Границы младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:21, реферат

Описание работы

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период проис­ходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность система­тического обучения в школе.

Работа содержит 1 файл

Границы младшего школьного возраста.docx

— 19.51 Кб (Скачать)

Границы младшего школьного  возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются  в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период проис­ходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность  система­тического обучения в школе. 

Начало обучения в школе ведет к коренному  измене­нию социальной ситуации развития ребенка. Он стано­вится «общественным» субъектом и имеет теперь соци­ально значимые обязанности, выполнение которых  полу­чает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип  отношений с окружающими людьми. Безусловный авто­ритет взрослого  постепенно утрачивается и к концу  млад­шего школьного возраста все  большее значение для ре­бенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества 

Ведущей в младшем  школьном возрасте становится учебная  деятельность. Она определяет важнейшие  изме­нения, происходящие в развитии психики детей на дан­ном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, харак­теризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и  являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной  деятельности, столь силь­ная в первом классе, начинает снижаться. Это связано  с падением интереса к учебе и  с тем, что у ребенка уже  есть завоеванная общественная позиция  ему нечего достигать. Для того чтобы  этого не происходило учебной  деятельно­сти необходимо придать  новую лично значимую мотива­цию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает  того, что младший школь­ник активно  включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его но­вые достижения. 

Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обу­чения  мышление выдвигается в центр  сознательной дея­тельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуж­дающего мышления, происходящее в ходе усвоения науч­ных знаний, перестраивает и  все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим». 

Согласно О.Ю. Ермолаеву, на протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развива­ются навыки переключения и распределения. К 9-10 го­дам дети становятся способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий. 

В младшем школьном возрасте память, как и все дру­гие  психические процессы, претерпевает существенные из­менения. Суть их состоит  в том, что память ребенка посте­пенно  приобретает черты произвольности, становясь созна­тельно регулируемой и опосредованной. 
 

Младший школьный возраст  сензитивен для становле­ния высших форм произвольного запоминания, поэтому  целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью  является в этот период наиболее эффективной. В. Д. Шадриков и Л.В. Черемошкина  выде­лили 13 мнемических приемов, или  способов организации запоминаемого  материала: группировка, выделение  опор­ных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация ассоци­ации, повторение. 

Трудность выделения  главного, существенного отчетли­во проявляется в одном из основных видов учебной деятельности школьника  — в пересказе текста. Психолог А.И. Липкина, исследовавшая особенности  устного пересказа у младших  школьников, заметила, что краткий  пересказ дается детям гораздо труднее, чем подробный. Рассказать кратко —  это значит выделить основное, отделить его от деталей, а именно этого  дети не умеют. 

Отмеченные особенности  мыслительной деятельности детей являются причинами неуспеваемости определенной части учащихся. Неумение преодолеть возникающие при этом трудности  в учении приводят иногда к отказу от ак­тивной мыслительной работы. Учащиеся начинают исполь­зовать различные  неадекватные приемы и способы выпол­нения  учебных заданий, которые психологи  называют «обходными путями», к их числу  относится механическое за­учивание  материала без его понимания. Дети воспроизво­дят текст почти  наизусть, дословно, но при этом не могут  ответить на вопросы по тексту. Еще  один обходной путь — выполнение нового задания тем же способом, каким  выполнялось какое-нибудь задание  раньше. Помимо этого, учащиеся с недостатками мыслительного процесса при ус­тном  ответе пользуются подсказкой, стараются  списать у товарищей и т. д. 

В этом возрасте происходит появление и другого важ­ного новообразования — произвольного  поведения. Ребе­нок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать  в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные  ценности, старается следовать определенным правилам и за­конам. Часто это  связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию  в группе сверстников. То есть их по­ведение так или иначе, связано с основным мотивом, доми­нирующем в этом возрасте — мотивом достижения успеха. 

С формированием  у младших школьников произволь­ного поведения тесно связаны такие  новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия. 

Ребенок способен оценить  свой поступок с точки зре­ния  его результатов и тем самым  изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Появляется смыслово-ориентировочная основа в  поступках, это тесно связано  с дифференцированностью внутренней и внешней жизни. Ребенок способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет  соответствовать определенным нормам или не приведет к поставленной цели. Важной стороной внутренней жизни ребенка  становится его смысловая ориентировка в своих действиях. Это связа­но с переживаниями ребенка по поводу боязни изменения отношения с  окружающими. Он боится потерять свою зна­чимость в их глазах. 

Ребенок начинает активно  размышлять по поводу сво­их действий, утаивать свои переживания. Внешне ребенок  не такой, как внутренне. Именно эти  изменения в личнос­ти ребенка  часто приводят к выплескам эмоций на взрос­лых, желаниям сделать то, что хочется, к капризам. «Не­гативное содержание этого возраста проявляется  в первую очередь в нарушении  психического равновесия, в неустой­чивости  воли, настроения и т. д.». 

Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми. Как я уже говорила, ребенок  в этом возрасте очень сильно подвержен  внешнему влиянию. Именно благодаря  этому он впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные. «Значительную роль в установлении нрав­ственных норм и развитии детских  интересов играет учи­тель, хотя степень  их успешности в этом будет зависеть от типа его отношения с учениками». Другие взрослые тоже занимают важное место в жизни ребенка. 

В младшем школьном возрасте происходит рост стрем­ления  детей к достижениям. Поэтому  основным мотивом деятельности ребенка  в этом возрасте является мотив дос­тижения  успеха. Иногда встречается другой вид этого мо­тива — мотив  избегания неудачи. 

В сознании ребенка  закладываются определенные нрав­ственные  идеалы, образцы поведения. Ребенок  начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, что­бы становление  личности ребенка шло наиболее продук­тивно, важно внимание и оценка взрослого. «Эмоционально-оценочное отношение  взрослого к поступкам ребенка  определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которы­ми  он знакомится в жизни». «Социальное  простран­ство ребенка расширилось  — ребенок постоянно общается с учителем и одноклассниками  по законам четко формули­руемых правил». 

Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уни­кальность, он осознает себя личностью, стремится  к совер­шенству. Это находит  свое отражение во всех сферах жиз­ни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверст­никами. Дети находят новые  групповые формы активнос­ти, занятий. Они стараются по началу вести  себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем  начинается стремление к лидерству, к превосход­ству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отно­шения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с раз­ными детьми. «Хотя предполагается, что способность к формированию близких дружеских отношений в некото­рой степени определяется эмоциональными связями, установившимися у ребенка в течение первых пяти лет его жизни». 

Дети стремятся  к совершенствованию навыков  тех ви­дов деятельности, которые  приняты и ценятся в привлека­тельной для него компании, чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха. 

В младшем школьном возрасте у ребенка развивается  направленность на других людей, получившая свое выраже­ние в просоциальном  поведении учет их интересов. Просоциальное  поведение очень значимо для  развитой личности. 

Способность к сопереживанию  получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок  уча­ствует в новых деловых отношениях, невольно он вынуж­ден сравнивать себя с другими детьми — с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок  просто вынужден учиться развивать  свои способности и качества. 

Таким образом, младший  школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного  детства. 

Основные достижения этого возраста обусловлены ве­дущим характером учебной деятельности и  являются во многом определяющими для  последующих лет обучения: к концу  младшего школьного возраста ребенок  должен хо­теть учиться, уметь учиться  и верить в свои силы. 

Полноценное проживание этого возраста, его позитив­ные  приобретения являются необходимым  основанием, на котором выстраивается  дальнейшее развитие ребенка как  активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий  для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуаль­ности  каждого ребенка.

Информация о работе Границы младшего школьного возраста