Мировой опыт государственного регулирования экономики и социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 01:10, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Государственное регулирование экономики в зарубежных странах представляет интерес для самостоятельного сравнительного анализа динамики развития социально-экономических процессов в разных странах и выработки собственных критериев качественной оценки эффективности отдельных элементов в моделях государственного регулирования экономики рассматриваемых стран.

Содержание

Введение....................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические основы социально-экономического развития национальной экономики......................................................................................5

1.1 Сущность, цели, методы государственного регулирования экономики и соиальной сферы........................................................................................................5

1.2 Принципы, инструменты, направления государственного регулирования экономики и социальной сферы...............................................................................9

Глава 2. Анализ опыта государственного регулирования экономики и социальной сферы в зарубежных странах..........................................................11

2.1 Особенности модели государственного регулирования экономики в США..11

2.2 Особенности модели государственного регулирования экономики в Германии....................................................................................................................18

2.3 Зарубежный опыт государственного регулирования социальной сферы......33

Глава 3. Модель государственного регулирования экономики и социальной сферы в России.......................................................................................................46

3.1 Анализ социально-экономического развития России в 1992 — 2010гг........46

3.2 Осуществляемые меры государственного регулирования социально-экономического развития и пути их совершенствования.....................................54

Заключение...............................................................................................................60

Список использованной литературы......................................................................62

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по Макро.doc

— 436.00 Кб (Скачать)
y">      • снижение роли общественных работ, обеспечивающих краткосрочную занятость, которая  не требует высокой квалификации, вызванное увеличением удельного веса длительной безработицы;

      • ориентация на «селективный» характер программ поддержания занятости, нацеленных на «болевые» точки рынка, главным  образом на нетрудоустроенную молодежь.

      На  современном этапе, начавшемся с конца 80-х г., в большинстве стран мира наблюдаются замедление темпов экономического роста, сохранение застойной безработицы на фоне нехватки квалифицированных кадров в условиях обновления капитала, использования новых технологий, малоэффективных мер регулирования занятости, применяемых в предшествующий период.

      В этих условиях занятость является важнейшей  проблемой для всего современного развитого общества, которое считает  своими основными целями повышение  материального благополучия граждан, сохранение социальной стабильности в обществе, обеспечение устойчивого функционирования национальной экономики. Исходя из таких целевых установок, в 1988 г. на 75-ой сессии МОТ были выработаны основные требования в области регулирования занятости, обязательные для всех государств - членов МОТ:

      • увеличение размера пособий и  срока их выплаты;

      • увеличение численности охватываемых пособием лиц;

      • сокращение периода ожидания работы;

      • обеспечение безработных медицинским  обслуживанием;

      • стимулирование предпринимателей к созданию новых рабочих мест;

      • стимулирование безработных через  систему социального обеспечения  к поиску работы;

      • создание специальных программ по содействию занятости для низкоконкурентных  социальных групп (женщин, молодежи, инвалидов, пожилых, длительно безработных, законных эмигрантов).

      В 90-е годы в большинстве стран  мира в системе государственного регулирования занятости делается упор на налоговую систему; социальное страхование и вспомоществование; меры, подталкивающие безработных на более энергичный поиск нового места работы. Кроме того, осуществляется перестройка служб занятости для более тесной увязки системы страхования по безработице с активной политикой на рынке труда, приоритетное развитие получают программы повышения качества рабочей силы.

      Коррективы  в налоговой системе направлены на снижение налогов на низкие доходы и увеличение разрыва между заработной платой неквалифицированного работника  и пособием. Это достигается преимущественно  путем сокращения выплат предпринимателей в фонды социального страхования с заработной платы низкооплачиваемых работников.

      При формировании системы страхования  по безработице в большинстве  стран учитывается корреляция между  размером пособий и ростом безработицы. Это объяснялось тем, что высокие  размеры пособия в сравнении с уровнем дохода от работы не стимулируют поиск рабочего места безработным. По этой причине были изменены и принципы страхования, и система выплат пособия по безработице.

      Для снижения общего объема затрат на выплату  пособий страны прибегают к различным методам:

      • снижению максимального размера  пособия (Дания, Австрия, Германия, Канада);

      • ограничению сроков выплат в максимальном объеме (Франция);

      • изменению порядка индексации (Ирландия при корректировке величины пособия  вместо динамики средней заработной платы использует показатель инфляции);

      • удлинению стажа работы, необходимого для получения пособия;

      • возрастному лимитированию, в первую очередь для молодежи, затрудняющему  доступ к получению пособия лицами, не достигшим определенного возраста (в Норвегии, Новой Зеландии и Канаде не выплачиваются пособия молодым людям 16-17 лет; в Нидерландах сокращен размер пособия для молодежи; в Дании снижена продолжительность выплат для данной возрастной категории).

      Другое  направление активизации трудоустройства безработных, в основе которого лежит усиление заинтересованности работодателей в предоставлении рабочих мест безработным, получило развитие в Германии. Оно заключается в том, что государство переносит акценты материальной заинтересованности от безработного на нанимателя.

      В большинстве стран в последнее  время наблюдается тенденция  постепенного замещения пассивных  мер регулирования занятости  активными.

      Наряду  с общими для всех стран тенденциями, характеризующими государственное  регулирование занятости, каждая сторона имеет свою собственную модель рынка труда, зависящую от модели и состояния национальной экономики, менталитета, культуры и традиций нации.

      В США регулирование занятости  осуществляется при минимальном  вмешательстве государства. Американская модель ориентирована на:

      • максимальную свободу экономических  сил на рынке труда;

      • невысокую степень контролируемости условий продажи рабочей силы;

      • децентрализацию политики занятости, т.е. перенос центра тяжести в  решении этих проблем с общегосударственного на региональный уровень;

      • предоставление широких прав нанимателю в области, регулирующей увольнение или сокращение наемного работника;

      • соблюдение прав трудящихся при найме  на работу;

      • искоренение дискриминации при  найме на работу (в связи с семейным положением, по расовой принадлежности, полу, религиозным убеждениям, политическим связям и т.д.).

      Важнейшая роль в решении проблемы занятости  принадлежит профсоюзам.

      Результатом сведенного до минимума государственного регулирования занятости в США  является относительно высокий, по сравнению с другими развитыми странами, уровень безработицы: в период «великой депрессии» безработица составляла более 24%, в середине 80-х гг. - более 10%, на сегодняшний день - 6-8%.

      В странах Западной Европы широко используется принцип «пожизненного субсидирования» профессиональной подготовки и переподготовки рабочей силы, осуществляемой за счет средств государства и частного капитала.

      В результате государственной политики в сфере занятости в странах  Западной Европы наблюдается относительно невысокий уровень безработицы - 3-5%.

      Особый  интерес вызывает шведская модель рынка  труда, существовавшая в Швеции до начала 90-х годов. Ее отличали высокая степень  вмешательства государства, заметная роль профсоюзов, ориентация на применение мер превентивного характера, предупреждающих появление безработицы. Основными элементами данной модели, заложенной более 40 лет назад шведскими учеными, являлись:

      ограничительная фискальная политика (ее цель - ограничение  темпов инфляции посредством установления косвенных налогов на товары и услуги; недопущение конкуренции между высокорентабельными фирмами на рынке труда путем контроля за повышением зарплаты на данных предприятиях);

      политика  солидарности в заработной плате (равная оплата труда за равный труд вне зависимости от финансового положения нанимателя привела к равномерному распределению заработной платы в национальной экономике);

      активная  политика на рынке труда, направленная на достижение полной занятости в  долгосрочной перспективе, основанная на:

      • дифференциации наемных работников, обладающих различной конкурентоспособностью на рынке труда;

      • стимулировании нанимателей посредством  субсидий на сохранение рабочих мест за проблемными группами работников;

      • создании специальных рабочих мест на государственных предприятиях при активном участии профсоюзов.

      Применение  данной модели рынка труда позволило  Швеции достичь полной занятости: уровень  безработицы составлял 1,5-2%.

      Однако  отказ Швеции в начале 90-х гг. от «социальной уравниловки», усиление монетарных регуляторов в экономике, ослабление государственного влияния в перераспределительном процессе повлекли за собой резкий рост безработицы.

      Мировой опыт подтверждает необходимость государственного регулирования рынка труда. Однако конкретные меры воздействия государства на решение проблем занятости зависят от особенностей национальной экономики, сложившейся в стране социально-экономической ситуации.

      В современных условиях в любой  стране меры государственного регулирования  занятости должны быть увязаны с решением общих проблем: развитием более производительной экономики, активизацией и развитием человеческих ресурсов. Они должны быть нацелены на расширение предложения труда, улучшение его качества, повышение эффективности труда.

      Для этого необходимы:

      • мобилизация возможностей человека;

      • расширение участия населения в  экономической жизни в любых, в том числе и нестандартных  формах (частичная, временная занятость, надомный труд);

      • повышение общеобразовательной  и квалификационной подготовки;

      • усиление мобильности рабочей силы;

      • расширение использования активных мер регулирования занятости, направленных на «рассасывание» армии нетрудоустроенных (увеличение рабочих мест, повышение  уровня квалификации рабочей силы и  т.д.).

      Все перечисленные меры требуют значительных затрат со стороны государства. В настоящее время в большинстве развитых стран затраты на регулирование сферы занятости составляют 2-3% от валового внутреннего продукта, но с лихвой окупаются за счет повышения использования человеческих ресурсов.

      Социальное  развитие мира бесконечно далеко даже от относительного благополучия. Несмотря на изобилие, богатство, глобальные связи  и технические возможности, в  мире существует глубокая бедность. Из 6 млрд. населения планеты 2,8 млрд. человек, то есть почти половина, живет менее чем на 2 долл. США в день, а 1,2 млрд. человек, пятая часть населения, менее чем на 1 долл. США в день. Всемирным банком подсчитано, что для сокращения бедности, вызванной низкими доходами, в 1990-2015 гг. совокупные темпы ее снижения должны составлять 2,7% в год на протяжении 25 лет. В то же время в 1990-1998 гг. темпы снижения бедности составляли приблизительно 1,7% в год. Это объясняется низким отрицательным экономическим ростом и растущим в ряде стран неравенством доходов, в том числе в странах бывшего Советского Союза.

      Сегодня на основе накопленного опыта в рамках мирового сообщества выработана стратегия  сокращения бедности, отражающая три  основных направления:

      • создание возможностей;

      • содействие использованию возможностей;

      • повышение защищенности бедных слоев населения.

      Создание  возможностей, в первую очередь, касается материальных возможностей бедного  населения (рабочих мест, кредитов, энерго- и водоснабжения, услуг здравоохранения, образования и т.д.), которые служат основой для сохранения здоровья, получения профессиональной подготовки, необходимой для работы. Создание возможностей обеспечивается экономическим ростом, его структурой и качеством, развитием местных институтов и структур, расширением равенства, а также использование рынков на благо бедных слоев населения.

      Важная  роль в создании и расширении возможностей для бедных слоев населения отводится  частным и государственным инвестициям  и технологическим новациям, являющимся главными факторами роста количества рабочих мест и трудовых ресурсов, способствующим развитию инфраструктуры, повышению квалификации трудовых ресурсов. Огромные возможности по обеспечению роста занятости и доходов открывают выход на международные рынки, создание людских, физических, природных и финансовых активов, которыми владеют или могут пользоваться бедные слои населения. Созданию возможностей содействует развитие инфраструктуры, и в частности, транспорта, телекоммуникаций, школ, здравоохранения и т.д.

Информация о работе Мировой опыт государственного регулирования экономики и социальной сферы