Спрос и предложение на рынке туристических услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 21:07, доклад

Описание работы

Рынок туристических услуг функционирует, удовлетворяя платежеспособный спрос населения, которое создается под влиянием объективных условий и субъективных факторов. Немецкие ученые Гунцикер и Крапф определяют туристический спрос как множество туристических благ, услуг и товаров, которые туристы склонны приобрести за определенный уровень цен.
Объективными условиями развития туристического спроса являются:

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1.Спрос на рынке туристических услуг……………………………………… 4-5
1.1 Сущность и содержание маркетинга в туризме………………………5-6
1.2Факторы влияющие на спрос на рынке туристических услуг………..6-7
1.3 Общеэкономические факторы спроса……………………………….7-8
1.4 Социо-демографические факторы спроса……………………. . . 8-10
1.4.1 Возрастная структура……………………………………………….. 9
1.4.2 Уровень доходов и образование население………………………… 9
1.4.3 Соотношение городского и сельского населения………………… 10
1.5 Факторы культурного порядка……………………………………… 10-12
2. Предложение на рынке туристических услуг…………………………….. 12-13
2.1 Предложения туристических услуг в современных условиях……. 13-14
Заключение…………………………………………………………………………. 15
Список использованных источников……………………………………………... 16

Работа содержит 1 файл

ганский распечатать.docx

— 46.96 Кб (Скачать)

Министерство образования  Республики Беларусь

УО «Полоцкий государственный  университет»

 

 

 

кафедра теории и методики физвоспитания

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Экономика туризма и гостеприимства»

на тему «Спрос и предложение  на рынке туристических услуг»

 

 

 

 

Выполнила:                                                                          студентка гр. 09-ТГ-1

                                                                                               Куртмаммедова.О.З

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новополоцк 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

     Введение……………………………………………………………………………3

1.Спрос на рынке туристических услуг………………………………………   4-5

   1.1 Сущность и содержание маркетинга в туризме………………………5-6

   1.2Факторы влияющие на спрос на рынке туристических услуг………..6-7

   1.3 Общеэкономические факторы спроса……………………………….7-8

  1.4 Социо-демографические факторы спроса…………………….      . . 8-10

       1.4.1 Возрастная структура……………………………………………….. 9

            1.4.2 Уровень доходов и образование  население………………………… 9

            1.4.3 Соотношение городского и  сельского населения………………… 10

         1.5 Факторы культурного порядка……………………………………… 10-12

 2. Предложение на рынке туристических услуг…………………………….. 12-13

    2.1 Предложения туристических услуг в современных условиях……. 13-14

Заключение…………………………………………………………………………. 15

Список использованных источников……………………………………………... 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Рынок туристических услуг  функционирует, удовлетворяя платежеспособный спрос населения, которое создается  под влиянием объективных условий  и субъективных факторов. Немецкие ученые Гунцикер и Крапф определяют туристический спрос как множество туристических благ, услуг и товаров, которые туристы склонны приобрести за определенный уровень цен.

Объективными условиями  развития туристического спроса являются:

- экономические

- социокультурные

- психологические

- урбанистические

- политические

- экологические обстоятельства.

К субъективным факторам принадлежат  такие:

- Этна религиозная принадлежность

- возраст и пол

- семейное состояние,  количество детей

- социальная категория

- место жительства

- уровень и обстоятельства  жизни 

- профессия и должность

- наличие свободного времени

- мода

- конъюнктура рынка. 

Итак, спрос на турпродукт создается при условиях специфического уровня и стиля жизни населения, он похоже подвластный колебаниям, ритмика которых задается ресурсными условиями территории. Подобно к  туристическому спросу определяется предписание. Предложение на рынке туристических услуг - это и количество благ, услуг и тех или иных товаров туристического назначения, которую изготовители готовы продать за определенную цену

 

1.Спрос на рынке туристических  услуг

      

Спрос относится к основным понятиям рыночной экономики. Спрос – это намерение покупателей приобрести товар или услугу, подкрепленное денежной возможностью. Величина спроса означает количество товара, которое хотят и (главное) могут приобрести покупатели именно по этой цене и именно в это время. Спрос, таким образом, зависит от цены, доходов потребителей, цен на товар конкурентов и т.д. Индивидуальный спрос относится к одному лицу, рыночный спрос характеризует данный рынок, совокупный спрос – все рынки данного товара.

Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.

Различают:

  • индивидуальный спрос - это спрос конкретного субъекта;
  • рыночный спрос - это спрос всех покупателей на данный товар.

 

      Объем спроса - это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течении определенного периода времени.

Изменение в величине спроса - это движение вдоль кривой спроса. Происходит при изменении цены товара или услуги при прочих равных условиях.    

   Закон спроса: при прочих равных условиях, как правило, чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить.

Рыночные исследования выступают  как информационная основа достижения таких целей, как обеспечение  определенного объема продаж, создание  и внедрение на рынок новых товаров, увеличение рыночной доли. Постановка таких целей предполагает, что речь идет о рынке конкретных товаров. Строго говоря, в практическом маркетинге абстрактного понятия рынка не применяется. Рынок всегда конкретен. Нет двух одинаковых рынков. Для каждого характерно сочетание факторов и условий, определяющих экономические связи между производителями и потребителями.  
 
Рынок туризма можно определить как общественно-экономическое явление, объединяющее спрос и предложение для обеспечения купли-продажи туристского продукта в данное время и в определенном месте. 
При характеристике туристского рынка необходимо учитывать ряд моментов: 
-    основным предметом купли-продажи являются услуги; 
-    кроме покупателя и продавца в механизм туристского рынка включается значительное количество посреднических звеньев; 
-    спрос на туристские услуги отличается рядом особенностей: большим разнообразием участников поездок по материальным возможностям, возрасту, целям и мотивам; эластичностью; индивидуальностью и высокой степенью дифференциации; большой замещаемостью; отдаленностью по времени и месту от туристского предложения; 
-    туристское предложение также характеризуется рядом отличительных характеристик: товары и услуги в туризме имеют тройственный характер (природные ресурсы, созданные ресурсы, туристские ресурсы); высокая фондоемкость отрасли; низкая эластичность; комплексность. 
В целом, с точки зрения экономической и управленческой точек зрения, туристский рынок можно представить в виде двух относительно самостоятельных, с точки зрения маркетингового анализа, областей: рынка предложений и рынка спроса

 

1.1 Сущность и содержание  маркетинга в туризме

 

Маркетинг - это  наука, которая предоставляет знания о рынке, законах его функционирования, о поведении покупателей на рынке, с которым связанное предприятие. Поскольку туристический, гостиничный  или же курортный бизнес никак  не имеет принципиальных отличий  от иных форм хозяйственной деятельности, то возможно утверждать, что главные  положения теории современного маркетинга способны в полной мере быть использованны и в туризме.

Вместе с тем, курортный, гостиничный и туристический  бизнес имеют свою специфику, которая  отличает их никак не только от торговли товарами, однако и услугами. Вдобавок, в туризме объединяется торговля товаров и услуг (по оценкам практиков 75% представляют услуги, а 25% - товары). В  данное время еще никак не произведен единый подход относительно выявления  маркетинга в туризме. В связи  с этим не только рассмотрим разные взгляды на проблему.

Французские научный  работники Ланкар и Олье отмечают, что туристический маркетинг - это серия основных методов и приемов, произведенных в целях исследования, разбора и решение определенных следующих задач относительно наиполнейшего удовлетворения нужд туристов, а похоже определение рациональных (с финансовой точки зрения) способов осуществления дел туристическими фирмами (санаториями, отелями и т.п.).

Швейцарский исследователь  Крипендорф определяет маркетинг в туризме как систематическую координацию деятельности туристических предприятий, а похоже частную и государственную политику в сфере туризма. Русский научный рабочий Исмаев считает, что туристический маркетинг - это система торгово-производственной деятельности, направленная на воздаяние индивидуальных потребностей туристов на основе выявления и изучение спроса потребителей с целью максимизации денег. Немецкие ученые Ригер, Рот и Шранд определяют маркетинг в туризме как рыночное управление, направленное на достижение целей туристического предприятия эффективнее, чем у конкурентов, удовлетворяющих например, при этом потребности туристов.

 

1.2 Общая характеристика факторов влияющих на спрос на рынке туристических услуг

СПРОС - отношение между  ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в  состоянии купить.

В экономическом смысле в  основе спроса лежит не просто потребность  или нужда в том или ином благе, а готовность и способность  платить за него. Общий спрос покупателей  на благо находит свое отражение  на кривой спроса.

Спрос проявляется в объеме спроса, означающем то количество блага, которое было бы куплено по некоторой  цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.

Факторы, оказывающие влияние  на спрос:

  • цена блага;
  • цены других благ;
  • доходы покупателей;
  • общее количество покупателей данного блага;
  • предпочтительные вкусы покупателей;
  • инфляционные ожидания;
  • экономическая политика государства.

Связь между ценой блага  и объемом спроса на него выражается в законе спроса.

При изменении прочих факторов и постоянной цене товара произойдет изменение самого спроса. В результате изменения спроса потребители готовы покупать больше (или меньше) товаров, чем раньше, при той же цене, или готовы платить за прежнее количество товаров более высокую цену.

1.3 Общеэкономические факторы  спроса

Туризм как отрасль  экономики, занимающаяся в первую очередь  организацией свободного времени клиента, может успешно существовать и  развиваться при наличии как  минимум двух составляющих: свободного времени и достаточных материальных средств для его организации. Проще говоря, основу современного туристического рынка как в качественном, так и в количественном отношении составляют оплачиваемые отпуска работников с учетом того, что в последнее время в международном туризме значительно возрастает роль деловых поездок, а также путешествий лиц пенсионного возраста, хотя последнее, к сожалению, не относится к России. Существует прямая связь между тенденциями в развитии индустрии туризма и общими экономическими, техническими и социальными достижениями. Растущий уровень жизни в развитых странах мира ведет к росту продолжительности отпусков работников и достаточно высокому уровню их обеспечения, что оказывает значительное влияние на развитие туристической отрасли. Таким образом, необходимыми предпосылками возникновения массового туризма, его развития и поддержания высоких объемов спроса являются увеличение свободного времени и рост материального благосостояния общества. Тенденция к увеличению свободного времени является важным фактором дальнейшего успешного развития туризма как отрасли. Вместе с тем «потребность в отдыхе относится к верхнему этажу пирамиды потребностей человека». Известно, что «…потребности человека в туризме потребности в восстановлении и развитии физических и психических сил человека, в его физическом, интеллектуальном и духовном совершенствовании». Но для того, чтобы эти потребности приобрели массовый характер, общество должно достичь достаточно высокого уровня благосостояния. Измерением уровня жизни и дифференциации доходов населения занимаются многие международные организации, в том числе и Совет организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В 1980 году ОЭСР утвердил список социальных индикаторов, в число которых входит и такой индикатор, как «время и отдых», а его показателями являются величина свободного времени и его использование. В качестве критерия рациональности структуры расходов семей используется закон, открытый немецким статистиком Э.Энгелем, согласно которому с ростом доходов семьи снижается доля затрат на питание, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд (к числу которых можно отнести и использование свободного времени) существенно увеличивается. Примером может служить ФРГ, где рост общественного богатства сопровождается сокращением доли расходов на питание и предметы роскоши в структуре общих потребительских расходов граждан. Одновременно же растет доля расходов на туризм и организацию свободного времени.

 Взаимосвязь туризма  и экономической конъюктуры  
 
Отсюда совершенно ясно следует, что в период экономического подъема, благодаря росту материального благополучия и покупательной способности населения интенсивность туризма увеличивается и индустрия туризма также переживает некий подъем. В период же экономического спада спрос на туристические услуги несколько падает, что не может не сказываться на индустрии туризма в целом. Однако исследователи туризма в западных странах, признавая несомненную зависимость изменений в спросе на туристском рынке от общеэкономической конъюктуры, тем не менее, отмечают, что экономические спады и кризисы оказывают на туристическую индустрию меньшее влияние, чем, например, на такие отрасли, как строительная, автомобильная, производство мебели и другие, ориентированные на производство товаров длительного пользования или предметов роскоши. Они отмечают, что современный западный потребитель скорее откажется от приобретения видео-и аудиоаппаратуры, чем от финансирования ежегодного отпуска, и подчеркивают, что в периоды экономических кризисов люди экономили не на отпуске, а в отпуске. Такую относительную стойкость туризма к изменениям общеэкономической конъюктуры рынка западные исследователи объясняют прежде всего эластичностью спроса на туристические услуги. И именно поэтому в годы кризиса происходит не полное прекращение спроса на туристические услуги, а лишь его некоторые изменения, то есть увеличивается спрос на более дешевые виды туристических услуг и уменьшается на самые дорогостоящие виды туризма. Таким образом, экономические кризисы все же затрагивают спрос на туристические услуги, но в гораздо меньшей степени, чем многие другие отрасли. И вызвано это, в первую очередь, тем, что туризм стал практически необходимой потребностью массового потребителя. А также тем, что эластичность спроса и многообразие форм туризма обеспечивают в период экономических спадов возможность перелива спроса от дорогостоящих видов туризма к более дешевым.

 

1.4 Социо-демографические факторы спроса

Значительное влияние  на формирование туристического спроса оказывают в основном следующие  социо-демографические факторы: -возрастная и социальная структура общества; -структура семьи; -уровень доходов различных слоев общества; -соотношение городского и сельского населения.  
 

 

Возрастная структура  
 
Как известно, в настоящее время растет перспективность для международного туризма людей старших возрастных групп, и в первую очередь группы людей в возрасте «от 50 лет и старше». В основе повышения интенсивности туризма во всех старших возрастных группах лежат следующие причины: -повышение материального благосостояния всех групп общества; -увеличение продолжительности жизни и снижение пенсионного порога; -изменение психологического отношения к старению. В результате, в настоящее время в западных странах достаточно велико количество самостоятельных пожилых людей, которые стремятся к активному наслаждению жизнью и имеют достаточные материальные средства, которые они с большей охотой готовы отдать на собственное потребление, чем оставить в наследство; они считают, что следует не экономить имеющиеся в их распоряжении денежные средства, а тратить их « на красивую жизнь». Вследствие этого, сейчас в туристическом спросе сформировался новый и очень перспективный сегмент «сениоров»-возрастная группа «от 50 лет и старше», который в будущем, по мнению специалистов, будет оказывать очень существенное влияние на развитие спроса туристических услуг и займет свое выдающееся положение на рынке международного туризма.  
 
 
Уровень доходов и образования населения  
 
Как известно, спрос это платежеспособная потребность, то есть сумма денег, которую потребители могут и намерены заплатить за нужные им товары и услуги. Таким образом, туристическая активность находится в прямо пропорциональной зависимости от уровня доходов, а также от образования потенциальных потребителей. Учитывая тот факт, что оба эти показателя в конце 80-х годов в запвдных странах имели тенденцию к росту, интенсивность туризма также увеличилась. Но вместе с тем, в тот же период стала наблюдаться и активизация туристического спроса среди населения с невысоким уровнем доходов и образования. Следует отметить и то, что на Западе существует немалое число фирм, специализирующихся только лишь на образовательном туризме, успешно работающих и получающих достаточно высокую прибыль в этом сегменте рынка туризма.  
 
Соотношение городского и сельского населения  
 
На сегодняшний день в силе пока еще остается следующее правило: чем меньше населенный пункт, тем ниже интенсивность туризма среди его жителей и тем ближе выбираемые ими цели туристических поездок Однако, многие западноевропейские эксперты утверждают, что в последнее время значительно увеличилась туристическая активность жителей сельских областей западноевропейских стран и возросла интенсивность потребления ими туристических продуктов и услуг, что позволяет прогнозировать возможное в будущем добавление к традиционно активным группам потребителей туристических услуг нового и достаточно перспективного сегмента на туристическом рынке Европы.

Информация о работе Спрос и предложение на рынке туристических услуг