Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 01:10, курсовая работа
Актуальность. Государственное регулирование экономики в зарубежных странах представляет интерес для самостоятельного сравнительного анализа динамики развития социально-экономических процессов в разных странах и выработки собственных критериев качественной оценки эффективности отдельных элементов в моделях государственного регулирования экономики рассматриваемых стран.
Введение....................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы социально-экономического развития национальной экономики......................................................................................5
1.1 Сущность, цели, методы государственного регулирования экономики и соиальной сферы........................................................................................................5
1.2 Принципы, инструменты, направления государственного регулирования экономики и социальной сферы...............................................................................9
Глава 2. Анализ опыта государственного регулирования экономики и социальной сферы в зарубежных странах..........................................................11
2.1 Особенности модели государственного регулирования экономики в США..11
2.2 Особенности модели государственного регулирования экономики в Германии....................................................................................................................18
2.3 Зарубежный опыт государственного регулирования социальной сферы......33
Глава 3. Модель государственного регулирования экономики и социальной сферы в России.......................................................................................................46
3.1 Анализ социально-экономического развития России в 1992 — 2010гг........46
3.2 Осуществляемые меры государственного регулирования социально-экономического развития и пути их совершенствования.....................................54
Заключение...............................................................................................................60
Список использованной литературы......................................................................62
Содействие использованию возможностей зависит от выбора и осуществления государственных мер, направленных на удовлетворение потребностей бедных людей, и взаимодействия политических и социальных, государственных и общественных институтов.
Повышение защищенности связано со снижением уязвимости бедного населения перед экономическими потрясениями, стихийными бедствиями, слабым здоровьем, инвалидностью и т.д.; с повышением благосостояния и увеличением инвестиций в людской капитал, в высоко рискованные, но и высокоприбыльные виды деятельности. Это требует создания действенного и эффективного механизма управления рисками и сокращения рисков, с которыми сталкиваются бедные люди.
Все
три направления важны и
На сокращение бедности направлены международные усилия со стороны промышленно развитых стран: например, расширение сотрудничества в целях развития, урегулирование задолженности, развитие торговли и т.д. Бедность обычно понимают как отсутствие доходов, так как именно доход определяет материальный уровень благосостояния. Однако бедность из-за недостаточных доходов - только часть общей бедности в мировом масштабе. Точно так же, как развитие человека, бедность охватывает различные стороны его жизнедеятельности, а не только доходы, и должна рассматриваться как многоплановое явление.
Для отражения бедности ООН используется показатель бедности по причине отсутствия возможностей, дополняющий показатель бедности по доходам, что отражает человеческие возможности. Показатель бедности по причине отсутствия возможностей включает три основных компонента:
• возможность хорошо питаться и быть здоровым (как правило, это оценивается процентом детей в возрасте до пяти лет с недостаточным весом);
• возможность здоровой репродуктивной жизни (измеряется через долю деторождения без помощи квалифицированного медицинского персонала);
• возможность получать образование и знания (определяется через процент грамотности женщин).
Чтобы получить уровень показателя, эти компоненты суммируются и делятся на три. Чем меньше величина показателя, тем меньше бедность по возможностям.
Для отражения уровня бедности в стране ООН использует и такой показатель, как индекс нищеты населения, который рассчитывается раздельно для развивающихся и промышленно развитых стран.
Для отнесения населения к бедным принципиально важным является определение черты (границы) бедности. Черта бедности представляет собой объективно устанавливаемую величину, основанную на минимальных нормах потребления материальных благ и услуг, которые устанавливаются как на национальном, так и на субнациональном уровне. Она означает необходимый для сохранения здоровья и жизнедеятельности человека предел доходов и определяет те условия и тот порог, за которыми отдельный гражданин или семья переходит в категорию малоимущих.
Сегодня во всех странах борьбе с бедностью уделяется огромное внимание. Рассматриваются различные стратегии борьбы с бедностью, как на уровне отдельной личности, так и на уровне государства. При этом выделяют:
• стратегии экс-анте - до возникновения риска;
• стратегии экс-пост - после возникновения риска.
Стратегия
экс-анте предусматривает два
Стратегия экс-пост направлена на преодоление риска.
Стратегии по сокращению риска на личном уровне связаны с получением хорошего образования, квалификации, пользующейся спросом на рынке труда, хорошим состоянием здоровья.
На уровне государства стратегии по сокращению риска направлены на:
• обеспечение экономического роста;
• развитие гибкого рынка труда, способствующего повышению производительности труда и обеспечивающего наиболее эффективное размещение трудовых ресурсов;
• на усиление активных мер регулирования занятости, в первую очередь, переподготовку в соответствии со спросом на рабочую силу;
•
развитие эффективной системы
Стратегия
по смягчению риска связана с
формированием механизма
На государственном уровне стратегия по смягчению риска требует формирования жизнеспособной пенсионной системы, программ страхования и оказания помощи безработным, создания условий, обеспечивающих возможность накопления сбережений и страхование.
Стратегии по преодолению риска на государственном уровне проявляются в виде социальной помощи. Это, как правило, меры со стороны государства, обеспечивающие приемлемый уровень жизни для малообеспеченных и уязвимых групп населения. Эти меры предполагают денежные пособия, пособия в натуральной форме, всевозможные социальные услуги.
Выработка мер государственного воздействия, направленных на борьбу с бедностью, должна базироваться на комплексном подходе, обеспечивающем единство мер по сокращению уровня бедности, смягчению риска бедности и преодолению бедности.
Социальная
защита наиболее уязвимых слоев населения,
к которым относятся
Модели социальной защиты отличаются в основном формами выплаты пособий (денежная, натуральная), способами проверки нуждаемости граждан и их семей, распределением обязанностей в системе защиты населения между центром и местными властями.
К основным моделям социальной защиты населения принадлежат:
• скандинавская, отличающаяся разнообразием методов финансирования;
• европейская, сочетающая в себе различные виды пособий и их выплату в денежной и натуральной формах;
•
средиземноморская, представляющая собой
универсальную систему в
• американская, новозеландская, австралийская, основанные на строгой регламентации социальной помощи на государственном уровне и свободой действий на местном;
•
латиноамериканская, основанная на четко
построенной системе
Общими для всех моделей социальной защиты являются принципы социальной справедливости, в основу которого положены равные для всех граждан возможности получения социальной помощи (гарантированный доход и устранение изъянов рынка в плане выбора товаров, их качества, количества и
цен) и
принцип компромисса между
Глава 3. Модель государственного регулирования экономики и социальной сферы в России
3.1
Анализ социально-
В середине текущего десятилетия в России в основном завершен переход к рыночной экономической системе .
Создана система базовых правовых норм и других институтов, обеспечивающих функционирование рыночных отношений между хозяйствующими субъектами. Заработали конкурентные рынки товаров и услуг, капитала и трудовых ресурсов. Актуальной становится уже отладка этих институтов, обеспечение их эффективного действия, высокой международной конкурентоспособности.
Достигнута
высокая степень открытости российской
экономики. Внешнеторговый оборот составил
45% ВВП (2007 год), что является одним из наиболее
высоких показателей для стран с развитой
экономикой.
Таблица 3.1 - Динамика ВВП РФ с 2000-2010 гг.
Источник: Росстат
Сформировался мощный слой развивающихся компаний, успешно конкурирующих на внутренних и внешних рынках и активно привлекающих капитал для своего развития. Капитализация российских компаний достигла почти 130% ВВП и имеет тенденцию к дальнейшему росту. Российский фондовый рынок превратился в реальный фактор привлечения инвестиций и обеспечения экономического роста страны. Среди населения начал складываться широкий социальный слой инвесторов и акционеров.
Преодолены
тенденции социальной конфронтации
в обществе, наблюдавшиеся в девяностые
годы. Развиваются институты
Формируется новая система государственного управления, опирающаяся на нормативно закрепленное разграничение полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В процесс государственного управления внедряются современные методы и механизмы стратегического планирования и управления по результатам, идет их увязка с механизмами принятия бюджетных решений, в первую очередь, в рамках программно-целевого подхода.
Результат
системных преобразований в экономике
интегрально выражен в
Преодолен спад производства и потребления девяностых годов. В 2007 году объем ВВП составил к уровню 1991 года 110%. При этом коренным образом изменилась структура экономики в пользу отраслей, ориентированных на рыночный спрос.
Таблица 3.2 – Динамика объема промышленного производства РФ в 2000-2010 гг.
Показатель | Ед. изм. | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Промышленное производство | % к соотв. пер. пред.года | 11,9 | 4,9 | 3,7 | 8,9 | 8,0 | 5,1 | 6,3 | 6,8 | 0,6 | -9,3 | 8,2 |
Источник: Росстат
Объем ВВП (по паритету покупательной способности) превысил 1,9 трлн. долларов США. По этому показателю Россия закрепилась в восьмерке ведущих стран мира.
Таким образом, за последние годы Россия восстановила статус мощной экономической державы , подтверждая свое право находиться в группе крупнейших стран – мировых лидеров как по динамике развития, так и по масштабам экономики. При этом завоевание позиций одного из лидеров мирового экономического роста опиралось на рыночные экономические институты и устойчивое повышение уровня жизни населения.
Инвестиции в основной капитал являются важнейшим компонентом инвестиций в нефинансовые активы России. В 1998 г. они составили 83,6% общего объема нефинансовых инвестиций. Однако на динамику инвестиций в основной капитал негативное влияние оказывает отсутствие надежных источников их финансирования. Анализ воспроизводственной структуры инвестиций показывает, что имеет место тенденция роста доли нового строительства за счет сокращения вложений в реконструкцию и расширение действующих предприятий и организаций. В 1998 г. доля нового строительства выросла до 37% против 28% в 1990 г. При этом доля затрат на расширение предприятий сократилась с 15% в 1990 г. до 10% в 1998 г.; а доля инвестиций в реконструкцию и перевооружение предприятий - с 53% в 1990 г. до 48% в 1998 г. Это объясняется массовым строительством объектов в отраслях сферы услуг (здания финансовых учреждений, корпораций, офисов и т.д.). Динамику инвестиций в основной капитал за 2000-2010 гг. можно проследить в Таблице 3.3.
Информация о работе Мировой опыт государственного регулирования экономики и социальной сферы