Коррекция страхов детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Использование сказкотерапии для коррекции детских страхов

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические основы коррекции страхов у детей младшего школьного возраста обучающихся в системе КРО средствами СТТ
1.1 Проявление страхов у детей младшего школьного возраста………………………5
1.2 Методика исследования страхов в младшем школьном возрасте…......................11
Глава 2 Сказкотерапия как метод коррекции страхов младшего школьника
2.1 Сказкотерапия как метод……………………………………………………………16
2.2 Коррекционные функции сказкотерапии……………………………………….….19
Заключение……………………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………………...24
Приложение А……………………………………………………………………………27
Приложение Б……………………………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 70.09 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

Коррекция страхов детей младшего школьного  возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………...3

Глава 1 Теоретические основы коррекции страхов у детей младшего школьного возраста обучающихся в системе КРО средствами СТТ

1.1 Проявление страхов у детей младшего школьного возраста………………………5

1.2 Методика исследования страхов в младшем школьном возрасте…......................11

Глава 2 Сказкотерапия как метод коррекции страхов младшего школьника

2.1 Сказкотерапия как метод……………………………………………………………16

2.2 Коррекционные функции сказкотерапии……………………………………….….19

Заключение……………………………………………………………………………….23

Список  использованных источников…………………………………………………...24

Приложение  А……………………………………………………………………………27

Приложение  Б……………………………………………………………………………31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Детские страхи в той или иной степени  обусловлены возрастными особенностями  и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говоря о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Невротические страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов.

     Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до десяти лет. Поэтому чрезвычайно важно своевременно обращаться к специалисту, принять меры по преодолению фобий у ребёнка.

     Проблема  исследования: влияния детского страха на развитие личности  младшего школьника в условиях коррекционно – развивающего обучения.

     Объект  исследования: особенности проявления страхов детей младшего школьного возраста.

     Предмет исследования: коррекция страхов как явление.

     Цель  исследования: обосновать эффективность использования сказкотерапевтического тренинга как метода работы со страхами у детей младшего школьного возраста.

     Гипотеза исследования: детские страхи способствуют развитию эмоционального неблагополучия личности младшего школьника, поэтому своевременная коррекция должна будет способствовать развитию личности, преодолению возрастных страхов у детей младшего школьного возраста.

     Задачи исследования:  

1.Рассмотреть понятие страха;

2.Определить причины проявления детских страхов;

3.Рассмотреть методы коррекции страхов в младшем школьном возрасте;

4.Рассмотреть  понятие сказкотерапии;

5.Рассмотреть  функции сказкотерапии. 

     Методы  исследования: теоретические – анализ  методологической, педагогической, психологической,  методической литературы по проблеме исследования; общенаучные методы исследования — обобщение, классификация, анализ и обобщение педагогического опыта, эмпирические – наблюдение, эксперимент,  измерение, сравнение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Изучение проблемы страхов у детей  младшего школьного возраста обучающихся  в системе КРО

1.1 Проявление страхов у детей младшего школьного возраста 

     Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью. Беспокойство,  тревога, страх – такие  же   эмоциональные неотъемлемые  проявления   психической   жизни человека,   как   и радость,    восхищение,   гнев,   удивление,   печаль.  Но   при    чрезмерной    податливости   к    страхам, зависимости от  них меняется  поведение человека вплоть  до  «эмоционального паралича».

     По  мнению А.С. Спиваковской страх – это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации.

     Устойчивые  страхи  –  это  страхи,  с  которыми  не может справиться ни ребёнок,  ни взрослый,  которые   приводят  к   появлению   нежелательных черт   характера.  Детские страхи, если   к  ним правильно  относиться, понимать  причины   их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное  время, то это служит  признаком неблагополучия, что говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка,     неправильном поведении родителей, конфликтных  отношений в  семье.  Для того, чтобы воздействовать  на  ребёнка,  помочь избавиться ему от страхов, родителям необходимо  также знать,  что такое  страх,   какую   функцию   он  выполняет,  как  возникает  и  развивается,  чего больше всего боятся дети и почему.

     Известный  физиолог И.П. Павлов  считал  страх проявлением    естественного   рефлекса,   пассивно-оборонительной   реакцией  с  лёгким  торможением коры    больших   полушарий.     Страх   основан   на  инстинкте самосохранения, имеет защитный   характер      и сопровождается определёнными изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса   и дыхания, показателях    артериального  давления,   выделении желудочного   сока.   В   самом  общем  виде эмоция страха    возникает  в  ответ   на  действие  угрожающего   стимула.   Существует две угрозы,  имеющие универсальный  и одновременно фатальный в своём исходе   характер.  Это   смерть  и  крах  жизненных ценностей, противостоящие  таким  понятиям,  как жизнь,     здоровье, самоутверждение, личное   и социальное   благополучие.  Но  и помимо  крайних выражений страх всегда  подразумевает переживание какой-либо реальной и воображаемой опасности. Гораздо более распространены внушённые детские страхи. Их источник  -  взрослые,    окружающие ребёнка  (родители,  бабушки,  воспитатели  детских учреждений),   которые     непроизвольно   заражают ребёнка   страхом,   тем,   что   излишне  настойчиво, подчеркнуто   эмоционально   указывают на наличие опасности. В результате   ребенок воспринимает только вторую часть  фраз типа:  «Не ходи – упадешь», «Не бери – обожжешься»,   «Не гладь – укусит».   Ребенку  пока еще  не  ясно,  чем ему все  это грозит,  но  он  уже распознает  сигнал   тревоги,  и  естественно,  у  него возникает   реакция    страха.   Страх   закрепился   и распространился на исходные ситуации.

     К  числу  внешних  можно  отнести   также и страхи, которые    возникают  у   излишне    тревожных родителей.   Разговоры   при   ребёнке   о   смерти, болезнях,   пожарах,   убийствах  отражаются на его психике,    калечат   её.    Всё   это   даёт   основание говорить   об   условно  -  рефлекторном   характере страха,   даже,  если  ребёнок пугается (вздрагивает) при   внезапном   стуке  или   шуме,  так как  последний когда – то сопровождался  крайне    неприятным переживанием. Подобное сочетание запечатлелось в памяти в виде определённого эмоционального следа и   теперь   непроизвольно   ассоциируется  с любым внезапным звуковым воздействием.

     В  страхе  и  в  тревоге есть  общий  эмоциональный компонент  в  виде чувства волнения и беспокойства, то есть   в   обоих   понятиях     отображено   восприятие угрозы   или   отсутствие   чувства   безопасности.

     Страх – это эмоционально   заостренное отражение  в   сознании  человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия; тревога –эмоционально    заостренное    ощущение   предстоящей   угрозы. Тревога в отличии от страха  не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения,  волнующего ожидания. Эмоционально    неблагополучный    ребёнок   в зависимости  от  психической    структуры   личности, жизненного опыта, взаимоотношений с  родителями и сверстниками   может   испытывать  как тревогу, так и страх. Объединяющим  началом  для  страха и тревоги является чувство беспокойства.   «Оно   проявляется   в том,  что  ребёнок  теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопрос, говорит дрожащим    голосом    и   часто   замолкает   совсем. Внутри   всё  холодеет,  тело  «наливается свинцом»,  ладони  становятся  влажными. Он может совершать много лишних   движений, или наоборот, становится неподвижным».

     В   свою   очередь,  страх  можно  рассматривать как выражение  тревоги в конкретной, объективизированной    форме,    если    чувства    не  пропорциональны опасности,  и  тревога  принимает  затяжное  течение. Если   ребёнок   начинает    бояться    самого    факта возникновения   страха,  то  здесь   налицо   высокий, нередко запредельный уровень тревоги, поскольку он боится,   а  точнее  опасается  всего  того,  что  может даже косвенно угрожать его жизни и   благополучию.

     В самом общем виде страх условно  классифицируют на ситуационный (возникающий в необычных ситуациях) и личностно обусловленный (предопределяемый характером человека тревожной мнительностью). Страх бывает реальный и воображаемый, острый и хронический. Принято выделять также возрастные страхи, появление которых чаще всего совпадает с определенными изменениями в жизни ребенка, другими словами, возрастные страхи являются отражением личностного развития ребенка. Страхи условно можно разделить на ситуационные и личностно обусловленные. «Ситуационный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей ребенка обстановке. Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например его склонностью к переживанию тревоги, и может появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми» [3, с. 53].       

     Страхи  бывают возрастные и невротические. Т.А. Данилина отмечает, что возрастные страхи  отмечаются  у  эмоционально чувствительных детей как отображение особенностей их психического и личностного развития.  Возникают они,   как    правило, под   действием    следующих    факторов: наличие   страхов   у    родителей;     тревожность   в отношениях с ребёнком; избыточное предохранение его   от    опасностей   и    изоляция   от   общения   со сверстниками,   большое    количество запретов   со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребёнку родителем другого пола, а так же многочисленные нереализуемые  угрозы всех взрослых в семье; отсутствие возможности  для ролевой  идентификации  с родителем того  же пола, преимущественно у мальчиков; психические травмы типа испуга; постоянно    испытываемые   матерью нервно-психические   перегрузки   вследствие вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей. Мальчики и девочки боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца.  Очень чувствительны дети  младшего  школьного   возраста  к конфликтным отношениям родителей. Если они видят, что родители часто ссорятся,  ругаются, то число этих страхов выше, чем  когда  отношения  хорошие.   Как мальчики, так и девочки   в  возрасте   6 – 7   лет  чаще всего реагируют появлением  страхов  на  конфликт   родителей. Эмоциональная  чувствительность  детей  к конфликту родителей     имеет    тенденцию      увеличиваться   с возрастом.      В  7  лет  у  мальчиков  и  девочек  число страхов    значительно   выше  в  неполных семьях, что подчёркивает особую чувствительность этого возраста к  разрыву  отношений  между  родителями.  Наиболее подвержены  страху  единственные  дети  в  семье, которые становятся эпицентром родительских забот и тревог. Как правило, единственный ребёнок находится в более тесном, эмоциональном контакте с родителями и   перенимают  их   беспокойство,   если   оно  есть. Родители,   часто  охваченные  тревогой  что-либо  не успеть  сделать   для  воспитания  ребёнка,  стремятся интеллектуализировать его развитие, опасаясь, что он не будет соответствовать их ожиданиям. В результате у   детей   возникает   страх   не   соответствовать требованиям    родителей. «Возраст  родителей  также имеет   немаловажное   значение   для  возникновения беспокойства   детей.   У   молодых    жизнерадостных родителей,   дети    менее    склонны   к   проявлениям беспокойства и тревоги. У «пожилых» родителей (30 –35 лет)   дети   более   беспокойны.   Впитывая,   как губка,   тревогу   родителей,   они рано обнаруживают признаки беспокойства, приводящего их иной раз к неуверенности в себе» [10, с. 211].

Информация о работе Коррекция страхов детей младшего школьного возраста