Мировой опыт государственного регулирования экономики и социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 01:10, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Государственное регулирование экономики в зарубежных странах представляет интерес для самостоятельного сравнительного анализа динамики развития социально-экономических процессов в разных странах и выработки собственных критериев качественной оценки эффективности отдельных элементов в моделях государственного регулирования экономики рассматриваемых стран.

Содержание

Введение....................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические основы социально-экономического развития национальной экономики......................................................................................5

1.1 Сущность, цели, методы государственного регулирования экономики и соиальной сферы........................................................................................................5

1.2 Принципы, инструменты, направления государственного регулирования экономики и социальной сферы...............................................................................9

Глава 2. Анализ опыта государственного регулирования экономики и социальной сферы в зарубежных странах..........................................................11

2.1 Особенности модели государственного регулирования экономики в США..11

2.2 Особенности модели государственного регулирования экономики в Германии....................................................................................................................18

2.3 Зарубежный опыт государственного регулирования социальной сферы......33

Глава 3. Модель государственного регулирования экономики и социальной сферы в России.......................................................................................................46

3.1 Анализ социально-экономического развития России в 1992 — 2010гг........46

3.2 Осуществляемые меры государственного регулирования социально-экономического развития и пути их совершенствования.....................................54

Заключение...............................................................................................................60

Список использованной литературы......................................................................62

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по Макро.doc

— 436.00 Кб (Скачать)

      Церкви (католическая, протестантская и лютеранская) правомочны взимать с верующих соответствующей концессии церковный налог.

      В налоговой системе ФРГ насчитывается 45 налогов. Она состоит из трех уровней: федерального, земель и общины. Основную и фискальную роль играют в ней  подоходные налоги.

      Подоходный налог с физических лиц является основным источником государственных доходов.

      С 1993 года в ФРГ введен охраняемый от налогообложения прожиточный  минимум, который постоянно изменяется в сторону увеличения. Так, в 1997 году от составил 12095 DM для одиноких и 24191 DM для семейных; в 1998 году он составил 12365 DM и 24731 DM.

      При формировании налогооблагаемой базы по этому налогу из дохода подлежат вычету производственные расходы, связанные  с получением доходов, и особые издержки.

      Налогообложение осуществляется на основе тарифной прогрессии.

      Ставки  подоходного налога на 1997 год приведены  в таблице 2.1: 

      Таблица 2.1

Тарифные  зоны Налогооблагаемый  доход Ставка  налога, %
  С ДО  
  одинокие женатые Одинокие женатые Одинокие женатые
  0 0 12095 24191 0 0
Первая  зона 12096 24192 55727 111455 25,9 33,5
Вторая  зона 55728 111456 120041 240083 33,5 53
Высшая  пропорцио-нальная зона Свыше 120042 Свыше 250084     53
 

      В конце года при подаче декларации сумма изъятого подоходного налога корректируется в зависимости от фактически понесенных расходов и с учетом необлагаемого прожиточного минимума. 

      Таблица 2.2. Ставки налогов на недвижимость (имущество), на прибыль, НДС в зарубежных странах.

Страна Налог на недвижимость (имущество) Налог на прибыль НДС
Германия 1,3 50 14
Гонконг 1,5 17.5 -
США 5 34 4
Испания - 35,5 12
Швеция - 30 23,5
Норвегия 0,3 23 20
Франция - 37 18,6
Австрия 1,5 30 20
Бельгия - 39 19
Италия - 36 19
Греция 1,5 46 16
Финляндия 1,5 25 22
Польша - 40 22
 

      Базовая ставка налога с корпораций составляет 30%. В том случае, если прибыль  корпораций не распределяется, используется ставка в 45%. Таким образом стимулируется  распределение прибыли корпораций.

      Проблема  двойного налогообложения, возникающая  повсеместно при включении дивидендов, выплачиваемых акционерам из чистого дохода корпораций в облагаемый личный доход физического лица, решена в Германии посредством зачета суммы налога, уплаченного корпорацией при формировании налогооблагаемой базы у акционеров по подоходному налогу.

      Земельным налогом облагается в Германии земельные  участки, находящиеся в собственности  юридических и физических лиц.

      Взимание  налога осуществляется общинами. Ставка налога состоит из двух частей, одна из которых устанавливается централизованно, другая представляет собой надбавку общины.

      От  уплаты налога освобождаются учреждения, финансируемые из государственной  казны, церкви, различные некоммерческие предприятия, а также земли, используемые в научных целях, и общественного  назначения.

      Важное  место в налоговой системе  Германии занимают поимущественные  налоги, история которых насчитывает  уже более 920 лет(см. Таблицу 2.2). Налогом на имущество облагается собственность юридических и физических лиц. Как и в случае подоходного налога, при взимании этого налога различается ограниченная и неограниченная налоговая повинность. Базой для исчисления по этому налогу является стоимость совокупного имущества налогоплательщика к началу календарного года, уменьшенная на необлагаемый минимум. Для физических лиц он равен 70 тыс.DM. К нему предоставляется дополнительный необлагаемый минимум в размере 30 тыс.DM в том случае, если налогоплательщику исполнилось 60 лет или он получил инвалидность.

      Ставка  поимущественного налога для юридических  лиц 0,6% ежегодно от стоимости налогооблагаемого имущества, для физических лиц – 1%.

      Характеризуя  далее организацию налоговой  системы в Германии, следует также  отметить, что высокодоходные земли  причисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям, к  числу которых, прежде всего, относятся новые федеральные земли. 
 
 

    1. Зарубежный  опыт государственного регулирования социальной сферы

      Сегодня ни в одной, даже самой «рыночной» стране, рынок, в том числе и  рынок труда, не находится во власти стихии.

      Наряду  с рыночными механизмами существуют, развиваются и взаимодействуют механизмы регулирования в рамках корпораций, государств и межгосударственных образований. При этом все большая роль в регулировании занятости отводится государству.

      Проблемы  занятости для большинства стран мира становятся острее по мере усиления конкуренции на внутреннем и внешнем рынках, предопределяя необходимость повышения эффективности использования рабочей силы, ее качества, высвобождения образующегося в результате технического перевооружения ее «излишка» и т.д.

      Если  проанализировать накопленный в  развитых капиталистических странах  опыт в области государственного регулирования занятости, можно  отметить, что принимаемые государством меры зависят от состояния развития экономики страны и уровня безработицы. При этом проявляющиеся на рынке труда проблемы и тенденции аналогичны для большинства стран, как и меры государственного регулирования занятости на отдельных этапах развития экономики.

      В развитии государственного регулирования  занятости за рубежом в послевоенный период выделяют четыре этапа:

      • начало 60-х - середина 70-х годов;

      • середина 70-х - начало 80-х годов;

      • 80-е годы;

      • конец 80-х гг. - до настоящего времени.

      Характерным для экономики в период с начала 60-х до середины 70-х годов был  общий экономический подъем. Но на его фоне обнаруживается в ряде отраслей нехватка рабочей силы, что предопределило главную задачу государственной политики занятости этого этапа - развитие «человеческих ресурсов». Требовалось приспособить совокупную рабочую силу к структурным сдвигам в экономике, смягчить социальные последствия циклических колебаний и расширить возможности трудоустройства категорий трудящихся, испытывающих наибольшие трудности на рынке труда.

      В этих условиях участие государства  в решении проблемы занятости было постоянным и разноплановым, а основными направлениями его деятельности стали:

      • достижение относительно постоянной занятости  в масштабах всей национальной экономики;

      • повышение отраслевой, профессионально-квалификационной и региональной мобильности рабочей силы, ее способности адаптироваться к техническим и структурным изменениям;

      • расширение инструментария государственного регулирования, создание научных центров  по изучению проблем рынка труда, министерств, служб и ведомств, ответственных  за реализацию политики занятости;

      • укрепление финансовой базы путем формирования специальных фондов, которые можно  было бы использовать для выборочного  регулирования уровня и структуры  спроса и предложения.

      Для решения проблем занятости широко используются общественные работы.

      В этот период в государственном регулировании  занятости доминируют направления:

      • усиление мер поддержки занятости  и увеличение государственных ассигнований на их осуществление;

      • проведение политики децентрализации  и повышение роли местных органов власти в регулировании занятости;

      • государственное субсидирование найма, в первую очередь, молодежи и лиц  с пониженными шансами на трудоустройство;

      • увеличение числа программ поддержания  занятости для отдельных регионов, отраслей, категорий безработных;

      • принятие правительственных программ компенсации потерь заработка трудящихся при переводе их на сокращенную рабочую  неделю.

      80-е  годы отличаются неоконсервативным  поворотом в экономике капиталистических  стран, выразившимся в усилении  роли рыночных регуляторов, перенесении акцентов на повышение прибыльности и конкурентоспособности производства и ослабление влияния государства на экономическое развитие.

      Аналогичные тенденции проявились и в политике регулирования занятости: программы  переподготовки, их проведение и субсидирование ориентированы на предприятия; поощряются мелкое предпринимательство и создание собственного дела безработными; совместные инициативы местных властей, предпринимателей, профсоюзов и других общественных организаций и т.д.

      Приоритетными направлениями в регулировании  рынка труда становятся:

      • повышение гибкости рабочей силы, включая функциональные и организационные  ее аспекты;

      • «либерализация» правил найма и  увольнения;

      • усиление мер, ограничивающих предложение  рабочей силы (поощрение частичной и временной занятости, досрочный перевод на пенсию, сокращение или перекрытие потока иностранных рабочих и помощь в их репатриации);

Информация о работе Мировой опыт государственного регулирования экономики и социальной сферы