Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:02, курс лекций
Общие условия изменения срока уплаты налога и сбора (Статья 61).
Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.
Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога (далее - сумма задолженности), если иное не предусмотрено настоящей главой.
Изменение срока уплаты государственной пошлины осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных главой 25.3 Кодекса.
Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.
Изменение срока уплаты налога и сбора по решению органов может производиться под залог имущества в соответствии со статьей 73 Кодекса либо при наличии поручительства в соответствии со статьей 74 Кодекса, если иное не предусмотрено главой.
│ │ │ органом │
└┬┬────────────────────┬┬─┘
└─────────────────────────────
││ со дня вступления ││ 1 год с момента вынесения решения ││ 3 года
\/ в силу \/ \/
┌──────────┐
┌───────────────────────┐
┌─────────────────────────────
│ │ │ Сохраняется право │ │ Налогоплательщик вправе │
│
│ │ на подачу жалобы
│3 года│обжаловать решение
│Исполнение│ │в вышестоящий налоговый├─────\│ органа в суд. Срок │
│ решения │ │ орган на вступившее ├─────/│ для обращения в суд │
│ налоговым│ │ в силу решение, │ │ исчисляется со дня, когда │
│ органом │ │ не обжалованное │ │ налогоплательщику стало │
│ │ │в апелляционном порядке│ │ известно о вступлении его │
│ │ │ │ │ в силу │
└──────────┘
└───────────────────────┘
└─────────────────────────────
Из схемы видно, что после составления акта проверки и вручения его налогоплательщику последнему дается время на представление возражений по акту, а затем проводится рассмотрение акта и вынесение решения по нему. Решение должно вступить в силу по истечении 10 дней со дня вручения решения налогоплательщику. Само решение должно быть вручено налогоплательщику в течение пяти дней после дня его вынесения (все дни, упоминаемые в настоящей статье, - рабочие).
Подача апелляционной жалобы на решение налогового органа в вышестоящую ИФНС отсрочит вступление решения в силу до дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части (п. 9 ст. 101 НК РФ).
При этом налогоплательщику не запрещено исполнить решение полностью или в части до вступления его в силу, даже если он подал апелляционную жалобу.
Подача апелляционной жалобы производится налогоплательщиком в добровольном порядке - до момента вступления решения в силу (п. 2 ст. 139 НК РФ).
Если
апелляция не подавалась
и решение начало действовать,
у налогоплательщика
остается право в течение
года обжаловать в вышестоящий
налоговый орган уже
действующее решение
(п. 3 ст. 101.2, п. 2 ст. 139 НК РФ). При этом по
ходатайству налогоплательщика
вышестоящий налоговый
орган вправе приостановить
исполнение обжалуемого
решения.
По общему правилу жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу.
Исключение - апелляционная жалоба на соответствующее решение налогового органа подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления это лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.
Из этого следует, что при отзыве жалобы предприятие не лишается права на подачу повторной жалобы:
-
в тот же налоговый орган
или тому же должностному лицу,
но по другим основаниям, нежели
те, по которым подавалась
- по тем же основаниям, по которым подавалась первоначальная жалоба, но в другой вышестоящий налоговый орган или другому вышестоящему должностному лицу, чем те, куда подавалась первоначальная жалоба.
Повторная
подача жалобы производится
в те же сроки, что
и первоначальная.
Форма
жалобы
Форма жалобы в вышестоящий налоговый орган законодательно не установлена. Просмотрев разъяснения ФНС на официальном сайте, можно обобщить требования, предъявляемые к форме жалобы:
- жалоба подается в свободной форме;
-
позиция налогоплательщика
-
к жалобе в качестве
-
в жалобе целесообразно
-
жалоба юридического лица
Примечание.
Жалобу, подписанную
уполномоченным лицом,
примут к рассмотрению
только в случае, если
прилагаемая к ней доверенность
будет оформлена надлежащим
образом: указаны полномочия представителя
(право подписывать жалобу), дата, место
выдачи, паспортные данные представителя,
перечень полномочий представителя, срок
выдачи, подпись руководителя, печать
организации.
Рассмотрение
жалобы вышестоящим
налоговым органом
или вышестоящим
должностным лицом
По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:
1)
оставить жалобу без
2)
отменить акт налогового
3)
отменить решение и прекратить
производство по делу о
4) изменить решение или вынести новое решение.
По итогам рассмотрения жалобы на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе вынести решение по существу.
По итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение вышестоящий налоговый орган вправе:
1) оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу - без удовлетворения;
2) отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;
3)
отменить решение налогового
органа и прекратить
Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения.
Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней.
О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.
По досудебному порядку рассмотрения жалобы вышестоящим органом в Налоговом кодексе РФ больше никаких разъяснений нет.
Так, например,
- не содержится требования к инспекции по извещению лица, направившего жалобу, о дате ее рассмотрения и по обеспечению участия данного лица в ее рассмотрении.
- не
установлены требования
к содержанию решения
по результатам рассмотрения
жалобы. Действавший
Регламент рассмотрения споров в досудебном
порядке (утв. Приказом МНС России от 17.08.2001
N БГ-3-14/290) устарел, так как вообще не содержал
такого понятия, как апелляционная жалоба.
приказа МНС РФ от 16.07.2004 N САЭ-4-14/44дсп@#.
Последствия
подачи жалобы
По общему правилу, подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия.
Однако, если налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации, указанный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия.
Решение
о приостановлении
исполнения акта (действия)
принимается руководителем
налогового органа,
принявшим такой
акт, либо вышестоящим
налоговым органом.
Рассмотрение
жалоб, поданных в
суд
Жалобы
(исковые заявления) на акты налоговых
органов, действия или бездействие их
должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются
и разрешаются в порядке,
установленном гражданским
процессуальным, арбитражным
процессуальным законодательством
и иными федеральными
законами.
А
стоит ли жаловаться?
ФНС
призывает налогоплательщиков активнее
пользоваться правом на обращение с
жалобой в вышестоящий
Наименование УФНС | Количество жалоб, поступивших в 2008 г. |
Процент решений, вынесенных частично или полностью в пользу налогоплательщиков |
Причины отказа
в рассмотрении жалобы |
УФНС
по Свердловской области (www.r66.nalog.ru) |
1119 | 47% | Истек срок подачи жалобы, налогоплательщик не определил предмета обжалования, обращение подписано лицом, не имеющим на то полномочий (отсутствует доверенность), жалоба не подписана вообще |
УФНС
по Курской области (www.r46.nalog.ru) |
480 <*> | 45% | |
УФНС
по Красноярскому краю (www.r24.nalog.ru) |
352 <**> | 47% | Пропуск срока
подачи заявления |
УФНС
по Кемеровской области (www.r42.nalog.ru) |
300 <**> | 33% <***> | |
УФНС
по Орловской области (www.r57.nalog.ru) |
101 | 35% | |
УФНС
по Брянской области (www.r32.nalog.ru) |
511 <*> | 70% |