Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 17:20, курсовая работа
Использование сказкотерапии для коррекции детских страхов
Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические основы коррекции страхов у детей младшего школьного возраста обучающихся в системе КРО средствами СТТ
1.1 Проявление страхов у детей младшего школьного возраста………………………5
1.2 Методика исследования страхов в младшем школьном возрасте…......................11
Глава 2 Сказкотерапия как метод коррекции страхов младшего школьника
2.1 Сказкотерапия как метод……………………………………………………………16
2.2 Коррекционные функции сказкотерапии……………………………………….….19
Заключение……………………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………………...24
Приложение А……………………………………………………………………………27
Приложение Б……………………………………………………………………………31
Коррекция
страхов детей младшего школьного
возраста.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Теоретические основы коррекции страхов у детей младшего школьного возраста обучающихся в системе КРО средствами СТТ
1.1 Проявление страхов у детей младшего школьного возраста………………………5
1.2 Методика
исследования страхов в младшем школьном
возрасте….....................
Глава 2 Сказкотерапия как метод коррекции страхов младшего школьника
2.1 Сказкотерапия как метод……………………………………………………………16
2.2 Коррекционные
функции сказкотерапии……………………………………….…
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников………………………………………………….
Приложение
А……………………………………………………………………………
Приложение
Б……………………………………………………………………………
Введение
Детские
страхи в той или иной степени
обусловлены возрастными
Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до десяти лет. Поэтому чрезвычайно важно своевременно обращаться к специалисту, принять меры по преодолению фобий у ребёнка.
Проблема исследования: влияния детского страха на развитие личности младшего школьника в условиях коррекционно – развивающего обучения.
Объект исследования: особенности проявления страхов детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: коррекция страхов как явление.
Цель исследования: обосновать эффективность использования сказкотерапевтического тренинга как метода работы со страхами у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: детские страхи способствуют развитию эмоционального неблагополучия личности младшего школьника, поэтому своевременная коррекция должна будет способствовать развитию личности, преодолению возрастных страхов у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть понятие страха;
2.Определить причины проявления детских страхов;
3.Рассмотреть методы коррекции страхов в младшем школьном возрасте;
4.Рассмотреть понятие сказкотерапии;
5.Рассмотреть функции сказкотерапии.
Методы
исследования: теоретические – анализ
методологической, педагогической, психологической,
методической литературы по проблеме
исследования; общенаучные методы исследования
— обобщение, классификация, анализ и
обобщение педагогического опыта, эмпирические
– наблюдение, эксперимент, измерение,
сравнение.
Глава 1 Изучение проблемы страхов у детей младшего школьного возраста обучающихся в системе КРО
1.1 Проявление
страхов у детей младшего школьного возраста
Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью. Беспокойство, тревога, страх – такие же эмоциональные неотъемлемые проявления психической жизни человека, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них меняется поведение человека вплоть до «эмоционального паралича».
По мнению А.С. Спиваковской страх – это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации.
Устойчивые страхи – это страхи, с которыми не может справиться ни ребёнок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, что говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношений в семье. Для того, чтобы воздействовать на ребёнка, помочь избавиться ему от страхов, родителям необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему.
Известный физиолог И.П. Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существует две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своём исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной и воображаемой опасности. Гораздо более распространены внушённые детские страхи. Их источник - взрослые, окружающие ребёнка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений), которые непроизвольно заражают ребёнка страхом, тем, что излишне настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз типа: «Не ходи – упадешь», «Не бери – обожжешься», «Не гладь – укусит». Ребенку пока еще не ясно, чем ему все это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги, и естественно, у него возникает реакция страха. Страх закрепился и распространился на исходные ситуации.
К числу внешних можно отнести также и страхи, которые возникают у излишне тревожных родителей. Разговоры при ребёнке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах отражаются на его психике, калечат её. Всё это даёт основание говорить об условно - рефлекторном характере страха, даже, если ребёнок пугается (вздрагивает) при внезапном стуке или шуме, так как последний когда – то сопровождался крайне неприятным переживанием. Подобное сочетание запечатлелось в памяти в виде определённого эмоционального следа и теперь непроизвольно ассоциируется с любым внезапным звуковым воздействием.
В страхе и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, то есть в обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности.
Страх – это эмоционально заостренное отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия; тревога –эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличии от страха не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Эмоционально неблагополучный ребёнок в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта, взаимоотношений с родителями и сверстниками может испытывать как тревогу, так и страх. Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства. «Оно проявляется в том, что ребёнок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопрос, говорит дрожащим голосом и часто замолкает совсем. Внутри всё холодеет, тело «наливается свинцом», ладони становятся влажными. Он может совершать много лишних движений, или наоборот, становится неподвижным».
В свою очередь, страх можно рассматривать как выражение тревоги в конкретной, объективизированной форме, если чувства не пропорциональны опасности, и тревога принимает затяжное течение. Если ребёнок начинает бояться самого факта возникновения страха, то здесь налицо высокий, нередко запредельный уровень тревоги, поскольку он боится, а точнее опасается всего того, что может даже косвенно угрожать его жизни и благополучию.
В самом общем виде страх условно классифицируют на ситуационный (возникающий в необычных ситуациях) и личностно обусловленный (предопределяемый характером человека тревожной мнительностью). Страх бывает реальный и воображаемый, острый и хронический. Принято выделять также возрастные страхи, появление которых чаще всего совпадает с определенными изменениями в жизни ребенка, другими словами, возрастные страхи являются отражением личностного развития ребенка. Страхи условно можно разделить на ситуационные и личностно обусловленные. «Ситуационный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей ребенка обстановке. Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например его склонностью к переживанию тревоги, и может появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми» [3, с. 53].
Страхи бывают возрастные и невротические. Т.А. Данилина отмечает, что возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отображение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они, как правило, под действием следующих факторов: наличие страхов у родителей; тревожность в отношениях с ребёнком; избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками, большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребёнку родителем другого пола, а так же многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье; отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков; психические травмы типа испуга; постоянно испытываемые матерью нервно-психические перегрузки вследствие вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей. Мальчики и девочки боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца. Очень чувствительны дети младшего школьного возраста к конфликтным отношениям родителей. Если они видят, что родители часто ссорятся, ругаются, то число этих страхов выше, чем когда отношения хорошие. Как мальчики, так и девочки в возрасте 6 – 7 лет чаще всего реагируют появлением страхов на конфликт родителей. Эмоциональная чувствительность детей к конфликту родителей имеет тенденцию увеличиваться с возрастом. В 7 лет у мальчиков и девочек число страхов значительно выше в неполных семьях, что подчёркивает особую чувствительность этого возраста к разрыву отношений между родителями. Наиболее подвержены страху единственные дети в семье, которые становятся эпицентром родительских забот и тревог. Как правило, единственный ребёнок находится в более тесном, эмоциональном контакте с родителями и перенимают их беспокойство, если оно есть. Родители, часто охваченные тревогой что-либо не успеть сделать для воспитания ребёнка, стремятся интеллектуализировать его развитие, опасаясь, что он не будет соответствовать их ожиданиям. В результате у детей возникает страх не соответствовать требованиям родителей. «Возраст родителей также имеет немаловажное значение для возникновения беспокойства детей. У молодых жизнерадостных родителей, дети менее склонны к проявлениям беспокойства и тревоги. У «пожилых» родителей (30 –35 лет) дети более беспокойны. Впитывая, как губка, тревогу родителей, они рано обнаруживают признаки беспокойства, приводящего их иной раз к неуверенности в себе» [10, с. 211].
Информация о работе Коррекция страхов детей младшего школьного возраста