Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:11, дипломная работа
Цель исследования. Экспериментальное обоснование влияния гимнастических упражнений на формирование культуры движений младших школьников.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Теоретически обосновать эффективность влияния гимнастических упражнений на формирование культуры движений младшего школьника.
2. Разработать тесты для определения осанки, пластичности, координированности у детей младшего школьного возраста.
3. Разработать критерии оценок для оценивания осанки, пластичности, координированности у детей младшего школьного возраста.
4. Экспериментально доказать эффективность влияния гимнастических упражнений на формирование культуры движений младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….... 3
ГЛАВА 1. Исследование проблемы формирования культуры
движений в процессе занятий физической культурой …………..………...5
1.1. Понятие «культура», «физическая культура». …………………..………...5
1.2. Основы формирования культуры движений младших школьников…….13
1.2.1. Осанка, поза, походка. ……………………………..…………………....17
1.2.2. Жесты и мимика. …………………………………………..…………......24
1.2.3. Координированность…..…………………………………………………26
1.2.4. Двигательная пластика. …………………………………………….……28
1.3. Гимнастика в формировании культуры движений детей
младшего школьного возраста. …………………..…………………………….35
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования ………………….……..42
2.1. Методы исследования …………………………………………………….42
2.2. Организация исследования………………………………………………...45
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение ……………..……46
3.1. Теоретическое обоснование экспериментальной программы ……...46
3.2. Эффективность применения гимнастических упражнений для формирования культуры движений младших школьников. ……………51
ВЫВОДЫ ...……………………………………………………………………..55
ЛИТЕРАТУРА ……………..…………………………………………………..57
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………
Можно заметить, что результаты в экспериментальной группе значительно лучше, что показано в таблице 3.
Таблица 3
Сравнительные показатели компонентов культуры движений младших школьников контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента (%)
Группы | осанка | < | пластичность | < | координация | < |
контрольная | 17 | 24 |
11,4 | 22,3 |
24,5 | 20 |
экспериментальная | 41 | 43,7 | 44,5 |
Примечание: (< - разница)
Как мы видим полученные результаты в экспериментальной группе значительно больше: показатели осанки лучше на 24%, показатели пластичности на 22, 3% и координации на 20%. Еще раз подчеркнём, что в процессе физкультурных занятий в экспериментальной группе нами целенаправленно применялись специальные упражнения на осанку, развивающие пластичность и координацию движений. Для улучшения результатов нами постепенно добавлялись разнообразные средства традиционных и нетрадиционных видов гимнастики, что требовало от занимающихся четкого самоконтроля своих действий по временным, пространственным и динамическим переменным.
Все это способствовало формированию у школьников тонких умений и навыков в восприятии и оценке временных, пространственных и динамических характеристик движений. В то же время это, повышало у них интерес к выполнению заданий, что имело большое значение для формирования культуры движений.
Занятия проходили в игровой
форме, для повышения интереса
школьников к занятиям и для
улучшения эмоционального
ВЫВОДЫ
Исследовав состояние проблемы формирования культуры движений младших школьников средствами гимнастики мы можем сделать следующие выводы:
1.
Актуальность проблемы
Многими авторами подчеркивается, что именно в младшем школьном возрасте закладываются основы физической культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности. Младший школьный возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движений, освоения обширного арсенала двигательных координаций, техники разнообразных физических упражнений. Важность формирования культуры движений в младшем школьном возрасте подчеркивается В.К. Бальсевичем (1996), Неверкович С.Д., Киршевым С.П. (1997); Земсковым Е.А. (1997); А.А.Чунаевым (1999) и др.
Ряд авторов отмечают, что ни один вид спорта не формирует так красоту тела и культуру движений как гимнастика (В.К. Бальсевич, 2001; Бенджамин Лоу, 1984; Н.К. Меньшиков, 1998; В.М. Смолевский, 1994; А.И. Селезнев,1994; Сербина Л.П., 2000 и др.)
3. Разработанные нами тесты помогли нам определить степень культуры движений у детей младшего школьного возраста (осанки, пластичности, координированности) до эксперимента и после эксперимента.
4.
Разработанные критерии оценок
позволили нам оценить
5.
Эффективность нашего
Таким образом, культуру движений которая включает в себя умения сохранять правильную осанку, пластичность, двигательно-координационные качества, можно целенаправленно развивать и совершенствовать, используя специальные средства и методы гимнастики, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, характера и склонностей занимающихся к тому или иному виду спортивной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА.
Приложение 1
Критерии оценки.
Тест 1. «Осанка»
Оценивается умение школьника удерживать правильную осанку (не напрягаясь) в процессе ходьбы по скамейке без груза, а также с мешочком песка на голове и удерживать его при ходьбе по двум обручам ("восьмерке") и "зигзагу" (начерченному мелом на полу). Оцениваются слитность и плавность движения при ходьбе без груза на скамейке и удержании мешочка на голове при ходьбе по "восьмерке" и "зигзагу".
Правильная, или прямая, осанка характеризуется следующими признаками
Положение головы прямое, подбородок слегка приподнят.
Плечи - на одном уровне, слегка отведены назад, лопатки симметричны, нижними краями прижаты к спине.
Оценка "отлично"(5) - слитные и плавные движения при ходьбе без груза на скамейке и удержании мешочка на голове при ходьбе по "восьмерке" и "зигзагу". Удержание в данном процессе правильной осанки. Все задания выполняются легко, пластично и без напряжения.
Оценка "хорошо" (4) - удержание в данном процессе правильной осанки. Все задания выполняются легко, пластично, но с иногда возникающим небольшим напряжением.
Оценка "удовлетворительно"(3) - правильная осанка нарушается периодически наклоном головы вперед, расслаблением мышц спины. Но все же задания выполняются легко, пластично, с небольшим напряжением.
Оценка "неудовлетворительно"(2-1) - правильная осанка нарушается сразу же после её фиксации у стены (1). Голова наклонена вперед, расслаблены мышцы спины, все задания выполняются с большим напряжением.
Тест 2. «Пластичность».
Определяется степень слитности движения: из полуприседа (спина круглая, голова наклонена вперёд), последовательное касание стены коленей, бедер, груди (голова отклоняется назад) и плавное возвращение в исходное положение – полуприсед.
Оценка "отлично"(5) - плавное, слитное выполнение задания с хорошей амплитудой движения.
Оценка "хорошо"(4) - плавное, слитное выполнение задания, но с малой амплитудой движения.
Оценка "удовлетворительно" (3) - выполнение задания с нарушением слитности, с малой амплитудой движения.
Оценка
"неудовлетворительно"(2-1) - выполнение
задания резко с нарушением слитности,
с малой амплитудой движения,
Тест 3. «Координированность»
Оценивается четкое выполнение упражнений и правильный переход от одного упражнения к другому (слитность выполнения упражнений), соблюдение динамической осанки.
Оценка "отлично" (5) - четкое выполнение упражнений. Правильный переход от одного упражнения к другому (слитность выполнения упражнений). Соблюдение динамической осанки.
Оценка "хорошо"(4) - четкое выполнение упражнений. При переходе от одного упражнения к другому возникают некоторые трудности, слитность выполнения упражнений нарушается незначительно. Соблюдение динамической осанки
Оценка "удовлетворительно" (3) - не четкое выполнение упражнений, значительные ошибки при переходе от одного упражнения к другому, выполнение упражнения правильное на 2-3 повторе.
Оценка "неудовлетворительно"(2-1) – выполнение упражнений с ошибками, трудно узнаваемые (1), значительные ошибки при переходе от одного упражнения к другому. Остановки, неуверенность и т. п.
Контрольная группа | Экспериментальная группа | |||||||||||
осанка | пластика | коорд. | осанка | пластика | коорд. | |||||||
до | после | до | после | до | после | до | после | до | после | до | после | |
1. | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 4 | 2 | 4 | 3 | 5 |
2. | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 4 | 1 | 3 | 2 | 4 |
3. | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 5 | 3 | 4 | 2 | 4 |
4. | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 5 | 2 | 4 | 3 | 5 |
5. | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | 5 | 2 | 3 | 2 | 4 |
6. | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 3 | 5 | 2 | 4 |
7. | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 5 | 2 | 4 | 3 | 5 |
8. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 4 | 2 | 4 | 4 | 5 |
9. | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 |
10. | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 5 | 4 | 5 | 3 | 4 |
11. | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 4 | 3 | 5 | 1 | 3 |
12. | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 4 | 1 | 4 | 3 | 4 |
13. | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 2 | 4 |
14. | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 4 | 5 | 2 | 4 | 2 | 4 |
15. | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 2 | 5 | 3 | 5 |
16. | 1 | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 5 | 3 | 4 | 2 | 4 |
17. | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 5 | 2 | 4 | 2 | 5 |
18. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 4 | 2 | 4 | 3 | 5 |
19. | 2 | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 4 | 3 | 5 | 1 | 4 |
20. | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 2 | 4 |
21. | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 |
22. | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 5 | 2 | 4 | 2 | 4 |
23. | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 4 | 5 | 2 | 4 | 3 | 4 |
24. | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 5 | 3 | 4 | 3 | 4 |
59 | 71 | 51 | 57 | 49 | 65 | 62 | 95 | 56 | 98 | 59 | 106 | |
Мср | 2,45 | 2,95 | 2,1 | 2,37 | 2,04 | 2,7 | 2,58 | 4,37 | 2,3 | 4,08 | 2,45 | 4,41 |
Х1-Х2 | 0,5 | ,27 | ,66 | 1,79 | 1,88 | 1,96 | ||||||
% | 17% | 11,4% | 24,5% | 41% | 43,7% | 44,5% |