Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:58, курс лекций
Тема 1. Понятие и отраслевой состав сферы услуг.
Сфера услуг – это совокупность отраслей и подотраслей, предприятий и организаций, функциональное значение которых выражается в производстве и реализации услуг и духовных благ населению.
Услуга – это деятельность по удовлетворению определенной потребности, в процессе которой создается специфическая стоимость.
Услуга удволетворяет ту или иную потребность физических или юридических лиц; при наличие спроса, услуга может быть продана и куплена, что дает право утверждать, что услуга – товар в его классическом понимании.
Тема
1. Понятие и отраслевой
состав сферы услуг.
Сфера услуг – это совокупность отраслей и подотраслей, предприятий и организаций, функциональное значение которых выражается в производстве и реализации услуг и духовных благ населению.
Услуга – это деятельность по удовлетворению определенной потребности, в процессе которой создается специфическая стоимость.
Услуга удволетворяет ту или иную потребность физических или юридических лиц; при наличие спроса, услуга может быть продана и куплена, что дает право утверждать, что услуга – товар в его классическом понимании.
В Российской Федерации оказание услуг регламентируется Гражданским кодексом, Налоговым кодексом, федеральным законом «О защите прав потребителей» и др.
Специфика услуги, как товара, определяется её пятью основными особенностями.
1.
Неосязаемость (нельзя
2. Неразрывность производства и потребления услуги.
3. Непостоянство качества.
4. Несохраняемость.
5.
Незавладение (потребитель услуги обычно
не становится владельцем чего-либо материального,
осязаемого).
Виды услуг.
Платные услуги – представляются населению за плату по рыночным ценам. Население оплачивает данные услуги самостоятельно за счёт собственных личных доходов. Эти услуги учитываются в балансе денежных доходов и расходов населения;
Льготные услуги – услуги, частично оплачиваемые населением за счёт собственных доходов, другую часть оплаты берёт на себя либо государство, либо какое-либо предприятие;
Бесплатные услуги – услуги, полностью осуществляемые за счёт государствава или предприятий;
Социально-
Величина оказанных населению платных услуг за определенный период времени измеряется стоимостным показателем «Объем платных услуг населению». Он отражает общий объем денежных средств, уплаченных самим потребителем за оказанную ему (или членам его семьи) услугу или организацией (предприятием), в которой он работает.
Объем
платных услуг включает объем
услуг, оказываемых населению
Классификации
Сферы Услуг.
I. Международная трёхсекторная модель экономики выделяет 3 сектора в народном хозяйстве:
1.
Первичный сектор –
объединяет отрасли, связанные с добычей
сырья и его переработкой в полуфабрикаты.
К первичному сектору относятся сельское хозяйство, рыболовство, лесоводство, охота (аграрно-
Сейчас преобладание первичного сектора как правило говорит о крайне низком уровне экономического развития государства или региона. Примером этому служат многие страны Африки, где до сих пор большая часть населения занята в сельском хозяйстве. Но есть и исключения. Первичный сектор (добыча нефти) является основой экономики богатых стран Персидского залива (Саудовская Аравия, Катар). Однако по мнению многих специалистов такое развитие не является нормальным и в итоге приносит больше вреда, чем пользы.
2. Вторичный сектор – включает в себя обрабатывающую промышленность, строительство и энергетику. В экономике Западной Европы вторичный сектор господствовал в первой половине XIX века (промышленная революция) и до начала периода после Второй мировой войны. Причиной перехода от экономики первичного сектора к экономике вторичного сектора являлось улучшение техники сельского хозяйства, и других добывающих отраслей, что привело к повышению производительности труда. В связи с этим высвободились излишки рабочей силы и ресурсов, которые пошли на развитие промышленности.
3.
Третичный сектор –
включает в себя сферу услуг. Переход к
господствующей третичной экономике связан
с ростом производительности труда в промышленности, в связи с чем высвобождались
ресурсы для развития сферы услуг. К сферам
услуг относят транспорт, связь, торг
Часто из третичной сферы экономики выделяют четвертичную — информационную. Это — информационные технологии, образование, научные исследования, глобальный маркетинг, банковские и финансовые услуги и другие услуги, связанные не с производством как таковым, а с его планированием и организацией.
II.
Как сектор экономики, сфера услуг в России
была отдельно выделена и сформирована
в 1993 года. В соответствие с чем был издан
Общероссийский Классификатор Услуг Населению.
ОКУН выделяет 13 отраслей:
01 - бытовые услуги;
02 - услуги транспорта;
03 - услуги связи;
04 - ЖКУ;
05 - услуги учреждений культуры;
06 - туристские и экскурсион услуги;
07 - услуги физкультуры и спорта;
08 - все виды мед услуг, включая ветеринарные;
09 - услуги правового характера;
10 - услуги банков;
11 - услуги образования;
12 - услуги торговли, общественного питания, рынков;
80
- прочие услуги населению.
Для
классификатора услуг населению
принята иерархическая
ХХ Х Х ХХ КЧ
_____ _____ _____ _____ _____
Группа | | | | |
-------------------------
Подгруппа
-------------------------
Вид
-------------------------
Услуга
-------------------------
Контрольное
число
-------------------------
Пример
обозначения объекта
015119
3 Химическая чистка мягких
01 5 1 19 3
_____ _____ _____ _____ _____
Бытовые услуги | | | | |
-------------------------
Химическая чистка и крашение, | | | |
услуги прачечных | | | |
-------------------------
Химическая
чистка
-------------------------
Химическая чистка мягких игрушек | |
-------------------------
Контрольное
число
-------------------------
Данный классификатор разработан для решения следующих задач:
1) развития и совершенствования стандартизации в сфере услуг населению;
2)
осуществления сертификации
3)
повышения эффективности
4)
учета и прогнозирования
5) изучения спроса населения на услуги;
6)
предоставления услуг
7)
гармонизация классификации
8)
актуализации видов услуг с
учетом новых социально-
Объектами
классификации являются услуги населению,
оказываемые предприятиями и
организациями различных
III
Международная стандартная
отраслевая классификация
всех видов экономической
деятельности (МCOK) -
справочная классификация видов
Классификация
обеспечивает механизм, в рамках которого
возможно производить сбор, обработку
и хранение информации необходи
Общая
структура МСОК:
Раздел | Подраздел | Описание |
A | 01-03 | Сельское хозяйство, лесоводство и рыбол |
B | 05-09 | Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров |
C | 10-33 | Обрабатывающая промышленность |
D | 35 | Снабжение электроэнергией, газ |
E | 36-39 | Водоснабжение; системы канализации, удаление отходов и меры по восстановлению окружающей среды |
F | 41-43 | Строительство |
G | 45-47 | Оптовая
и розничная торговля; ремонт а |
H | 49-53 | Транспорт и складское хозяйств |
I | 55-56 | Размещение и общественное питание |
J | 58-63 | Информация и связь |
K | 64-66 | Финансовая деятельность и страхование |
L | 68 | Операции с недвижимым имуществом |
M | 69-75 | Профессиональная, научная и те |
N | 77-82 | Деятельность в сфере административных и вспомогательных услуг |
O | 84 | Государственное управление и оборона; обязательное социальное страхование |
P | 85 | Образование |
Q | 86-88 | Деятельность
в сфере здравоохранения и соци |
R | 90-93 | Искусство, сфера развлечений и отдыха |
S | 94-96 | Прочие виды деятельности в сфере услуг |
T | 97-98 | Деятельность домашних хозяйств в качестве работодателей; недифференцированная деятельность домашних хозяйств по производству товаров и услуг для собственного использования |
U | 99 | Деятельность экстерриториальных организаций и органов |