Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 07:06, курсовая работа
Целью работы стало изучение особенностей младшего школьного возраста.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1.Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования. Проанализировать особенности младшего школьного возраста, выделить характерные особенности младшего школьного возраста, описать соответствующие младшему школьному возрасту виды страха.
2.Подобрать психодиагностические методики для проведения исследования.
Введение…………………………………………………......……..…………...4
Глава 1. Страхи детей в младшем школьном возра...................……………...8
1.1. Страх, тревога, фобия……………………………………………………8
1.2. Младший школьный возраст………………………….………………..19
1.3. Страхи детей в младшем школьном возрасте……….………………...24
Глава 2. Исследование страхов детей младшего школьного возраста….................................……………………………….…………..........29
2.1 Организация исследования…………………………….…………….....29
2.2 Характеристика методов исследования……………….……………….30
2.3 Результаты исследования и их интерпретация……….…………....…32
Заключение………………………………….....……………….….…………...33
Библиографический список.............……………………………..……………37
Содержание
Введение…………………………………………………...
Глава 1. Страхи
детей в младшем школьном возра...................…………….
1.1. Страх,
тревога, фобия……………………………………………………8
1.2. Младший школьный возраст………………………….………………..19
1.3. Страхи детей в младшем школьном
возрасте……….………………...24
Глава 2. Исследование
страхов детей младшего школьного возраста….....................
2.1
Организация исследования…………………………….…………….
2.2 Характеристика методов исследования……………….……………….30
2.3
Результаты исследования и их интерпретация……….…………....…32
Заключение………………………………….....……
Библиографический
список.............……………………………
Введение
Многообразие и сложность эмоциональных состояний человека, являются результатом раздвоения первичной чувственности, в которой ее познавательные и аффективные моменты слиты. Одной из производных аффективной составляющей можно назвать состояние страха. Несомненно, что проблема страха — центральный пункт, в котором сходятся самые важные вопросы психической жизни, как в норме, так и в патологии.
Еще со времен Фрейда, страх принято делить на страх реальный и невротический. Реальный страх является для нас чем-то вполне рациональным и понятным: это реакция на восприятие внешней опасности. Как таковой, этот страх является целесообразным и выполняет сигнальную функцию: опасность близко, приготовься к обороне или бегству.
Психоанализ признает весьма значительным то, что первое состояние страха возникло вследствие отделения от матери. Однако, принимая во внимание результаты дородового наблюдения формирующегося плода и превращение его в полноценного человека, с помощью современных техник ультро-звукового исследования, можно прийти к заключению, что изменение психо-эмоционального состояния свойственно человеку еще в утробе матери.
Чрезвычайная
распространенность аффекта страха
и склонность людей реагировать
страхом во многих жизненных ситуациях
отчасти объясняется
Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, корректировать отношение к ним, чаще всего исчезают бесследно.
Высокая актуальность этой темы как для родителей, так и педагогов обусловила её выбор и обозначила цель исследования.
Объектом исследования являются страхи.
Предметом исследования является страхи в младшем школьном возрасте.
Гипотезой исследования является предположение о том, что для детей в младшем школьном возрасте характерны такие страх как общая тревожность в школе, переживание социального стресса и фрустрация потребности в достижении успехов.
Целью работы стало изучение особенностей младшего школьного возраста.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1.Провести
теоретический анализ
2.Подобрать психодиагностические методики для проведения исследования.
3.Сформировать
выборку и провести
4.Провести
анализ и интерпретацию
Методы исследования:
1.
Теоретический анализ научных
источников по проблеме
2.
Методы эмпирического
1) Тест на тревожность Спилбергера-Ханина. Эмпирическая база исследования - 15 мужчин и 15 женщин в возрасте от 28 до 52 лет.
2) Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
Эмпирическую базу исследования составили учащиеся школы №10, 2-го и 3-го класса (8-10 лет), проживающие в г.Петропавловске-Камчатском. Из них 20 мальчиков и 20 девочек.
Структура работы:
Работа состоит из ведения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Во введении обоснована актуальность исследования, определены объект, предмет, гипотеза, цель и задачи, излагается общая структура курсовой.
В первой главе подробно рассмотрены понятия страха, фобий и тревоги, а также различные виды страхов и влияние различных факторов на их формирование.
Во второй главе дается описание методов исследования. А так же представлен анализ и интерпретация полученных данных.
В заключении сформулированы общие выводы по результатам проделанной работы.
В
приложении представлены материалы
экспериментальной работы.
Глава
1. Страхи детей в младшем школьном возрасте
Страх - Традиционно рассматриваемый в качестве одной из первичных эмоций наряду с радостью, гневом и печалью. Страх является эмоцией избегания сознательно распознаваемой, обычно внешней, реальной опасности. В отличие от страха, тревога является эмоцией избегания воспринимаемых, но по большей части нераспознанных (опасностей, в то время как фобии представляют собой иррациональные навязчивые идеи и характеризуются тщательным избеганием специфических объектов или ситуаций. Слова «страх», «тревога» и «фобии» иногда ошибочно используют в качестве взаимозаменяемых терминов. В определенных отношениях такое смешение можно понять, поскольку все три слова означают состояние возбуждения, возникающее в результате осознания человеком недостатка сил и способностей или отсутствия возможности справиться с некоторой угрожающей ситуацией, причем страху, тревоге и фобиям соответствуют сходные физиолог. состояния. [16,с.97]
В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существуют две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своем исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности.
Понимание опасности, ее осознание формируется в процессе жизненного опыта, и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребенка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Обычно определение страха и его проявления в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта (испуг, боль, болезнь, конфликты, неудачи, поражения и т. д.).
Гораздо более распространены так называемые внушенные страхи. Их источник — взрослые, окружающие ребенка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждении и др.). которые непроизвольно заражают ребенка страхом, настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывая на наличие опасности. В результате ребенок реально воспринимает только вторую часть фраз типа: "Не подходи — упадешь", "Не бери — обожжешься", "Не гладь — укусит", "Не открывай дверь — там чужой дядя" и т. д. Маленькому ребенку пока еще не ясно, чем все это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги, и, естественно, у него возникает реакция страха, как регулятор его поведения. Но если запугивать "без нужды", так, на всякий случай, то ребенок полностью теряет спонтанность в поведении и уверенность в себе. Тогда-то страхи и начинают размножаться без каких-либо ограничений, а ребенок становится все более напряженным, скованным и осторожным. [11, с.337]
Источники страха
Процесс приобретения страхов, по-видимому, связан с действием трех факторов. Это:
1. Врожденные источники. Каждый новорожденный приходит в этот мир с определенным набором диспозиций или базисных черт личности, называемым «темпераментом». Обусловленные темпераментом стили реагирования индивидуума являетсяся довольно устойчивыми и, по всей видимости, делают некоторых детей уязвимыми к развитию страхов. Такие дети в большей мере подвержены влиянию стрессогенных событий и, в то же время, менее способны к совладанию со стрессовым опытом.
2. Опыт. Непосредственное столкновение с негативными событиями может привести к развитию страха по механизму классического обусловливания. Способность ранее не пугавшего раздражителя вызывать страх увеличивается, когда он связывается с событием, которое уже вызывает реакцию страха.
3. Мышление и воображение. Страхи могут является результатом детского воображения, особенно когда в него включаются ложные представления и ошибочные рассуждения.[17]
Страх людей перед неудачами проявляется по-разному:
— перед важными соревнованиями уменьшают интенсивность тренировок (речь о спортсменах, занимающихся индивидуальными видами спорта).
— дают преимущество своему оппоненту.
— некоторые люди жалуются на депрессию.
— сразу же начинают плохо выполнять задание, чтобы окружающие не связывали с ними ожиданий, которым не суждено будет осуществиться.
— при выполнении трудного задания, требующего полной самоотдачи, не выкладываются так, как могли бы.
В свою очередь, страх можно рассматривать как выражение тревоги в конкретной, объективизированной форме, если предчувствия не пропорциональны опасности и тревога принимает затяжное течение.
В
некоторых случаях страх
Возрастные страхи, т. е. страхи, присущие определенному возрасту, в некоторой степени отражают исторический путь развития самосознания человека. Вначале ребенок боится остаться один, без поддержки близкого лица (в 7 мес.), опасается посторонних, неизвестных ему лиц (в 8 мес.). Далее он боится боли, высоты, гигантских (в его представлении) животных. Временами он преисполнен суеверного ужаса перед Бабой Ягой и Кощеем как символами зла и жестокости. Далее он боится темноты, огня и пожара, стихии, всего того, что было развито у первобытных людей, одухотворяющих многие неизвестные и опасные для них явления природы. Человек не смог бы выжить, пренебрегая этими страхами, передаваемыми из поколения в поколение и составляющими часть его жизненного опыта. В отличие от так называемых естественных, или природных, страхов социальные страхи приобретаются путем научения в процессе формирования личности, выражая определенные ценности, принятые в той или иной общественной среде. При большем, чем в норме, количестве страхов и их невротическом характере возникает состояние психического напряжения, скованности, аффективно заостренного стремления к поиску опоры, чрезмерной зависимости от внешнего поля. Поведение становится все более пассивным, атрофируются любопытство, любознательность, избегается любой риск, связанный с вхождением в новую, неизвестную своими последствиями ситуацию общения. Вместо непосредственности и открытости развиваются настороженность и аффективная замкнутость (отгороженность), уход в себя и свои проблемы. Усиливается несвойственная детям ориентация на травмирующее прошлое, которая все более предопределяет настоящее, исключает из психического репертуара положительные эмоции, оптимизм и жизнеутверждающую активность. Тогда неумение радоваться пропорционально умению тревожиться, беспокоиться, быть озадаченным. Во всех этих случаях страх теряет свои приспособительные функции, указывая на неспособность справиться с угрозой, переживание бессилия, потерю веры в себя, в свои силы и возможности.[1, с.139]
Информация о работе Страхи детей в младшем школьном возрасте