Влияние гимнастических упражнений на формирование культуры движений детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:11, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования. Экспериментальное обоснование влияния гимнастических упражнений на формирование культуры движений младших школьников.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Теоретически обосновать эффективность влияния гимнастических упражнений на формирование культуры движений младшего школьника.
2. Разработать тесты для определения осанки, пластичности, координированности у детей младшего школьного возраста.
3. Разработать критерии оценок для оценивания осанки, пластичности, координированности у детей младшего школьного возраста.
4. Экспериментально доказать эффективность влияния гимнастических упражнений на формирование культуры движений младших школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….... 3
ГЛАВА 1. Исследование проблемы формирования культуры
движений в процессе занятий физической культурой …………..………...5
1.1. Понятие «культура», «физическая культура». …………………..………...5
1.2. Основы формирования культуры движений младших школьников…….13
1.2.1. Осанка, поза, походка. ……………………………..…………………....17
1.2.2. Жесты и мимика. …………………………………………..…………......24
1.2.3. Координированность…..…………………………………………………26
1.2.4. Двигательная пластика. …………………………………………….……28
1.3. Гимнастика в формировании культуры движений детей
младшего школьного возраста. …………………..…………………………….35
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования ………………….……..42
2.1. Методы исследования …………………………………………………….42
2.2. Организация исследования………………………………………………...45
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение ……………..……46
3.1. Теоретическое обоснование экспериментальной программы ……...46
3.2. Эффективность применения гимнастических упражнений для формирования культуры движений младших школьников. ……………51
ВЫВОДЫ ...……………………………………………………………………..55
ЛИТЕРАТУРА ……………..…………………………………………………..57
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………

Работа содержит 1 файл

дипломная.doc

— 611.00 Кб (Скачать)
 

     Можно заметить, что результаты в экспериментальной группе значительно лучше, что показано в таблице 3.

     Таблица 3

     Сравнительные показатели компонентов  культуры движений младших  школьников контрольной  и экспериментальной  групп в конце  эксперимента (%)

Группы осанка < пластичность < координация <
контрольная 17  
24
11,4  
22,3
24,5 20
экспериментальная 41 43,7 44,5
 

     Примечание: (< - разница)

     Как мы видим полученные результаты в  экспериментальной группе значительно  больше: показатели осанки лучше на 24%, показатели пластичности на 22, 3% и координации на 20%.  Еще раз подчеркнём, что в процессе физкультурных занятий в экспериментальной группе нами целенаправленно применялись специальные упражнения на осанку, развивающие пластичность и координацию движений. Для улучшения результатов нами постепенно добавлялись разнообразные средства традиционных и нетрадиционных видов гимнастики, что требовало от занимающихся  четкого самоконтроля своих действий по временным, пространственным и динамическим переменным.

     Все это способствовало формированию у школьников тонких умений и навыков в восприятии и оценке временных, пространственных и динамических характеристик движений. В то же время это, повышало у них интерес к выполнению заданий, что имело большое значение для формирования культуры движений.     

              Занятия проходили в игровой  форме, для повышения интереса  школьников к занятиям и для  улучшения эмоционального состояния  учащихся.

 

      ВЫВОДЫ 

     Исследовав  состояние проблемы формирования культуры движений младших школьников средствами гимнастики мы можем сделать следующие выводы:

     1. Актуальность проблемы формирования  культуры движений школьников  средствами физической культуры  отмечают в своих работах ряд  ученых (В. К.Бальсевич, 1996; И.М. Быховская, 1993; С.Д. Неверкович, 1997; Л.Д. Назаренко,1999; Ю.М. Николаев, 1999; Л.Л. Головина, 2000; Л.Н. Сляднева, 2002; Т.В. Бакшева, 2004 и др.).

     Многими авторами подчеркивается, что именно в младшем школьном возрасте закладываются  основы физической культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности. Младший школьный возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движений, освоения обширного арсенала двигательных координаций, техники разнообразных физических упражнений.  Важность формирования культуры движений в младшем школьном возрасте подчеркивается В.К. Бальсевичем (1996),  Неверкович С.Д., Киршевым С.П. (1997);  Земсковым Е.А. (1997); А.А.Чунаевым (1999) и др.

       Ряд авторов отмечают, что ни  один вид спорта не формирует  так красоту тела и культуру  движений как гимнастика (В.К.  Бальсевич, 2001; Бенджамин Лоу, 1984; Н.К. Меньшиков, 1998; В.М. Смолевский, 1994; А.И. Селезнев,1994; Сербина Л.П., 2000 и др.)

     3.  Разработанные нами тесты помогли нам определить  степень культуры движений  у детей младшего школьного возраста (осанки, пластичности, координированности) до эксперимента и после эксперимента. 

     4. Разработанные критерии оценок  позволили нам оценить состояние  осанки, пластичности, координированности у детей младшего школьного возраста.

     5. Эффективность нашего исследования  экспериментально доказывает эффективность  влияния гимнастических упражнений  на формирование  культуры  движений  младших школьников и подтверждается  полученными нами количественными показателями: показатели осанки у детей экспериментальной группы улучшились на 24% больше, чем в контрольной, пластичность на 22,3% и координация на 20%, что является, по нашему мнению, очень хорошим результатом.

           Таким образом, культуру движений которая включает в себя умения сохранять правильную осанку, пластичность, двигательно-координационные качества, можно целенаправленно развивать и совершенствовать, используя специальные средства и методы гимнастики, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, характера и склонностей занимающихся к тому или иному виду спортивной деятельности.

 

      ЛИТЕРАТУРА.

  1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ИФК. - М.: Просвещение, 1990.
  2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988.
  3. Бальсевич В.К., В.Г.Большенков, Ф.П.Рябинцев  Концепция физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательных школ.// Физическая культура. -1996, №2.
  4. Бальсевич В.К. Что нужно знать о движениях человека. // Физическая культура. -1997, №2.
  5. Бальсевич В.К. Новые направления в развитии теории и технологии физического воспитания и спортивной подготовки //Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы. М., 1998. Т. 1, с. 209-210.
  6. Бакшева Т.В. Выразительные движения как телесное проявление общей и профессиональной культуры человека. Материалы 49 научно-практической конференции «Университетская наука – региону», Ставрополь: СГУ, 2004. – С. 22-24.
  7. Бенджамин Лоу. Красота спорта. Пер. с англ. И.Л. Моничева, под ред. В.И. Столярова. - М.: Радуга, 1984.
  8. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. - М.: ФиС, 1991.
  9. Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. - М.: РИО ГЦОЛИФК.-1993. -163с.
  10. Виленский М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни //Теория и практика физической культуры, 1994, № 9, с. 9-11.
  11. Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза. //Теория и практика физической культуры. -1998, № 4
  12. Волков Н.И. Перспективы биологии спорта в XXI веке //Теория и практика физической культуры, 1998, № 5, с. 21-23.
  13. Л.Л. Головина, Ю.А. Копылов, Н.В. Сковородникова. Формирование осанки у младших школьников нетрадиционными оздоровительными средствами.//Физическая культура. - №4, 2000.
  14. Дмитриев С.В."Гуманистическая конверсия" биомеханических технологий в теории и практике спорта //Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы. М., 1998. Т. 1, с. 21-23.
  15. Дмитриев С.В. Отражение духовного мира в двигательных действиях человека. - В сб.: Современные проблемы теории и практики физической культуры: взгляды, идеи, концепции. СПб, 1997.
  16. Донской Д. Биомеханика. - М.: Просвещение, 1975.
  17. Донской Д. Законы движения в спорте. - М.: ФиС, 1968.
  18. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: ФиС, 1979.
  19. Земсков Е.А.  Откуда что берется (о формировании осанки и походки у человека). // Физическая культура. -1997, №1.
  20. Ильин Е.П. Теория и методика физического воспитания / Под общ. ред. Б.А. Ашмарина, - М.: ФиС, 1979.
  21. Ильин Е. П. Двигательная память, точность воспроизведения амплитуды движений и свойства нервной системы // Психомоторика. Л., 1976.
  22. Карп П. О балете. - М.: Искусство,1967, с.137.
  23. Карпеев А.Г. Направления и принципы изучения двигательной координации основных видов движений // Теория и практика физической культуры, 1995, №9, с. 5-7.
  24. Коренберг В.Б. Проблемы физических и двигательных качеств //Теория  и практика физической культуры.-1996, №7, с. 2-5. Китаев П.М. Культура: человеческое измерение. -СПб: ЛГУ, 1997.
  25. Коган М.С. Человеческая деятельность. - М.: Изд-во Полит, лит, 1974
  26. Круглова Л.К. Основы культурологии. СПб, 1995.
  27. Китаев П.М. Культура: человеческое измерение. -СПб: ЛГУ, 1997.
  28. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. -М.: Политиздат, 1975.
  29. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: ГЦОЛИФК, 1992.
  30. Любомирский Л.Е. Управление движениями у детей и подростков. - М.: Педагогика, 1974.
  31. Лях В.И. Совершенствуя координационные способности // Физическая культура в школе, 1996, №4, с.18 - 20.
  32. Лях В.И. Развитие и совершенствование координационных способностей школьников // Физическая культура в школе, 1986, №12, с. 56-58.
  33. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Учебн. для ин-тов физ. культ. - М.: ФиС, 1991.
  34. Меньшиков Н.К. Гимнастика и методика ее преподавания. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. – 463 с.
  35. Назаренко Л.Д. Пластичность как одно из проявлений двигательно-координационных способностей. / В сб. Валеология: проблемы и перспективы развития. - Ижевск, 1998, с. 144-145.
  36. Назаренко Л.Д. Пластичность как двигательно-координационное качество.// Теория и практика физической культуры.-1999,№8.
  37. Неверкович С.Д., Киршев С.П. Построение программ по физической культуре для начальной школы //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1997, № 2, с. 12-27.
  38. Николаев Ю.М. Теоретические аспекты интегративного содержания и человекотворческой сущности физической культуры// Теория и практика физической культуры.-1999, №8.
  39. Пчелов Б.А. Духовные потребности и закономерности их удовлетворения. Л., 1971.
  40. Сербина Л.П. Взаимодействие музыки и движения.// Теория и практика физической культуры. -2000, №5.
  41. Селезнев А.И.
  42. Сляднева Л.Н. Основы двигательной пластики.- Ставрополь: СФРВИРВ,2002.-124с.
  43. Смирнов Ю.И. Квалиметрические аспекты исполнительского мастерства в технико-эстетических видах спорта.//Теория и практика физической культуры. -1999, №2.
  44. Смолевский В.М. Гимнастика и методика преподавания. М.: Физкультура и спорт, 1987.
  45. Смолевский В.М.  Ивалиев Б.К. Нетрадиционные виды гимнастики. М.: Просвещение 1992. С. 56-58.
  46. Столяров В.В., Быховская И.М., Лубышева Л.И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) //Теория и практика физической культуры, 1998, № 5, с. 11-15.
  47. Столяров В.И. Ценности спорта и пути его гуманизации. .-М.:РГАФК, 1995.
  48. Филиппович В.И. О необходимости системного подхода к изучению природы ловкости // Теор. и практ. физ. культ., 1980, №2, с. 49-51.
  49. Шлемин А.М. Способность юных гимнасток оценивать длительность движений и ее влияние на воспитание скоростных качеств // Теор. и практ. физ. культ., 1995, №11, с. 44-45.
  50. А.А.Чунаев. Физические упражнения в формировании личности ребенка в начальной школе.//Физическая культура. – 1999, №3-4.

 

      Приложение 1

     Критерии  оценки.

     Тест 1. «Осанка»

     Оценивается умение школьника удерживать правильную осанку (не напрягаясь) в процессе ходьбы по скамейке без груза, а также  с мешочком  песка на голове и  удерживать его при ходьбе по двум обручам ("восьмерке") и "зигзагу" (начерченному мелом на полу). Оцениваются слитность и плавность движения при ходьбе без груза на скамейке и удержании мешочка на голове при ходьбе по "восьмерке" и "зигзагу".

     Правильная, или прямая, осанка характеризуется  следующими признаками    

     Положение головы прямое, подбородок слегка приподнят.

     Плечи - на одном уровне, слегка отведены назад, лопатки симметричны, нижними краями прижаты к спине.

     Оценка "отлично"(5) слитные и плавные движения при ходьбе без груза на скамейке и удержании мешочка на голове при ходьбе по "восьмерке" и "зигзагу". Удержание в данном процессе правильной осанки.  Все задания выполняются легко, пластично и без напряжения.

       Оценка "хорошо" (4) - удержание в данном процессе правильной осанки.  Все задания выполняются легко, пластично, но с иногда возникающим небольшим напряжением.

     Оценка "удовлетворительно"(3)  - правильная осанка нарушается периодически наклоном головы вперед, расслаблением мышц спины. Но все же задания выполняются легко, пластично, с небольшим напряжением.

     Оценка "неудовлетворительно"(2-1)  -  правильная осанка нарушается сразу же после её фиксации у стены (1).  Голова наклонена вперед, расслаблены мышцы спины, все задания выполняются с большим напряжением.

     Тест 2. «Пластичность».

     Определяется  степень слитности движения: из полуприседа (спина  круглая, голова наклонена вперёд), последовательное касание стены коленей, бедер, груди (голова отклоняется назад) и плавное возвращение в исходное положение –  полуприсед. 

     Оценка "отлично"(5) -  плавное, слитное выполнение задания с хорошей амплитудой движения.

       Оценка "хорошо"(4) -  плавное, слитное выполнение задания, но с малой амплитудой движения.

     Оценка "удовлетворительно" (3) -  выполнение задания с нарушением слитности,  с малой амплитудой движения.

     Оценка "неудовлетворительно"(2-1) - выполнение задания резко с нарушением слитности, с малой амплитудой движения,                                         упражнение трудно узнаваемое (1). 

     Тест 3. «Координированность»

     Оценивается четкое выполнение упражнений и правильный переход от одного упражнения к другому (слитность выполнения упражнений), соблюдение динамической осанки.

     Оценка "отлично" (5) -  четкое выполнение упражнений. Правильный переход от одного упражнения к другому (слитность выполнения упражнений). Соблюдение динамической осанки.

       Оценка "хорошо"(4) -  четкое выполнение упражнений. При переходе от одного упражнения к другому возникают некоторые трудности, слитность выполнения упражнений нарушается незначительно. Соблюдение динамической осанки

     Оценка "удовлетворительно" (3) - не четкое выполнение упражнений, значительные ошибки при переходе от одного упражнения к другому,  выполнение упражнения  правильное на 2-3 повторе.

     Оценка "неудовлетворительно"(2-1) – выполнение упражнений с ошибками, трудно узнаваемые (1), значительные ошибки при переходе от одного упражнения к другому. Остановки, неуверенность и т. п.

       Контрольная группа      Экспериментальная группа
осанка пластика коорд.    осанка пластика    коорд.
до после до после до после до после до после до после
1.      2      3      3      3      3      3      2      4      2      4      3      5
2.      3      3      2      3      3      3      2      4      1      3      2      4
3.      3      4      2      2      2      3      3      5      3      4      2      4
4.      2      3      2      2      2      3      3      5      2      4      3      5
5.      1      2      1      1      1      2      3      5      2      3      2      4
6.      3      3      2      2      1      2      1      3      3      5      2      4
7.      3      4      3      4      3      4      3      5      2      4      3      5
8.      3      3      3      3      3      3      2      4      2      4      4      5
9.      2      3      2      2      1      2      2      4      3      4      3      4
10.      3      3      2      3      2      2      3      5      4      5      3      4
11.      2      3      3      3      3      3      2      4      3      5      1      3
12.      3      3      2      3      3      3      2      4      1      4      3      4
13.      3      4      2      2      2      3      3      4      3      4      2      4
14.      2      3      2      2      2      3      4      5      2      4      2      4
15.      1      2      1      1      1      2      3      4      2      5      3      5
16.      1      3      2      1      1      2      3      5      3      4      2      4
17.      3      4      3      3      3      4      3      5      2      4      2      5
18.      3      3      3      3      3      3      2      4      2      4      3      5
19.      2      3      2      1      1      2      2      4      3      5      1      4
20.      3      3      2      3      3      3      1      3      1      3      2      4
21.      3      4      2      2      2      3      3      4      3      4      3      4
22.      2      3      2      2      2      3      3      5      2      4      2      4
23.      1      2      1      1      1      2      4      5      2      4      3      4
24.      3      3      2      2      1      2      3      5      3      4      3      4
       59      71      51      57      49      65      62      95      56      98      59      106
Мср 2,45 2,95 2,1 2,37 2,04 2,7 2,58 4,37 2,3 4,08 2,45 4,41
Х12    0,5 ,27 ,66 1,79 1,88      1,96
% 17% 11,4% 24,5%    41% 43,7%      44,5%

Информация о работе Влияние гимнастических упражнений на формирование культуры движений детей младшего школьного возраста