Влияние гимнастических упражнений на формирование культуры движений детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:11, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования. Экспериментальное обоснование влияния гимнастических упражнений на формирование культуры движений младших школьников.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Теоретически обосновать эффективность влияния гимнастических упражнений на формирование культуры движений младшего школьника.
2. Разработать тесты для определения осанки, пластичности, координированности у детей младшего школьного возраста.
3. Разработать критерии оценок для оценивания осанки, пластичности, координированности у детей младшего школьного возраста.
4. Экспериментально доказать эффективность влияния гимнастических упражнений на формирование культуры движений младших школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….... 3
ГЛАВА 1. Исследование проблемы формирования культуры
движений в процессе занятий физической культурой …………..………...5
1.1. Понятие «культура», «физическая культура». …………………..………...5
1.2. Основы формирования культуры движений младших школьников…….13
1.2.1. Осанка, поза, походка. ……………………………..…………………....17
1.2.2. Жесты и мимика. …………………………………………..…………......24
1.2.3. Координированность…..…………………………………………………26
1.2.4. Двигательная пластика. …………………………………………….……28
1.3. Гимнастика в формировании культуры движений детей
младшего школьного возраста. …………………..…………………………….35
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования ………………….……..42
2.1. Методы исследования …………………………………………………….42
2.2. Организация исследования………………………………………………...45
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение ……………..……46
3.1. Теоретическое обоснование экспериментальной программы ……...46
3.2. Эффективность применения гимнастических упражнений для формирования культуры движений младших школьников. ……………51
ВЫВОДЫ ...……………………………………………………………………..55
ЛИТЕРАТУРА ……………..…………………………………………………..57
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………

Работа содержит 1 файл

дипломная.doc

— 611.00 Кб (Скачать)

     Педагогический  процесс воспитания личной физической культуры у школьников как явление  сложное и многофакторное, можно изучать и совершенствовать только опираясь на системную теорию, к которой может быть отнесена психологическая теория деятельности Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. Согласно этой теории воспитательный эффект любой деятельности (в нашем случае - физкультурной) также прежде всего зависит от адекватной мотивации включенных в эту деятельность учащихся. Готовность личности к физкультурной деятельности, то есть к освоению ценностей физической культуры, зависит прежде всего от мотивационной подсистемы .

     Для определения концептуального подхода  к воспитанию личной физической культуры у учащейся молодежи необходимо вначале  принять рабочие педагогические понятия: "личная физическая культура" и "воспитание личной физической культуры".

     Исходя  из основного методологического  положения, заключающегося в том, что  физкультурная деятельность является методологической и системообразующей  основой воспитания личной физической культуры, мы в качестве рабочего понятия  приняли следующее:

     "Личная физическая культура - это часть культуры личности, основу специфического содержания которой составляет рациональное использование школьником одного или нескольких видов физкультурной деятельности в качестве фактора оптимизации своего физического и духовного состояния".

     Вместе  с тем под личной физической культурой  мы понимаем интеллектуальную и духовную сторону личности (знания, умения, навыки, интересы и ценностные установки  в сфере физической культуры) и  деятельностную сторону личности (систематическое, добровольное выполнение физических упражнений, гигиенических и закаливающих процедур).

     Воспитание  личной физической культуры - это педагогический процесс, направленный на достижение осознанных, положительно мотивированных занятий  школьников физическими упражнениями, гигиеническими и закаливающими процедурами, на формирование у них активного интереса к физической культуре. Под активным интересом к физической культуре понимается интерес к организованным и самостоятельным занятиям физической культурой. Формирование интереса играет решающую роль в воспитании личной физической культуры у школьников.

     В связи с изложенным представляется необходимым выявить иерархию основных личностных образований, составляющих мотивационно-потребностную сферу  личности учащегося, и место в ней потребностей, мотивов и интереса.

     Смысл занятий физической культурой вызывается пониманием их объективной значимости, которая определяется общественными  идеалами, общественным мнением и  личностным значением таких занятий. На основе смысла занятий школьники   выбирают мотивы и цели.

     Интерес к материальным и духовным ценностям  физической культуры и к систематическим  занятиям физической культурой представляется учеными как следствие, как одно из интегральных проявлений сложных  процессов мотивационной сферы. При этом они не разделяют мотивацию и интерес, а считают мотивацию основой, источником, интерес же - следствием, проявлением процессов, происходящих в ней. Интерес, возникая на основе первичной потребности ребенка в движениях, в новых впечатлениях, в новой информации, при своем развитии может перерасти в новую, вторичную (духовную) потребность - в физическом совершенствовании, на основе которой будут возникать новые мотивы и интересы (С.В. Дмитриев, 1997).

       Некоторыми авторами ( ) определены еще несколько концептуальных положений, которые могут служить основой частных педагогических концепций воспитания личной физической культуры у  
школьников разного возраста.

     1. Мотивацию следует различать  как внутреннюю и внешнюю по  отношению к школьнику. Интерес к систематическим занятиям физической культурой, к материальным и духовным ценностям физической культуры как психологическая основа личной физической культуры у школьников  воспитывается лишь в результате внутренней мотивации.

     Внутренняя  мотивация возникает тогда, когда внешние мотивы и цели занятий физической культурой соответствуют возможностям занимающегося, то есть являются для него оптимальными (не слишком трудными и не очень легкими), и когда он понимает субъективную ответственность за их реализацию. Успешная реализация таких мотивов и целей вызывает у учащихся вдохновение успехом, желание продолжать занятия по собственной инициативе, то есть внутреннюю мотивацию и интерес. Внутренняя мотивация возникает также тогда, когда школьник  испытывает удовлетворение от самого процесса, условий занятий, от характера взаимоотношений с педагогом, с членами коллектива во время этих занятий. Однако внутренняя и внешняя мотивации должны существовать в диалектическом единстве.

     2. Чем старше школьник, тем большую  роль в мотивационной сфере могут играть социально значимые мотивы: быть здоровым, готовым к жизни, труду, воинской службе. Учебно-познавательные, результативные, процессуальные, отметочно-зачетные мотивы, мотивы благополучия и избегания неприятностей имеют разную силу на отдельных возрастных этапах развития личности учащегося и зависят от особенностей воспитательных воздействий.

     3. Личную физическую культуру можно  воспитывать двумя путями: воздействуя  целенаправленно на отдельные  мотивы и на мотивационную  сферу и личность школьника в целом. При этом целесообразно сочетание двух способов воздействия на мотивацию: "сверху вниз" и "снизу вверх". При первом способе учащимся разъясняются общественно и личностно значимые мотивы занятий физической культурой (эталоны, образцы мотивации). При втором способе занимающиеся включаются в различные виды физкультурной деятельности, где приобретают практический опыт нравственного отношения к личной физической культуре, к занятиям физическими упражнениями.

     Чтобы определить, какими мотивами руководствуются школьники   (внешними или внутренними), нужно предоставить им реальную возможность заниматься физическими упражнениями по собственной инициативе, и если они продолжают занятия - это значит, что в основе данной двигательной деятельности лежат внутренние мотивы.

     Для педагогической практики наиболее важным является определение средств, методов  и методик воспитания мотивации  школьников с целью воспитания у  них личной физической культуры.

     Интерпретируя общепринятые понятия: "средства, методы и методики воспитания в широком смысле слова", "средства, методы и методики физического воспитания", "средства, методы и методики воспитания отдельных нравственных и физических качеств", мы в средства, методы и методики воспитания мотивации школьников с целью воспитания у них личной физической культуры включаем следующие компоненты педагогической реальности:

     1) виды деятельности и их компоненты; 2) средства, методы, методические приемы  обучения, воспитания и развития  двигательных качеств; 3) компоненты содержания уроков, занятий; 4) структурные элементы уроков, занятий и учебно-воспитательного процесса в целом; 5) организационно-управленческие факторы; 6) организационные формы (рациональную организацию) обучения, воспитания и развития двигательных качеств; 7) результативность, эффективность средств, методов и методик обучения, воспитания и развития двигательных качеств, а также способы повышения этой результативности и эффективности; 8) средства наглядности и материально-техническое оснащение процесса физкультурного воспитания; 9) средства пропаганды и агитации физической культуры и спорта.

     С помощью перечисленных компонентов  педагогической реальности можно воспитывать  личную физическую культуру у учащихся лишь в том случае, если при этом будут воспитываться внутренняя мотивация и интерес к материальным и духовным ценностям физической культуры, к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом.

     Физическая  культура как не одна другая сфера  культуры содержит большой потенциал  воспроизводства личности как целостности в своем телесно-духовном единстве. Его невостребованность (что характерно для современной ситуации) неизбежно ведет к "частичности" формирования человека, антикультурной по своей сущности. Но ведь именно через человека (как проявление взаимообусловленности человекотворческой и адаптивной функции культуры) происходит воздействие и на общество. Следовательно, у общества, которое хочет выжить и уж тем более развиваться, нет другого пути, кроме самосовершенствования человека с помощью средств культуры. Поэтому культурная деятельность (в том числе и физкультурная) приобретает большую общественно полезную значимость, ибо ее предметом, целью и главным результатом является развитие самого человека (Ю.М. Николаев, 1997).

      

     1.2. Основы формирования культуры движений младших школьников.

       Когда вы наблюдаете за совершенными  движениями выдающегося гимнаста, выполняющего сложное упражнение  на спортивном снаряде, легким, непринужденным бегом спринтера,  полными грации и выразительности  движениями мастеров балета, то вряд ли задумываетесь над тем, что в основе этих великолепных образцов гармонии лежат одни и те же законы - законы построения рациональных, экономичных и целенаправленных движении (В.К. Бальсевич, 1996).

     В основе всех видов движений человека лежит управляемая работа его двигательного аппарата. Движения обеспечивают целенаправленное перемещение звеньев тела человека в пространстве, осуществляемое посредством мышечных напряжений, с использованием упруго-вязких свойств мышц, инерционных сил, взаимодействующих с внешними силами (сила тяжести, сила трения и т.п.).

     Работа  мышц и управление движениями осуществляются под контролем центральной нервной  системы и обеспечиваются физиологической  активностью других систем организма, действующих согласованно в сложном взаимодействии друг с другом.

     Природа движений человека - одно из самых сложных, интересных и не понятых до конца  явлений. Достаточно сказать, что ни одна из созданных человеком машин  пока не приблизилась по своему КПД  к эффективности аппарата движений человека.

     Этот  аппарат движений представляет собой  управляемую многозвенную систему  рычагов и движителей. Костные  рычаги - это звенья тела, подвижно сочлененные  посредством суставов. Скелет человека насчитывает около 200 костей. Крепость, надежность суставов обеспечивается не только их стенками, но и мышцами и связками, укрепляющими суставы со всех сторон.

     Формы суставов весьма разнообразны. Это  позволяет, с одной стороны, выполнять  самые разнообразные движения - сгибательные, разгибательные, отводящие, приводящие, вращательные, а с другой - обеспечивать нужную жесткость и ограничение подвижности отдельных звеньев, что необходимо в целом ряде случаев. 

     Кости, связки и суставы у ребенка  не так прочны, как у взрослого  человека, поэтому необходимо соблюдать особую осторожность, "выбирая нагрузки. Разумно организованная физическая активность укрепит костно-мышечный аппарат ребенка, и, напротив, ошибки при выборе нагрузок могут привести к травмам, к нежелательным отклонениям в развитии.

     Движители - это мышцы человека. В теле человека более 600 мышц. Относительно суставов мышцы расположены таким образом, что при любом виде движений можно регулировать ускорение, скорость и направление. Если же учесть, что существует множество вариантов взаимодействия различных групп мышц, то их возможности в осуществлении движений представляются поистине безграничными.

     Несмотря  на то, что мышцы бывают разных типов, в основе их рабочего эффекта лежат  одни и те же химические, физические и физиологические механизмы. Все  мышцы состоят из большого числа активных элементов - волокон. Считают, что мышцы могут выполнять динамическую и статическую работу. При статической работе мышца сохраняет свою длину и напряжение, т.е. не перемещается. При динамической работе мышца может укорачиваться и удлиняться или, как принято говорить, выполнять работу в преодолевающем или уступающем режиме. 

     Все движения, связанные с остановкой, амортизацией, замедлением движений отдельного звена, группы звеньев или  человеческого тела, в целом характеризуются уступающим режимом работы мышц. Ускорение звена или звеньев тела, напротив, обусловливается преодолевающим режимом. Во всех движениях, так или иначе, присутствуют практически оба режима мышечной активности. Однако при выборе физических упражнений для занятий всегда необходимо анализировать основной режим работы мышц. Это поможет правильно обозначить силовые акценты движений ребенка в зависимости от целей и задач конкретного занятия.

     Главной рабочей единицей мышцы является мышечное волокно. Мышечные волокна человека бывают двух основных типов. У - красные и белые, или, как их еще иногда называют, медленные и быстрые. Разные виды и режимы движений обеспечиваются активностью разных типов мышечных волокон. Например, спринтерская скорость обеспечивается активностью быстрых мышечных волокон. И, наоборот, в упражнениях, связанных с проявлением выносливости, ведущую роль играют мышечные волокна медленного типа.

Информация о работе Влияние гимнастических упражнений на формирование культуры движений детей младшего школьного возраста