Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:02, курс лекций
Общие условия изменения срока уплаты налога и сбора (Статья 61).
Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.
Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога (далее - сумма задолженности), если иное не предусмотрено настоящей главой.
Изменение срока уплаты государственной пошлины осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных главой 25.3 Кодекса.
Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.
Изменение срока уплаты налога и сбора по решению органов может производиться под залог имущества в соответствии со статьей 73 Кодекса либо при наличии поручительства в соответствии со статьей 74 Кодекса, если иное не предусмотрено главой.
Рассмотрим некоторые из основных принципов.
1. Принцип законности является, как известно, общим для всех отраслей права, в том числе для финансового, составной и обособленной частью которого является налоговое право. Законность можно определить как обязательное (неуклонное) исполнение требований законов и основанных на них подзаконных актов органами государственной власти и управления, органами самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Иными словами, законность — это обязательное исполнение требований законодательства всеми субъектами права.
2. Принцип отрицания обратной силы закона проявляется в том, что законы, приводящие к изменению размеров налоговых платежей, обратной силы не имеют (ст. 1, п. 2 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"). На практике это означает, что вновь принятый закон не распространяется на отношения, возникшие до его принятия, а поэтому размер налоговых платежей необходимо исчислять в соответствии с нормативным актом, который вновь принят.
3. Принцип однократности налогообложения означает, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения (ст. 6 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации").
4. Принцип льготности налогообложения означает, что налоговые законы должны иметь правовые нормы, закрепляющие (устанавливающие) для отдельных и (или); определенных групп налогоплательщиков (юридических и физических лиц) льготы по налогам, т. е. облегчающие бремя налоговых обязанностей. Например, согласно ст. 10 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" установлены следующие льготы: необлагаемый минимум объекта налога; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; целевые налоговые льготы, включая налогавые кредиты (отсрочку взимания налогов); изъятие из обложения определенных элементов объекта налога и другие льготы. Таким образом, налоговая льгота — это установленная законом составная часть системы налогообложения, обеспечивающая финансово-экономическое стимулирование предпринимательской деятельности налогоплательщиков путем облегчения бремени налоговых обязанностей.
5. Принцип равенства защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства означает, что каждый из участников налоговых отношений имеет право на защиту своих законных прав и интересов в установленном законом порядке. Например, налоговые инспекции вправе обратиться в суд о взыскании недоимок с граждан-налогоплательщиков. В свою очередь налогоплательщики — физические (и юридические) лица имеют право обратиться в суд (арбитражный суд) при несогласии с решением налоговых органов о бесспорном взыскании задолженности и т.д.
6. Принцип резидентства означает временное место жительства налогоплательщика. Исходя из этого критерия в юридической литературе всех налогоплательщиков справедливо подразделяют на две группы: имеющих постоянное местопребывание в определенном государстве (резиденты) и не имеющих в нем постоянного местопребывания (нерезиденты).
Смысл этого принципа состоит в том, что если лицо находится на территории Российской Федерации в календарном году менее 183 дней (подряд или по частям), то оно не уплачивает подоходного налога с физических лиц. Это имеет значение для иностранцев и лиц без гражданства.
Для
юридических лиц принцип
В
правовой литературе справедливо определяют
резидентство юридических лиц в
зависимости от соответствующих
критериев. Например, по. критерию "инкорпорация"
юридическое лицо признается резидентом
в государстве, если оно в нем основано
(зарегистрировано). Исходя из этого критерия
все юридические лица
по законодательству
Российской Федерации
являются ее резидентами
и уплачивают в России
налог с прибыли, полученной
как на ее территории,
так и за ее пределами,
даже если эти юридические
лица не занимались
бизнесом (предпринимательской
деятельностью) в Российской
Федерации. По критерию "деловая цель"
юридическое лицо признается резидентом
в стране, если основной объем его деловых
операций совершается на территории этой
страны. Так, в Италии компания признается
резидентом, если на своей территории
она имеет формальную или функционирующую
штаб-квартиру или ее основные деловые
цели реализуются на территории Италии.
По критерию "место осуществления текущего
управления компанией, компания признается
резидентом в стране, если на ее территории
находятся органы, осуществляющие текущее
управление деятельностью такой компании.
К примеру, в соответствии с законодательством
Португалии резидентом признается компания,
если ее головной офис или исполнительная
дирекция находится в Португалии1.
Кучеров
К числу принципов или основных начал налогового права, согласно ст. 3 НК РФ, относятся:
— всеобщность налогообложения;
— податное равенство;
— экономическая обоснованность налогов и сборов;
— определенность налогов и сборов;
—
конституционность
— законность установления налогов и сборов.