Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 11:55, шпаргалка
Работа содержит ответы на экзамеционные вопросы по дисциплине "Гражданское право".
01. Договор купли-продажи: понятие, виды.
02. Содержание и исполнение договора купли-продажи.
03. Договор розничной купли-продажи: понятие, особенности правового регулирования.
04. Защита прав гражданина-потребителя по договору розничной купли-продажи.
05. Договор поставки: понятие, элементы. Исполнение договора поставки.
06. Поставка товаров для государственных нужд: понятие, элементы.
07. Договор контрактации: понятие, правовое регулирование, элементы.
08. Договор энергоснабжения: понятие, правовое регулирование, элементы.
09. Договор продажи недвижимости.
10. Договор продажи предприятий.
11. Договор мены: понятие, отличия от договора купли продажи.
12. Договор дарения: понятие, правовое регулирование, виды договора.
13. Общие положения о ренте и пожизненном содержании с иждивением. Защита интересов получателя ренты.
14. Понятие договора постоянной ренты. Элементы договора.
15. Пожизненная рента, пожизненное содержание с иждивением: элементы и сравнительная характеристика.
16. Договор аренды: понятие, основные элементы.
17. Содержание и исполнение договора аренды.
18. Договор проката.
19. Договор аренды транспортного средства: понятие, виды, содержание.
20. Договор аренды зданий и сооружений.
21. Договор финансовой аренды (лизинг). Виды лизинга.
22. Договор безвозмездного пользования (ссуды): сфера применения договора ссуды и его отграничение от близких договоров.
23. Содержание и исполнение договора ссуды. Изменение, расторжение и прекращение договора ссуды.
24. Договор найма жилого помещения: общие положения, правовое регулирование.
25. Понятие и виды договора найма жилого помещения.
26. Договор подряда: понятие, значение, элементы.
27. Исполнение договора подряда.
28. Договор бытового подряда.
29. Договор строительного подряда.
30. Договора подряда на выполнение проектных и изыскательных работ.
31. Государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд.
32. Договор возмездного оказания услуг: общая характеристика.
33. Виды договоров возмездного оказания услуг.
34. Понятие транспортных обязательств. Виды транспортных договоров.
35. Договор перевозки груза.
36. Договор перевозки пассажира багажа.
37. Договор перевозки грузов различными видами транспорта (договор автомобильной перевозки грузов, договор железнодорожной перевозки грузов, договор воздушной перевозки грузов, договор морской перевозки грузов).
38. Ответственность за нарушение транспортных обязательств.
39. Договор транспортной экспедиции.
40. Договор займа: понятие, содержание и исполнение.
41. Вексель. Облигация.
42. Кредитный договор: понятие, содержание и исполнение. Товарный и коммерческий кредит.
43. Договор финансирования под уступку денежного требования.
44. Договор банковского вклада.
45. Договор банковского счёта.
46. Понятие и правовое регулирование наличных и безналичных расчётов.
47. Расчёты платёжными поручениями.
48. Расчёты по чекам. Расчёты по инкассо.
49. Расчёты по аккредетиву.
50. Общие положения о хранении.
51. Договор хранения вещей на товарном складе.
52. Специальные виды хранения.
В ст. 791 ГК установлена обязанность перевозчика подать отправителю исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Отправитель в силу ст. 793, 794 ГК обязан предъявить груз в состоянии, соответствующем правилам перевозки.
Нарушение
этих требований приравнивается к неподаче
транспортных средств или непредъявлению
груза и влечет применение указанной штрафной
ответственности. Отказ отправителя от
поданных транспортных средств, не пригодных
для перевозки соответствующего груза,
представляет собой только право отправителя,
но не его обязанность (п. 1 ст. 791 ГК).
Ответственность
за несохранность груза, допущенную
из-за технической неисправности
транспортного средства, должен нести
перевозчик (п. 7 Постановления Пленума
N 18). Если несохранность груза произошла
вследствие коммерческой непригодности
вагона (контейнера), от погрузки в который
отправитель не отказался, перевозчик
может быть освобожден от ответственности.
В этом случае отправитель подлежит освобождению
от ответственности, если докажет вину
перевозчика в несохранности груза (п.
8 Постановления Пленума).
6.
После подачи транспортных
Особенно детально регламентированы отношения перевозчика и грузовладельца, связанные со сроками погрузки-выгрузки и ответственностью за их несоблюдение, на морском транспорте. Они определяются соглашением сторон. При отсутствии такого соглашения применяются сроки, обычно принятые в портах погрузки-выгрузки. Такого рода обычаи кодифицируются и издаются в виде свода обычаев соответствующего порта.
На морском транспорте по окончании срока, в течение которого груз должен быть погружен-выгружен, называемого сталийным временем (сталией), начинается дополнительное время ожидания (контрсталийное время). За время ожидания судном окончания погрузки-выгрузки в течение контрсталии выплачивается специальная неустойка (демередж). Если же грузовые операции закончены досрочно (до истечения сталийного времени), грузовладелец имеет право на получение от перевозчика вознаграждения (диспача). Размер демереджа и диспача определяется договором или ставками, обычно принятыми в соответствующем порту (ст. 130 - 133 КТМ).
При превышении контрсталийного времени судно переходит на сверхконтрсталию (детеншен). Задержка судна в течение детеншена влечет за собой обязанность грузовладельца по возмещению перевозчику всех вызванных этим убытков.
Если погрузка (выгрузка) груза входит в обязанности перевозчика, время, затраченное на грузовые операции, включается в срок доставки груза. Следовательно, ответственность за просрочку таких операций возможна, когда просрочка приводит к несоблюдению срока доставки груза.
Необходимыми элементами перевозки груза служат оформление на погруженный груз надлежащих документов и их передача перевозчику. Так, помимо документов, служащих формой договора, перевозчику в зависимости от рода и вида перевозимого груза иногда должны быть представлены удостоверение о качестве груза, ветеринарное свидетельство, инструкции о физико-химических свойствах груза и мерах предосторожности при его перевалке и т.п. После принятия к перевозке груз хранится перевозчиком бесплатно.
7. Одна из основных обязанностей перевозчика заключается в обеспечении сохранности вверенного ему груза. Устанавливая ответственность за нарушение этой обязанности, ГК (ст. 796) прежде всего, называет виды такой несохранности - утрата, недостача, повреждение (порча) груза. Под утратой понимаются все случаи непередачи получателю груза безотносительно к ее причинам (гибель груза, его потеря, хищение, конфискация, выдача неуправомоченному лицу и т.п.). Недостача груза представляет любую частичную его утрату (сохранившаяся часть груза передается получателю). Повреждение - не что иное, как нарушение целостности предметов, составляющих груз. Порча понимается как изменение свойств груза, ведущее к его полному или частичному обесценению.
ГК определяет период ответственности перевозчика. Возможность ответственности возникает после принятия груза к перевозке и до его выдачи получателю. Следовательно, перевозчик отвечает за груз и тогда, когда он принят к перевозке, но не погружен в транспортное средство (в вагоны, думпкары, цистерны, трюмы или другие грузовые помещения морского или речного судна, кузов автомобиля, грузовые отсеки самолета), а находится на складах, в пакгаузах, хранилищах перевозчика.
ГК
устанавливает и основания
Процесс установления отсутствия вины перевозчика предполагает, прежде всего, выявление того конкретного события или явления, которое вызвало несохранность груза. Ссылки на проявление перевозчиком должной заботливости о грузе вообще, т.е. вне связи с конкретными обстоятельствами, вызвавшими ущерб, недостаточны.
В транспортные уставы и кодексы (за исключением ВК) включены перечни обстоятельств, которые наиболее часто с учетом специфики деятельности каждого вида транспорта вызывают несохранность груза (ст. 95 УЖТ, ст. 166 КТМ, ст. 118 КВВТ, п. 132 УАТ). Эти перечни имеют примерный характер. При определенных условиях перевозчик может быть освобожден от ответственности и тогда, когда ущерб наступил вследствие обстоятельства, не предусмотренного в перечне. Следовательно, значение таких перечней сводится только к тому, что из общего круга обстоятельств, приводящих к ущербу, таким путем выделяются наиболее часто встречающиеся и тем самым устанавливаются известные ориентиры для определения направления исследования фактов.
Помимо
выявления конкретного
Третьей
предпосылкой освобождения перевозчика
от ответственности служит проявленная
им должная заботливость о грузе
в связи с действием конкретной
причины, способной вызвать
Следует отметить одну важную особенность построения ответственности перевозчика за несохранность груза при морских перевозках в заграничном сообщении. КТМ неизвестны случаи безвиновной ответственности морского перевозчика. Но в Кодексе установлено исключение противоположного порядка - вина морского перевозчика не всегда влечет за собой его ответственность.
Согласно
ст. 167 КТМ перевозчик не отвечает за
несохранность груза, за исключением
груза, перевозимого в каботаже, если
докажет, что его утрата, недостача
или повреждение произошли
Это положение известно, как правило о навигационной ошибке. Навигационная ошибка указанных лиц - проявление вины работников морского перевозчика. Поскольку же перевозчик отвечает за действия и упущения своих работников как за собственные, законодатель, освобождая его от ответственности за навигационную ошибку, тем самым освобождает перевозчика от ответственности за ущерб, причиненный по его вине. Перспективы сохранения в российском праве правила о навигационной ошибке всецело зависят от судьбы этого правила в мировом торговом мореплавании. Отказ от применения этого правила в международной практике морского судоходства сделает его ненужным и в российском праве.
В ст. 796 ГК закреплен определенный подход к распределению между перевозчиком и грузовладельцем обязанностей по доказыванию по спорам о несохранности груза. ГК указывает, что перевозчик несет ответственность за несохранность груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Таким образом, в ГК установлена опровержимая презумпция вины перевозчика в несохранности груза после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю. Опровергнуть эту презумпцию и тем самым освободиться от ответственности за несохранность груза перевозчик может, доказав, что: ущерб вызван одним из конкретных природных событий или общественных явлений; между этим событием или явлением и несохранностью груза имеется необходимая причинная связь, а перевозчиком в связи с действием этой причины проявлена должная заботливость о грузе.
В
качестве общего правила распределения
обязанностей по доказыванию по спорам
о несохранности груза
Но, признавая правильность такого подхода в качестве общего правила, транспортные уставы и кодексы, за исключением ВК, установили из него ряд существенных изъятий. В каждом из них (кроме ВК) названы обстоятельства, при которых бремя доказывания вины перевозчика в несохранности груза возлагается на грузовладельца. Так, согласно ст. 118 УЖТ такая обязанность лежит на грузовладельце в семи случаях (прибытие груза в исправном вагоне, контейнере с исправными запорно-пломбировочными устройствами и т.д.).
В
других транспортных уставах и кодексах
предусмотрено возложение на грузовладельца
указанной обязанности в
Применение
указанных норм на практике подчас
ставило грузовладельца в весьма
затруднительное положение, так
как он оказывался не в состоянии
доказать вину перевозчика. С другой
стороны, последний при указанных обстоятельствах
попадал в условия полной безнаказанности
за допущенную несохранность груза.
В ГК сохранен принцип ограниченной ответственности перевозчика за ущерб, вызванный несохранностью груза. Ограничение ответственности выражается в том, что ущерб не возмещается перевозчиком в полном размере понесенных грузовладельцем убытков (ст. 15 ГК). Понесенный при перевозке груза ущерб возмещается в случае утраты или недостачи груза в размере стоимости утраченного или недостающего груза; в случае повреждения или порчи груза - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза - в размере его стоимости; в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза (п. 2 ст. 796 ГК).
Стоимость утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза определяется по цене, указанной в счете продавца, или по цене, зафиксированной в договоре купли-продажи, поставки товара. Если счет продавца отсутствует или в договоре не указана цена товара, следует исходить из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. При возникновении спора между сторонами вопрос о стоимости груза должен быть разрешен судом, который вправе назначить по делу соответствующую экспертизу.
Поскольку при необеспечении сохранности груза цель договора перевозки не достигнута, перевозчик наряду с возмещением грузовладельцу причиненного ущерба возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, поврежденного или испорченного груза, если эта плата не включена в стоимость груза.
ГК
дифференцированно оценивает