного уровня населения заняли приоритетное место.
Ученый отталкивался от того, что нацистская военная экономика парализовала предпринимательство, устранила конкуренцию и привела к социальным перекосам, поэтому необходимо восстановить естественные отношения между трудом и его оплатой. Нужно постоянно повышать покупательную способность населения.
Производство и жизненный уровень населения стоят в прямой зависимости от следующих факторов.:
Чем выше жизненный уровень населения, – заключал Эрхард, - тем лучше условия для развития экономики.
В 1948 году начал реализовываться план Маршалла. Он был принят в США в качестве законодательного акта, по которому предусматривалось направить в Европу 12 млрд. долл. в виде наличных денег, продуктов питания, готовой промышленной продукции и выделить для этих целей 2% американского ВВП. Конгресс США не утвердил бы план, если бы в нем не указывались стратегические цели, отвечающие американским интересам: необходимо вернуть Европе способность платить за американские товары.
Особое внимание уделялось восстановлению американской экономики.
Полагалось, что оздоровление Германии – решающий фактор подъема Европы. В первые два года западная Германия получила по плану Маршалла 1,4 млрд. долл., из четырех млрд., ассигнованных всем 16 участникам. В последующие годы приоритетное финансирование Западного сектора Германии продолжалось.
Летом 1948 года в трех Западных оккупационных зонах Германии началась денежная реформа, сопровождавшаяся принятием пакета социальных законов, разработанных департаментом Людвига Эрхарда.
Конрад
Аденауэр – лидер Христианско-
Эрхард убедительно доказал, что плановое хозяйство, установление твердых цен ведут к разрушению баланса: «предложение – спрос»; товары уходят на черный рынок; конкуренция убивается.
Согласно прогнозам Людвига Эрхарда, выполнение его программ позволит развиваться и будет способствовать снижению цен, доходы населения возрастут, что должно обеспечивать высокую покупательную способность. Лишь когда цены в силу тех или иных причин начнут неоправданно расти, государство может вмешаться, но не путем административного регулирования, а такими рычагами, как пошлины, налоги, кредитная политика..
В мае 1949 года ХДС выиграл парламентские выборы.
Аденауэр стал первым послевоенным канцлером, а Эрхард – министром экономики в его правительстве.
Началась работа по претворению в жизнь теории социального рыночного хозяйства.
План
Маршалла создал солидную финансовую
основу. Разрушенная страна представляла
собой огромный рынок сбыта: после
нацизма и хаоса послевоенных
лет население нуждалось
В стране имелись значительные резервы рабочей силы. Даже в самые тяжелые времена нацисты не призывали в армию квалифицированных рабочих. К ним добавились миллионы переселенцев из восточных областей бывшего германского рейха, которые готовы были работать буквально за бутерброд.
Министрество экономики, применяя экономические методы, умело направляло инвестиции, развивая основные отрасли промышленности: химические предприятия, металлургические, машиностроительные, электротехнические заводы.
На их основе заработали легкая и перерабатывающая промышленность, создавались условия для средних и малых предприятий. Система налоговых привилегий давала возможность значительную часть прибылей использовать для технического обновления, для внедрения в производство новейших научных достижений.
Особо поощрялись предприятия, работавшие на экспорт. Министерство Эрхарда приняло и осуществило несколько специальных программ содействия этим производствам.
Правительство:
Экспорт стал одним из базисных факторов экономического развития, содействовал росту золотых и валютных запасов страны.
Баварский коллега Эрхарда, министр финансов Фриц Шефер проявлял предельную бережливость. Говорят, что беседу с посетителями в своем кабинете, кто бы ни пришел, он начинал словами: денег нет и не предвидится. Сам канцлер подчас пасовал перед его решимостью защитить утвержденный бюджет.
Ф. Шефер при поддержке Эрхарда не допускал эмиссий, выходящих за рамки бюджета.
Немецкая
марка постепенно превратилась в
одну из самых крепких мировых
валют, на которую стали равняться
валюты других стран. Начала складываться
эффективная антимонопольная
В промышленном производстве шло обновление. Отмирали старые отрасли, нарождались новые. Требовалась профессиональная переквалификация. Правительство принимало меры к тому, чтобы процесс проходил без ущерба для людей. Выделялись субсидии на обучение рабочих, на их переселение, если того требовали обстоятельства.
Вместе с промышленностью поднималось и сельское хозяйство. Оно быстро достигло довоенного уровня, а к 1953 году и значительно превзошло его. В 1950 году ФРГ достигла довоенного уровня производства, а к 1956 году оно удвоилось по сравнению с 1950 годом, в 1962 году – утроилось.
Успешно наращивалось жилищное строительство, причем половина новых квартир являлись социальными, то есть предоставлялись населению по пониженным ценам.
В обществе складывалось устойчивое положение. Постепенно сошла на нет безработица. Появились иностранные рабочие. Рост заработной платы и пенсий превышал рост цен и налогов.
Канцлерство Эрхарда оказалось недолгим и не ознаменовалось какими-либо значительными событиями.
Страна развивалась успешно. Экономика функционировала в хорошо отлаженном ритме.
ФРГ
приобретала все большее
Эрхард ушел в отставку, пробыв на посту канцлера немногим более трех лет. Умер Эрхард в 1977 году в возрасте 80-ти лет. Последние десять лет он прожил не принимая активного участия в политической жизни.
В одной из газетных статей промелькнуло утверждение – «немец любит поесть».
Это верно в том смысле, что немецким рабочим присуще честное и уважительное отношение к труду. Рабочие изначально настроены на хороший труд и солидный заработок. В то же время немцы не считают, что деньги им достаются легче чем трудящимся других стран.
Наполнение рынка товарами дает возможность разумно истратить заработанное и прилично обустроить жизнь.
Трудовой
процесс тщательно
Немецкие
рабочие не понимают, почему нужно
перевыполнять установленную
В 50-е годы уже миллионы немцев на своих машинах или иным способом выезжали в туристические поездки за границу, особенно в близлежащие европейские страны.
ФРГ по праву называют одним из «локомотивов» мировой экономики. По уровню экономического развития, величине экономического потенциала, доле в мировом производстве, степени вовлеченности в международное разделение труда и другим важнейшим критериям она относится к числу наиболее высокоразвитых государств мира, входит в так называемую «большую семерку». По общему объему ВВП (ее доля в ВВП мира в 2009 году - 4,02%) и по величине промышленного производства ФРГ занимает 5-е место в мире (после США, КНР и Японии), по среднедушевому показателю ВВП Германии входит в первую десятку мира.
ФРГ - наиболее мощная промышленная держава Западной Европы. В этом регионе она занимает первое место по величине населения - 81 млн. чел. и 3-е место – по территории – 356,9 тыс. кв. м (после Франции и Испании). ФРГ тесно связана с мировым хозяйством. Она мало уступает США – крупнейшей торговой державе мира – по объему внешней торговли, хотя ее экономический потенциал почти втрое меньше. Доля ФРГ в мировом экспорте в 2009 году 9%, а по величине внешнеторгового оборота (совокупная стоимость экспорта и импорта) Германия находится на втором месте после США. Она является также одним из крупнейших экспортеров и импортеров капитала. Германия была одним из инициаторов создания в 1957 году Европейского экономического сообщества (ныне – Европейский союз) и в настоящее время выступает за углубление и расширение международной экономической интеграции на европейском континенте.
Информация о работе Мировой опыт государственного регулирования экономики и социальной сферы