Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:15, курсовая работа
Государственное регулирование экономики -- это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых соответствующими правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
1. Различные теории государственного регулирования экономики.
o 1.1 Меркантилисты.
o 1.2 Классическая теория.
o 1.3 Кейнсианская теория.
o 1.4 Неоклассическая теория.
2. Объекты государственного регулирования экономики
3. Границы вмешательства государства в экономику.
o 3.1 Перераспределение доходов.
o 3.2 Конкуренция
o 3.3 Инфляция и цикличность
o 3.4 Развитие фундаментальных научных исследований
o 3.5 Реализация национальных интересов
4. Цели государственного регулирования экономики
5. Средства государственного регулирования экономики
6. Механизм государственного регулирования политики цен
7. Создание и регулирование правовой базы экономики
o 7.1 Антимонопольное регулирование
o 7.2 Макроэкономическая стабилизация
o 7.3 Воздействие на размещение ресурсов и доходов
8. Социальная политика государства.
9. Финансовая политика государства
o 9.1 Налоги
o 9.2 Государственный бюджет
Список использованной литературы
1. Различные теории государственного регулирования экономики.
o 1.1 Меркантилисты.
o 1.2 Классическая теория.
o 1.3 Кейнсианская теория.
o 1.4 Неоклассическая теория.
2. Объекты государственного регулирования экономики
3. Границы вмешательства государства в экономику.
o 3.1 Перераспределение доходов.
o 3.2 Конкуренция
o 3.3 Инфляция и цикличность
o 3.4 Развитие фундаментальных научных исследований
o 3.5 Реализация национальных интересов
4. Цели государственного регулирования экономики
5. Средства государственного регулирования экономики
6. Механизм государственного регулирования политики цен
7. Создание и регулирование правовой базы экономики
o 7.1 Антимонопольное регулирование
o 7.2 Макроэкономическая стабилизация
o 7.3 Воздействие на размещение ресурсов и доходов
8. Социальная политика государства.
9. Финансовая политика государства
o 9.1 Налоги
o 9.2 Государственный бюджет
Список использованной литературы
Государственное регулирование экономики направленно на решения различных задач, например стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения прогресса развития в отраслевой и региональной структурах, поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером экономических и социальных проблем в той или иной стране в данный конкретный период.
Наиболее развитыми механизмами государственного регулирования экономики считаются механизмы регулирования в некоторых странах Западной Европы (во Франции, ФРГ, Нидерландах, Скандинавских странах, Австрии, Испании), в Японии, ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Слабее развито государственное регулирование экономики в США, Канаде, Австралии, где в отличие от Европы не было социально-экономических потрясений, аналогичных последствиям Второй мировой войны и где частный капитал обладал особенно сильными позициями. Однако, государственное регулирование экономики и в этих странах играет заметную роль, особенно при высоких показателях безработицы и инфляции.
Очень важна роль государственного регулирования экономики в развивающихся странах, создающих свою независимую экономику и в бывших социалистических странах, переходящих к рыночному хозяйству на базе частной собственности.
Современная экономика невероятно сложна, она призвана создавать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности человека. В зависимости от того, насколько хорошо организована экономика, на каких принципах эта организация построена, можно определить, какие задачи она в состоянии решить и какие интересы общества она может удовлетворить.
Как известно, в государственном регулировании рыночной экономики проявляется два различных аспекта. Во-первых, это необходимое для самого рынка, упорядочивающее воздействие. Оно проявляется при формировании в государстве свода правил и ограничений рыночной деятельности, и контроле за их соблюдением. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, на основе выпускаемых правительством нормативных актов.
Во-вторых, государственное влияние на рынок проявляется посредством изъятия части прибыли и дохода, с помощью действия системы налогообложения, путём обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для нужд государства определённым образом распределяя их, правительство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения.
Макроэкономическая теория объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. Речь идет о следующих проявлениях:
1. Несовершенство конкуренции, выражающееся в том, что на некоторых отраслевых рынках могут возникать (и возникают) монополии, которые, если этому не противодейст-вует государство, наносят ущерб благо-состоянию общества.
2. Существование многочисленных товаров, необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо, если и предлагаются, то в недостаточном количестве. Таких товаров много в сферах образо-вания, здравоохранения, науки, культуры и др.
3. Наличие внешних эффектов, типичный пример кото-рых - загрязнение окружающей среды, нанесение хозяйствующими субъектами экологического ущерба об-ществу, физическим и юридическим лицам.
4. Неполнота рынков, типичным примером которых яв-ляется рынок медицинских и пен-сионных страховых услуг.
5. Несовершенство информации, во многих отношениях пред-ставляющей собой общественный товар, который не может быть произведен без активного участия государства в более или менее достаточном количестве.
6. Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, осо-бенно резко проявляющееся в периоды кризисов и депрессий.
7. Неравномерное перераспределение доходов, которое, если государство не принимает мер, ставит под угрозу общественную стабильность.
8. Существование товаров и услуг обязательного плана (например, начальное обра-зование), потреблять которые индивидов может заставить только государство, а никак не рынок.
Из указанных выше, а также других проявлений несовершенства рынка вы-текает не только сама по себе необходимость государственного ре-гулирования, но еще и экономические функции государства, которые и реализуются посредством такого регулирования.
Государственное регулирование экономики -- процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь обще-ства и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реа-лизуется экономическая и социальная политика государства, ос-нованная на определенной концепции.
В качестве основных методов влияния на экономику для достижения необходимых обществу результатов государство использует методы прямого и косвенного воздействия. Использование этих методов предполагает применение характерных для них приемов и средств. Так, метод прямого воздействия на экономику реализуется средствами административного и экономического влияния. Косвенный метод регулирования реализуется только экономическими средствами. Особенностью прямого метода государственного регулирования является прежде всего то, что он основан на авторитете государственной власти и не связан с созданием дополнительных материальных стимулов для его осуществления. Важная специфическая его черта состоит еще в том, что им предполагаются меры запрета, разрешения, принуждения (законотворческая деятельность, лицензирование и др.), а также предусматривает организацию управления предприятиями государственного сектора, государственной собственностью. Косвенный метод государственного регулирования хозяйственной жизни характеризуется опосредованным способом влияния на социально-экономические процессы и хозяйственные объекты.
История государственного регулирования восходит к концу средневековья, когда основной экономической школой была школа меркантилистов. Она провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны - количество золота. Именно поэтому они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.
Данная модель позволила ослабить циклические колебания в экономике в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако, в последствии проявилось ее несовершенство. Примерно с начала 70-х гг. 20-го века стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала.