Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 00:05, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть методы и формы государственного регулирования экономики. Для реализации поставленной задачи был произведен анализ учебной и общеэкономической литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена вопросам функционирования государственного регулирования экономики, путям и формам его обеспечения. Сочетание рыночного и государственного регулирования. В течение XX в. сочетание государства и рынка принимало разнообразные формы. Сложность современной социально-экономической жизни постепенно привела к органическому сочетанию и тесному переплетению рыночных и государственных начал. Актуальность рассмотрения данной темы определяется следующими факторами. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится прежде всего развитие социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в один из важнейших источников экономического роста. В частности, уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что подтверждено специальными исследованиями. В дальнейшем роль образования и науки в экономическом развитии будет, по всей вероятности, возрастать за счет традиционных, материально-вещественных факторов производства. К числу других нематериальных факторов, оказывающих огромное влияние на состояние рабочей силы и производительность труда, на качество экономического роста, относятся здравоохранение, социальное обеспечение и состояние окружающей среды. Высокий уровень материального и духовного благосостояния граждан, доминирование среднего класса в структуре общества и, следовательно, реализация принципов социального партнерства определяют долгосрочные экономические перспективы страны и ее социально-политическую стабильность.
Особым фактором объективного усиления роли государства выступает чрезвычайно возросшая социально-организационная сложность современной экономики, которая нарушает обычные функциональные связи внутри рыночной системы. Это явление «институциональная ригидность» проявляется в том, что фундаментальные рыночные переменные, теоретически способные изменяться как в сторону увеличения, так и в сторону снижения, в современном обществе обычно изменяются только в одну сторону из-за сопротивления правовых институтов и организаций изменениям в другом направлении (обычно даже при ухудшении деловой конъюнктуры абсолютный уровень цен и зарплаты не снижается, затруднены увольнения рабочих и т.д.). Современная экономика в значительной мере утратила гибкость, которая была присуща раннему капитализму.
Цель данной работы – рассмотреть методы и формы государственного регулирования экономики. Для реализации поставленной задачи был произведен анализ учебной и общеэкономической литературы. Особо хочется отметить учебник Антонова Н. «Государственное регулирование экономики».
Первая глава работы посвящена рассмотрению вопроса о предметах и задачах государственного регулирования экономики, также в этой главе я указала основные экономические школы и их отношение к государственному регулированию, кратко рассмотрела методы и формы государственного регулирования и про классифицировала их.
Во второй главе подробно рассмотрены экономические и административные методы и область их применения. В последней главе данной курсовой работы рассмотрено государственное регулирование в Республике Беларусь.
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ И ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.
Важнейшую роль в жизни общества играет государство, которое выступает как форма его политической организации. Государство определяет поведение и жизнедеятельность людей, устанавливает общественный строй на определенной территории. Его основное назначение состоит в защите существующего строя и порядка посредством политической воли, авторитета власти, принуждения и других методов. В имеющихся публикациях, в том числе и научных, государство представлено, с одной стороны, как средство насилия и подавления, как волеизъявление тех или иных политических сил, с другой стороны, как сила, приносящая всем добро.
Сегодня государство рассматривается как основное орудие политической власти, признаками которого являются наличие органов и учреждений, осуществляющих функции власти; системы правовых норм и актов; определенной территории, на которую распространяется его юрисдикция.
На современном этапе исторического развития практически во всех странах мирового сообщества в системе государственного управления выделилось и приобретает все большую значимость управление экономикой, иными словами, государственное регулирование экономики, где в качестве объекта регулирования выступает национальная экономика, представляющая собой сложную экономическую систему.
Следует отметить, что в настоящее время в одинаковым значении используются два термина: государственное управление и государственное регулирование экономики, так как они идентичны по отношению к объекту управления.
Решая задачи развития национальной экономики (экономический рост, занятость, уровень цен, распределение доходов, экономическая свобода, экономическая эффективность и тд.), государственное регулирование экономики должно быть увязано с другими элементами целостной системы государственного управления: политикой, культурой, соблюдением законности, прав и свобод граждан и др[5].
В качестве объекта государственного регулирования может выступать национальная экономика, все ее подсистемы- регионы, отрасли, сферы, социально-экономические процессы и явления.
Предметом науки государственного
регулирования экономики является
изучение целостной системы
Содержанием государственного
регулирования экономики
Развитие науки государственного регулирования экономики тесно связано и во многом предопределяется развитием других наук: науки менеджмента, управления; экономической теории (основанное на знании законов общественного развития и прежде всего экономических законов, государственное регулирование конкретизирует основные положения и выводы экономической теории применительно к национальной экономике); философии, социологии. Финансовых, отраслевых, функциональных наук, статистики, анализа хозяйственной деятельности и др. Сложность и природа государственного регулирования экономики требуют применения самых разнообразных общих и частных приемов, принципов, подходов, методов исследования, что обусловливает связь с математическими, техническими и естественными науками [2, c. 616].
Экономические теории и школы 18-19 веков.
Меркантилизм (1-я экономическая школа). Представители: Антуан де Монкрентьен. Общественное богатство производится только в торговле, поэтому правительство должно всячески поддерживать своих производителей и продавцов и мешать иностранным. В 1615 году Антуан де Монкрентьен опубликовал "Трактат о политической экономии".
Физиократы. Представители: Анн Тюрго, Визер. Общественное богатство производится в сельском хозяйстве. Общество делится на три класса: 1-й класс - собственники; 2-й класс - производители; 3-й класс - бесплодные. В рамках этой школы были созданы экономические таблицы, которые легли в основу модели межотраслевого баланса.
Классическая
школа. Представители: Адам Смит, Давид
Рикардо. Классики считали, что в
экономике действует
Социалистическая идея. Представители: Жан Батист де Сизмонди, Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Жан Батист де Сизмонди первый выступил с критикой капиталистического строя и заговорил о создании общества справедливости. Социалисты-утописты каждый по-своему представляли общество будущего. Наиболее полно социалистическую идею развил Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Работа Маркса "Капитал" состоит из 3-х частей:
Австрийская школа предельной полезности (маржинализм). Представители: Карл Менгер. Дали объяснение стоимости с точки зрения психологии покупателя. В отличие от классиков они искали основу обмена не в издержках производства, а в субъективных оценках полезностей покупаемых и продаваемых благ. Эта полезность находит выражение в рыночном спросе и предложении, пытаясь ограничить объект исследования. Поэтому эта школа и получила название маржинализм.
Неоклассическая школа. Представители: Альфред Маршал. В 1890 году вышла книга "Принципы политической экономии". В рамках неоклассического направления был разработан принцип функциональных отношений.
Математическая школа. Представители: Леон Вальрас. Леон Вальрас рассмотрел рыночную экономику, как систему, способную достигать равновесия на основе взаимодействия спроса и предложения. Он разработал модель общего рыночного равновесия [10].
Современные экономические школы.
Кейнсианство. Представители: Кейнс. Кейнс основывался на рассмотрении деятельности хозяйственной системы в целом. Он считал, что рыночная система изначально не равновесна, поэтому нуждается в жестком государственном регулировании.
Институционалисты. Представители: Джон Гелбрейт, Людвиг Эрхарт. Они считали, что нельзя анализировать поведение хозяйствующего субъекта, не учитывая окружающей среды. Они предлагали комплексное изучение хозяйственной системы в динамике, в процессе эволюции. В 1956 году вышла книга "Благосостояние для всех" Людвига Эрхарта, сформулировавшая концепцию социально-ориентированного рыночного хозяйства. Василий Леонтьев - американский экономист, автор модели "Затраты и выпуск".
Монетаристы. Представители: Фридмен. Предлагали регулировать экономическую систему только на основе элементов денежной политики [3,9].
1.3 Классификация методов форм государственного регулирования экономики
Ученые называют разнообразные формы и методы «Государственного регулирования». Так, экономисты считают, что государственное регулирование осуществляется путем социально- экономического регулирования прогнозирования через антимонопольную политику и развитие конкуренции, государственную стандартизацию, метрологию и сертификацию, систему налогообложения, другие формы регулирующего влияния государства. Вместе с нормативно-правовым регулированием соответствующих сфер хозяйствования, для экономической деятельности государства характерна разработка комплексных и региональных программ. Государственное регулирование, наряду с планированием (программированием) организационной деятельности, стимулированием и контролем, государственными мониторингом и протекционизмом (поддержкой частного предпринимательства), правовой организацией государственного сектора рыночной экономики, является одним из направлений государственного влияния на развитие экономических процессов. Для обоснования существования многочисленных и разнообразных видов деятельности, попадающих под понятие государственного регулирования экономики, необходимо дать их классификацию[11].
Деятельность по государственному регулированию экономики классифицируется в зависимости от того, в чью пользу оно осуществляется. Так, некоторые виды регулирования нацелены на защиту групп предпринимателей (например, запрет дискриминации среди конкурирующих субъектов предпринимательской деятельности, защита малого и среднего предпринимательства), другие – на защиту потребителей (например, регулирование безопасности товаров) или общественных интересов в целом
(например, защита окружающей среды)[7].
Классификация регулирования по масштабам его влияния – либо на отдельную отрасль экономики, либо на экономику в целом, то есть имеет ли узкоотраслевую направленность или общеэкономическую. Виды влияния могут касаться только отдельных отраслей, тогда как большинство типов регулирования влияет на экономику в целом.
Государственное регулирование экономики также можно разделить на два типа: в зависимости от того, нацелено оно на замену конкуренции или является дополнением к рыночным механизмам и предназначено для достижения других специфических целей.
Классическим примером первого типа регулирования является естественная монополия. Она существует в отраслях, связанных с большим объемом продукции, где в силу технологических особенностей производства наиболее эффективное удовлетворение спроса достигается при отсутствии конкуренции, функционировании одного субъекта предпринимательства. Предоставление коммунальных услуг – типичный пример такой монополии, а регулирование доступа на рынок, цен и доходов субъектов предпринимательства – это пример государственного регулирования.