Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:21, реферат
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.
Границы младшего школьного
возраста, совпадающие с периодом
обучения в начальной школе, устанавливаются
в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет.
В этот период происходит дальнейшее
физическое и психофизиологическое
развитие ребенка, обеспечивающее возможность
систематического обучения в школе.
Начало обучения
в школе ведет к коренному
изменению социальной ситуации развития
ребенка. Он становится «общественным»
субъектом и имеет теперь социально
значимые обязанности, выполнение которых
получает общественную оценку. На
протяжении младшего школьного возраста
начинает складываться новый тип
отношений с окружающими
Ведущей в младшем
школьном возрасте становится учебная
деятельность. Она определяет важнейшие
изменения, происходящие в развитии
психики детей на данном возрастном
этапе. В рамках учебной деятельности
складываются психологические
Согласно Л.С. Выготскому,
с началом школьного обучения
мышление выдвигается в центр
сознательной деятельности ребенка.
Развитие словесно-логического, рассуждающего
мышления, происходящее в ходе усвоения
научных знаний, перестраивает и
все другие познавательные процессы:
«память в этом возрасте становится
мыслящей, а восприятие — думающим».
Согласно О.Ю. Ермолаеву,
на протяжении младшего школьного возраста
в развитии внимания происходят существенные
изменения, идет интенсивное развитие
всех его свойств: особенно резко (в
2,1 раза) увеличивается объем внимания,
повышается его устойчивость, развиваются
навыки переключения и распределения.
К 9-10 годам дети становятся способны
достаточно долго сохранять внимание
и выполнять произвольно
В младшем школьном
возрасте память, как и все другие
психические процессы, претерпевает
существенные изменения. Суть их состоит
в том, что память ребенка постепенно
приобретает черты произвольности,
становясь сознательно регулируемой
и опосредованной.
Младший школьный возраст
сензитивен для становления высших
форм произвольного запоминания, поэтому
целенаправленная развивающая работа
по овладению мнемической
Трудность выделения
главного, существенного отчетливо
проявляется в одном из основных
видов учебной деятельности школьника
— в пересказе текста. Психолог
А.И. Липкина, исследовавшая особенности
устного пересказа у младших
школьников, заметила, что краткий
пересказ дается детям гораздо труднее,
чем подробный. Рассказать кратко —
это значит выделить основное, отделить
его от деталей, а именно этого
дети не умеют.
Отмеченные особенности
мыслительной деятельности детей являются
причинами неуспеваемости определенной
части учащихся. Неумение преодолеть
возникающие при этом трудности
в учении приводят иногда к отказу
от активной мыслительной работы.
Учащиеся начинают использовать различные
неадекватные приемы и способы выполнения
учебных заданий, которые психологи
называют «обходными путями», к их числу
относится механическое заучивание
материала без его понимания.
Дети воспроизводят текст почти
наизусть, дословно, но при этом не могут
ответить на вопросы по тексту. Еще
один обходной путь — выполнение нового
задания тем же способом, каким
выполнялось какое-нибудь задание
раньше. Помимо этого, учащиеся с недостатками
мыслительного процесса при устном
ответе пользуются подсказкой, стараются
списать у товарищей и т. д.
В этом возрасте происходит
появление и другого важного
новообразования —
С формированием
у младших школьников произвольного
поведения тесно связаны такие
новообразования, как планирование
результатов действия и рефлексия.
Ребенок способен оценить
свой поступок с точки зрения
его результатов и тем самым
изменить свое поведение, спланировать
его соответствующим образом. Появляется
смыслово-ориентировочная
Ребенок начинает активно
размышлять по поводу своих действий,
утаивать свои переживания. Внешне ребенок
не такой, как внутренне. Именно эти
изменения в личности ребенка
часто приводят к выплескам эмоций
на взрослых, желаниям сделать то,
что хочется, к капризам. «Негативное
содержание этого возраста проявляется
в первую очередь в нарушении
психического равновесия, в неустойчивости
воли, настроения и т. д.».
Развитие личности
младшего школьника зависит от школьной
успеваемости, оценки ребенка взрослыми.
Как я уже говорила, ребенок
в этом возрасте очень сильно подвержен
внешнему влиянию. Именно благодаря
этому он впитывает в себя знания
как интеллектуальные, так и нравственные.
«Значительную роль в установлении
нравственных норм и развитии детских
интересов играет учитель, хотя степень
их успешности в этом будет зависеть
от типа его отношения с учениками».
Другие взрослые тоже занимают важное
место в жизни ребенка.
В младшем школьном
возрасте происходит рост стремления
детей к достижениям. Поэтому
основным мотивом деятельности ребенка
в этом возрасте является мотив достижения
успеха. Иногда встречается другой
вид этого мотива — мотив
избегания неудачи.
В сознании ребенка
закладываются определенные нравственные
идеалы, образцы поведения. Ребенок
начинает понимать их ценность и необходимость.
Но для того, чтобы становление
личности ребенка шло наиболее продуктивно,
важно внимание и оценка взрослого.
«Эмоционально-оценочное
Именно в этом
возрасте ребенок переживает свою уникальность,
он осознает себя личностью, стремится
к совершенству. Это находит
свое отражение во всех сферах жизни
ребенка, в том числе и во взаимоотношениях
со сверстниками. Дети находят новые
групповые формы активности, занятий.
Они стараются по началу вести
себя так, как принято в этой группе,
подчиняясь законам и правилам. Затем
начинается стремление к лидерству,
к превосходству среди сверстников.
В этом возрасте дружеские отношения
более интенсивные, но менее прочные. Дети
учатся умению приобретать друзей и находить
общий язык с разными детьми. «Хотя предполагается,
что способность к формированию близких
дружеских отношений в некоторой степени
определяется эмоциональными связями,
установившимися у ребенка в течение первых
пяти лет его жизни».
Дети стремятся
к совершенствованию навыков
тех видов деятельности, которые
приняты и ценятся в привлека
В младшем школьном
возрасте у ребенка развивается
направленность на других людей, получившая
свое выражение в просоциальном
поведении учет их интересов. Просоциальное
поведение очень значимо для
развитой личности.
Способность к сопереживанию
получает свое развитие в условиях
школьного обучения потому, что ребенок
участвует в новых деловых отношениях,
невольно он вынужден сравнивать себя
с другими детьми — с их успехами,
достижениями, поведением, и ребенок
просто вынужден учиться развивать
свои способности и качества.
Таким образом, младший
школьный возраст является наиболее
ответственным этапом школьного
детства.
Основные достижения
этого возраста обусловлены ведущим
характером учебной деятельности и
являются во многом определяющими для
последующих лет обучения: к концу
младшего школьного возраста ребенок
должен хотеть учиться, уметь учиться
и верить в свои силы.
Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.