Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 01:10, курсовая работа
Актуальность. Государственное регулирование экономики в зарубежных странах представляет интерес для самостоятельного сравнительного анализа динамики развития социально-экономических процессов в разных странах и выработки собственных критериев качественной оценки эффективности отдельных элементов в моделях государственного регулирования экономики рассматриваемых стран.
Введение....................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы социально-экономического развития национальной экономики......................................................................................5
1.1 Сущность, цели, методы государственного регулирования экономики и соиальной сферы........................................................................................................5
1.2 Принципы, инструменты, направления государственного регулирования экономики и социальной сферы...............................................................................9
Глава 2. Анализ опыта государственного регулирования экономики и социальной сферы в зарубежных странах..........................................................11
2.1 Особенности модели государственного регулирования экономики в США..11
2.2 Особенности модели государственного регулирования экономики в Германии....................................................................................................................18
2.3 Зарубежный опыт государственного регулирования социальной сферы......33
Глава 3. Модель государственного регулирования экономики и социальной сферы в России.......................................................................................................46
3.1 Анализ социально-экономического развития России в 1992 — 2010гг........46
3.2 Осуществляемые меры государственного регулирования социально-экономического развития и пути их совершенствования.....................................54
Заключение...............................................................................................................60
Список использованной литературы......................................................................62
• Инновационное лидерство России в мире на основе передовых научно-исследовательских разработок, высоких технологий и образовательных услуг. Россия должна занять значимое место на рынках высокотехнологичных товаров (не менее 10 процентов) и интеллектуальных услуг по 4-6 и более крупным позициям. Будут сформированы условия для массового появления новых компаний во всех секторах экономики и в первую очередь в секторах «экономики знаний»;
• Лидерство России в поставках энергоресурсов на мировые рынки, в том числе за счет географической и продуктовой диверсификации поставок, превращения России в логистический узел глобальной энергетической инфраструктуры и ключевого участника выработки правил функционирования глобальных энергетических рынков.
• Создание разветвленной транспортной сети , обеспечивающей высокую территориальную мобильность населения и глобальную конкурентоспособность России на рынках транспортных услуг.
• Лидерство России в интеграционных процессах на евразийском пространстве, превращение в один из глобальных центров мирохозяйственных связей, в том числе в качестве мирового финансового центра.
• Новая модель пространственного развития России на основе формирования новых территориальных центров роста и уменьшения масштабов регионального неравенства.
• Гарантированная реализация конституционных прав граждан , включая развитую систему демократических институтов, наличие эффективных механизмов правоприменения и системы обеспечения национальной безопасности.
Предложения по переводу экономики России на инновационный путь развития являются предметом широкого обсуждения в научной литературе.
Остается сожалеть, что разработчики Концепции использовали лишь некоторую их часть, оставшись в плену ряда расхожих заблуждений.
Если не прекратить опережающее повышение тарифов на энергоносители, не сформировать механизмы кредитования внутреннего производства, не привести уровень финансирваония науки и образования в соответствие с мировыми стандартами, не освободить производство добавленной стоимости и инвестиции от запредельного налогового бремени, не привести закупочную политику контролируемых государством корпораций в соответствие с задачами развития отечественной промышленности и не положить конец лоббированию интересов иностранных конкурентов в высших эшелонах власти, то российская экономика не сможет выйти на инновационный путь развития. В лучшем случае будет реализован энерго-сырьевой сценарий развития, отметаемый разработчиками Концепции как бесперспективный.
Для реализации инновационного сценария Концепция должна быть скорректирована следующим образом.
Кардинально повысить
Обеспечить соответствие
Провести инвентаризацию и
Разумеется, данный перечень мер не является исчерпывающим. Он лишь призван скорректировать Концепцию в целях приведения ее в соответствие с объявленной президентом стратегией долгосрочного социально-экономического развития страны. Его следует дополнить мерами по защите внутреннего рынка, формированию ЕЭП СНГ, использованию рублей в международных расчетах, повышению ответственности директоров госкорпораций и эффективности институтов развития, созданию эффективной инновационной системы. В остальном положения Концепции заслуживают поддержки и не нуждаются в дополнительном обосновании.
В
силу запредельной изношенности основных
фондов, старения высококвалифицированных
кадров, глубокого падения производства
высокотехнологических товаров и нарастающей
переориентации экономики на импортную
технологическую базу, меры по переводу
экономики на инновационный путь развития
нужно предпринимать немедленно. Пока
сохраняющийся научно-производственный
потенциал еще позволяет реализовать
заявленную президентом стратегию инновационного
развития. При этом темпы экономического
роста повысятся не на один процент, как
планирует Правительство, а вдвое — до
12% прироста ВВП в ближайшие годы и будут
держаться на уровне не менее 10% весь прогнозный
период. Для реализации указанных мер
экономической политики требуется предпринять
серьезные усилия по преодолению сопротивления
влиятельных сил, заинтересованных в энергосырьевом
сценарии развития. Их уши видны в ряде
принципиальных положений Концепции,
следование которым делает невозможным
реализацию инновационного сценария развития.
Это, в частности, устойчивое расширение
экспорта сырья и еще большее увеличение
экспорта нефти и газа в условиях сокращающихся
запасов. Расчеты по межотраслевому балансу
показывают, что в этом случае сужение
сырьевой и энергетической базы российской
обрабатывающей промышленности повлечет
полуторакратное снижение темпов экономического
роста по сравнению с потенциально возможными.
Наряду с планируемым опережающим ростом
тарифов на ключевые энергоносители это
не даст российской экономике выйти на
инновационный сценарий развитияНаряду
с противодействием сил, паразитирующих
на энергосырьевой специализации России,
реализация объявленной Президентом стратегии
инновационного развития страны блокируется
инерцией сложившихся процедур планирования
макроэкономической политики на основе
многократно опровергнутых догм вульгарного
монетаризма. Остается надеяться, что
обещанное в Концепции «становление системы
национального стратегического планирования
(управления), направленного на выявление
долгосрочных угроз, приоритетов развития
и путей решения возникающих проблем совместными
усилиями бизнеса, государства и общества»
будет реализовано, что позволит устранить
содержащиеся в ней противоречия и действительно
повернуть экономику на инновационный
путь развития.
Заключение
Анализ опыта государственного регулирования экономики в зарубежных странах приводит к выводу, что ключевое значение для развития экономики играет инвестиционная политика. Также зарубежный опыт наглядно показывает, что благосостояние граждан (уровень и качество жизни населения) основано на экономике и растет с ее развитием, основанном на росте трудовой активности и повышением ее эффективности за счет целенаправленной деятельности и повышения производительности труда за счет внедрения новых технологий и техники.
Опыт государственного регулирования в лидурующих в социально-экономическом развитии странах представляет безусловный интерес для России, вставшей на путь социально ориентированной рыночной экономики.
Весь
мировой опыт регулирования рыночной
экономики подтверждает, что слаженно
действующий фискальный механизм, учитывающий
максимум особенностей современного этапа
развития общественного производства,
создает атмосферу
Главной целью государственного регулирования экономики является стабильность национальной политики. На современном этапе от государственной экономической политики зависит основы рыночного хозяйства, частного сектора, а значит и всей нашей страны.
В условиях рынка перед государством встает задача: как с помощью экономических рычагов поддержать и облегчить функционирование рыночной системы и в то же время своим излишним воздействием не разрушить эту систему.
За последние годы Россия
Приоритеты государственной
Список использованной литературы
1.Андреанов В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике // Экономист. - 2003. - №5.
2.Балацкий Е. Государственное регулирование импорта рабочей силы // Мировая экономика и международные отношения. - 1994. - №7.
3. Голиченко
О.Г. Национальная
4.Горегляд В.П. Инновационный путь развития для новой России //Москва — 2007
5.Киселев С.Г. Конкурентоспособность России и ее конкурентная стратегия//Федеральное интернет-издание «Капитал страны»//21.01.2010
6.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации / Проект МЭРТ РФ, 2007
7.Логвина А. Вопросы налогового законодательства // Экономист. - 1996. - №2.
8.Львов Д.С. Путь в 21 век. - М.Экономика 1999
9.Микульский К. Социально-экономические модели в современном мире и путь России. Книга 2 Социально-экономические модели (из современного опыта) // М.: «Экономика», 2005
10. Сорокин Д.Е. Россия перед вызовом.- М. Наука, 2003
11.Социальные проблемы современной России // Вопросы экономики. - 1995. - №9.
12.Эрхард А. Благосостояние для всех. - М., 1991
13. Центр социально-экономических проблем федерализма Института экономики РАН. М.: Наука, 2005
14. Свободная энциклопедия «Википедия»
http://ru.wikipedia.org/
15. Сайт Росстата (http://www.gks.ru).
16. Сайт Американские
города /
Статистические данные (http://www.americancities.ru/
17. IMF, World Economic Outlook Database, 2010 / статистические данные США
Информация о работе Мировой опыт государственного регулирования экономики и социальной сферы