Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:11, дипломная работа
Цель исследования. Экспериментальное обоснование влияния гимнастических упражнений на формирование культуры движений младших школьников.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Теоретически обосновать эффективность влияния гимнастических упражнений на формирование культуры движений младшего школьника.
2. Разработать тесты для определения осанки, пластичности, координированности у детей младшего школьного возраста.
3. Разработать критерии оценок для оценивания осанки, пластичности, координированности у детей младшего школьного возраста.
4. Экспериментально доказать эффективность влияния гимнастических упражнений на формирование культуры движений младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….... 3
ГЛАВА 1. Исследование проблемы формирования культуры
движений в процессе занятий физической культурой …………..………...5
1.1. Понятие «культура», «физическая культура». …………………..………...5
1.2. Основы формирования культуры движений младших школьников…….13
1.2.1. Осанка, поза, походка. ……………………………..…………………....17
1.2.2. Жесты и мимика. …………………………………………..…………......24
1.2.3. Координированность…..…………………………………………………26
1.2.4. Двигательная пластика. …………………………………………….……28
1.3. Гимнастика в формировании культуры движений детей
младшего школьного возраста. …………………..…………………………….35
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования ………………….……..42
2.1. Методы исследования …………………………………………………….42
2.2. Организация исследования………………………………………………...45
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение ……………..……46
3.1. Теоретическое обоснование экспериментальной программы ……...46
3.2. Эффективность применения гимнастических упражнений для формирования культуры движений младших школьников. ……………51
ВЫВОДЫ ...……………………………………………………………………..55
ЛИТЕРАТУРА ……………..…………………………………………………..57
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………
Существует
мнение, что процентное содержание
разных типов волокон в мышцах
обусловлено наследственными
Движения человека представляют собой результат взаимодействия внешних и внутренних сил.
Внешние силы возникают при соприкосновении человека с окружающей средой (опорой, различными предметами, спортивными снарядами и т.п.). Только благодаря такому контакту возможно перемещение тела в пространстве.
Внутренние силы возникают при взаимодействии звеньев тела человека друг с другом. Внутренние силы не в состоянии изменить движение тела, придать ему ускорение. Однако управляя ими, тягами мышц, человек может целенаправленно повлиять на внешние силы, изменив величину и направление действия. Важнейшей из внешних сил, способствующих перемещению человека в пространстве, является сила реакции опоры. Реакция опоры равна силе действия тела на опору и направлена в противоположную сторону. Контакт человека с опорой обусловлен наличием силы трения. Результатом активного взаимодействия внутренних и внешних сил являются приобретенное телом ускорение и возникновение нового типа сил - сил инерции, которые называют также реактивными.
Сложное и тонкое взаимодействие реактивных сил - одно из самых интересных явлений двигательной активности человека. Сознательно ускоряя или замедляя движения отдельных звеньев, можно добиться очень высокой эффективности, экономичности, "легкости" движений. И, наоборот, неумение использовать реактивные силы приведет к напряжению, лишним тратам энергии.
Каким же образом человек управляет своими движениями? Общая схема управления движениями в соответствии с современными научными представлениями в упрощенном виде выглядит следующим образом. Мозг человека по двигательным нервам посылает мышцам команды. Мышцы, выполняя эти команды, создают тяги, приводящие в движение отдельные звенья аппарата движений. От мышц и связок по чувствительным нервам в мозг поступают сигналы о том, как исполнены поданные команды. Затем этот цикл повторяется, и в случае необходимости осуществляется коррекция движений.
Наблюдая за выступлением выдающегося спортсмена, нельзя не обратить внимание на необычайную легкость, непринужденность, свободу и явную расслабленность его движений. Эта легкость является внешним выражением того, что спортсмен прикладывает огромные усилия в нужные моменты и самые необходимые фазы движения, умело использует силы инерции, реактивные силы, упруго-вязкие свойства аппарата движения и экономит энергию в фазах, непосредственно не влияющих на результативность.
Казалось бы, самые простые, обыденные
движения - бег, прыжок, ходьба. Однако,
чтобы сделать их по-
1.2.1. Осанка, поза, походка
Еще одним видом двигательной активности, на котором необходимо остановиться подробнее вследствие его исключительной важности для ребенка, является осанка. В.К. Бальсевич (1997), подчеркивает мнение учёных, что осанка это вид двигательной активности. Сохранение при определенных условиях правильной, хорошо сбалансированной позы человека достигается за счет ее постоянной коррекции точно дозированными напряжениями многочисленных мышц тела. Поэтому успеха в формировании правильной осанки достигают, прежде всего, путем укрепления мышечной системы, ее разносторонней физической и физиологической тренировкой, утверждает ученый.
Человек, хорошо владеющий своим телом, умело управляющий своими мышцами, как правило, красиво ходит, осанка его характеризуется собранностью, стройностью и в то же время раскованностью. Такой человек высоко, красиво и прямо держит голову, плечи у него умеренно развернуты, туловище занимает вертикальное положение.
Известно что осанка - это не только привычное положение (поза) человека в покое и в движении, но и признак состояния здоровья, гармоничного развития опорно-двигательного аппарата, привлекательной внешности, т.е. осанка - понятие комплексное (Е.А. Земсков, 1997).
Проблема формирования осанки сопряжена с решением ряда практических вопросов: укрепления, профилактики и коррекции состояния здоровья, гармоничного и пропорционального развития мышечной системы и физических качеств, формирование эстетического вида человека (Донской Д., 1968; Зациорский В.М., 1979).
Правильная, или прямая, осанка характеризуется следующими признаками
Положение головы прямое, подбородок слегка приподнят.
Плечи - на одном уровне, слегка отведены назад, лопатки симметричны, нижними краями прижаты к спине.
Величина изгибов в шейном, грудном и поясничном отделах позвоночника умеренная, боковые изгибы позвоночника отсутствуют.
Гармоничное развитие мышечного корсета передней и задней, левой и правой сторон туловища.
Передняя брюшная стенка умеренно выпуклая, живот подтянут, угол наклона таза нормальный (35-45°), ноги выпрямлены в тазобедренных и коленных суставах, сводчатость стоп нормальная.
Все
звенья тела располагаются так, чтобы
обеспечить ему вертикальное и уравновешенное
положение без выраженного
Очевидно, осанка как феномен целого представляет сложноорганизованный объект, состояние которого определяется взаимодействием следующих факторов: морфологического развития опорно-двигательного аппарата, эффективного функционирования систем жизнеобеспечения, системы педагогического воздействия на физическое развитие в процессе физического воспитания (Ашмарин Б.А., 1990). Следовательно, в сознании специалиста по физической культуре, субъекта (занимающегося) с определенным уровнем физкультурного образования должна быть сформирована мотивация деятельности не по принципу "чем больше, тем лучше", а по принципу "сделать то и только то, что необходимо и достаточно" для формирования или профилактики или коррекции правильной осанки и походки у конкретного человека (Карп П.,1967). В этом проявляется и гуманистический подход в педагогическом процессе физического воспитания.
Системный подход связан с научным обоснованием базовых общеметодических правил и частных методик, на основе которых конструируется намеченный результат при наличии определенных средств формирования осанки и ресурсных ограничений естественного развития организма (Карп П.,1967).
Для рационального построения целенаправленных практических занятий надо исходить из следующих базовых общеметодических правил.
1.
Учитывать возрастные
Процесс
окостенения скелета
К этому возрасту прекращается рост мышц в длину. Диаметр мышечных волокон увеличивается до 35 лет.
Следовательно,
вначале целесообразно
2.
Соблюдать хронологию
Критические периоды с наиболее высокими темпами поступательного развития основных физических качеств отмечаются с 7 до 17 лет. Особенно быстро развиваются функции организма детей 11-13 лет. Фаза относительной стабилизации имеет место в возрасте 18-25 лет. К этому времени основные морфологические изменения завершаются. Высокий уровень гибкости, быстроты и силы движений может быть достигнут к 18-19 годам, общей и силовой выносливости - к 23-25 годам.
Фаза инволюционного развития приходится на возрастной период от 26 до 60 лет.
В
соответствии с этими правилами
процесс педагогического
Частные
методики предполагают использование
общих и специальных средств
для реализации задач гармоничного
и качественного развития мышц шеи
для удержания правильного
Если
осанка у ребенка уже нарушена,
то самым действенным способом ее
исправления будет активизация
занятий физическими
Зная принципы функционирования двигательного аппарата ребенка и механизмы управления его физической активностью, можно без труда подобрать массу различных упражнений или придумать новые, исходя из конкретных задач обучения ребенка элементам движений и целостным действиям. Опираясь на эти знания, читатель сможет правильно расставить акценты при разучивании того или иного упражнения, обратить внимание ребенка на узловые, решающие моменты, фазы движений и, таким образом, помочь ему освоить стройные, рациональные, экономичные движения в целом. Эти знания помогут родителям регулировать нагрузки на мышечную систему и другие органы и системы организма ребенка. Все это будет способствовать гармоничному развитию двигательной функции ребенка, стимулировать его физическую активность и, таким образом, содействовать воспитанию культуры движений.
Что же характеризует культуру движений человека? Умение управлять движениями? Их внешняя красота? Умение из нескольких возможных вариантов движений выбрать лучший? Все вместе взятое, объединенное двумя определениями: эффективностью и экономичностью. Экономичность движений определяется умением решить конкретную двигательную задачу с минимумом энергозатрат. Доказано, например, что в некоторых видах движений рациональное использование мышц может повысить экономичность работы более чем в 2 раза. Эффективность движения определяется тем, насколько успешно решается задача, поставленная перед данным движением.