Самооценка детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 23:08, курсовая работа

Описание работы

Известно, что самооценка как важнейшая личностная инстанция оказывает большое влияние на все сферы жизнедеятельности личности, выступает важнейшим регулятором деятельности, способствует саморазвитию. От особенностей самооценки зависит уровень притязаний, активность личности и её взаимоотношения с окружающими людьми.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ самооценки детей младшего школьного возраста 6
1.1.Понятие самооценки 6
1.2. Психологические особенности младшего школьного возраста 9
1.3.Самооценка в младшем школьном возрасте 14
Выводы 20
Глава II. Экспериментальное исследование самооценки в младшем школьном возрасте 22
2.1.Программа исследования 22
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования 27
Заключение 33
Библиография 34
Приложения 36

Работа содержит 1 файл

Я главная.docx

— 104.24 Кб (Скачать)
 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретический анализ самооценки детей младшего школьного возраста 6

1.1.Понятие самооценки 6

1.2. Психологические особенности младшего школьного возраста 9

1.3.Самооценка в младшем школьном возрасте 14

Выводы 20

Глава II. Экспериментальное исследование самооценки в младшем школьном возрасте 22

2.1.Программа исследования 22

2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования 27

Заключение 33

Библиография 34

Приложения 36

 

      Введение

 

      Известно, что самооценка как важнейшая  личностная инстанция оказывает  большое влияние на все сферы  жизнедеятельности личности, выступает  важнейшим регулятором деятельности, способствует саморазвитию. От особенностей самооценки зависит уровень притязаний, активность личности и её взаимоотношения  с окружающими людьми.

      Актуальность  темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время перед  школой стоит задача формирования самостоятельного, инициативного человека с активной личностной позицией. Это, в свою очередь, предполагает становление ученика в роли субъекта учебной деятельности, что невозможно без развития у него объективной и содержательной самооценки, которая является частью фундамента для дальнейшего самопознания и самообразования. Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный  выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Начав формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей, она продолжает видоизменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной. Сензитивным периодом для становления самооценки как особого компонента самосознания является младший школьный возраст, поэтому представляется необходимым начинать формирование объективной самооценки именно в этом возрасте. Данное обстоятельство позволило сформулировать  проблему исследования, которая заключается в особенности формирования самооценки младших школьников.

      Цель  исследования - исследовать  самооценку детей младшего школьного возраста.

      Объект  исследования - дети младшего школьного  возраста.

      Предмет исследования – самооценка детей  младшего школьного возраста.

      В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью поставлены следующие задачи исследования:

      -Изучить  содержания понятия «самооценка»;

      -Изучить  психологические особенности младшего  школьного возраста;

      -Изучить  психологические особенности самооценки  в младшем школьном возрасте;

      -Провести  изучение особенностей детей  с различным уровнем самооценки.

     Гипотеза: Существуют различия в успеваемости у детей с различным уровнем  самооценки.

     Гипотеза: У детей из благополучных семей  уровень самооценки выше, чем у  детей из неблагополучных семей.

     Гипотеза: Существует связь между оценкой  учебного потенциала младших школьников педагогом и их самооценкой.

     Методы  исследования: теоретический анализ источников, тестирование, опрос.

      В психологических исследованиях  как отечественных, так и зарубежных, проблема самооценки не обделена вниманием. А.И.Липкина считает, что в общем  виде самооценка определяется как отношение  человека к своим возможностям, способностям, личностным качествам, а также внешнему облику. Самооценка отражает уровень  развития у человека чувства собственной  ценности, позитивного отношения  к себе [5, с. 78].

      Анализируя  исследования Е.В. Черносвистова, Н.Г. Алексеева, Л. И. Божовича, следует отметить, что центральной характеристикой любой личности является « Я-КОНЦЕПЦИЯ». «Я – КОНЦЕПЦИЯ», по мнению знаменитого психолога И. П. Шахова, это относительно устойчивая и осознанная система представлений личности о себе, на основе которой человек строит отношение к себе и свое взаимодействие с другими людьми [12, с. 59]. 

      Глава 1. Теоретический  анализ самооценки детей младшего школьного  возраста

      1.1.Понятие самооценки

 

     Процесс учения, учебные успехи и удачи, характер связей с одноклассниками (любят, уважают, дружат, не любят, избегают) создают  основы для начинающегося формирования самооценки дошкольника.

     Что же такое самооценка?

     Самооценка  – суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств в сравнении их с определенным образцом, эталоном. Другими словами - это оценка самого себя.

     Самооценка как устойчивый факт сознания возникает в отчетливом виде в подростковом возрасте, но отдельные ее компоненты формируются уже в дошкольном возрасте.

     Самооценка  бывает двух видов – адекватная и неадекватная.

     Адекватная  личностная самооценка – правильная, не завышенная и не заниженная самооценка своих возможностей, своих ограничений  и своего места среди людей (шире - своего места в жизни).

     Адекватная  самооценка позволяет строить эффективные  планы на основе оных возможностей и с учетом оных ограничений.

     Дети  с адекватной самооценкой склонны  анализировать результаты своей  деятельности, пытаются выяснить причины  ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются  с одной деятельности на другую, настойчивы в достижении цели. Стремятся  сотрудничать, помогать другим, общительны и дружелюбны. В ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности (но не самые легкие). Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Этим детям свойственно стремление к успеху.

     Под влиянием достижений и неудач в выполняемой  деятельности у ребенка может  начать возникать неадекватная самооценка – повышенная или пониженная. Она  вызывает не только определенную эмоциональную  реакцию, но часто и длительное отрицательно окрашенное эмоциональное самочувствие. Самооценка детей в дошкольном и младшем школьном возрасте носит еще неустойчивый характер, и поэтому ее перестройка из повышенной или пониженной в адекватную может происходить не слишком болезненно, если воспитатель вовремя обратит на это внимание.

     Дети  с неадекватно завышенной самооценкой  очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое  дело до конца. Они не склонны анализировать  результаты своих действий и поступков, пытаются решать любые, в том числе  весьма сложные, задачи «сразу». Они не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративности и доминированию. Они стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и умения, стараются выделиться на фоне других ребят, обратить на себя внимание. Если они не могут обеспечить себе полное внимание взрослого успехами в деятельности, то делают это, нарушая правила поведения. На занятиях, например, они могут выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя, кривляться и т.д.

     Это, как правило, внешне привлекательные  дети. Они стремятся к лидерству, но в группе сверстников могут  быть не приняты, так как направлены, главным образом, «на себя» и не склонны к сотрудничеству.

     К похвале воспитателя дети с неадекватно  завышенной самооценкой относятся  как к чему-то само собой разумеющемуся. Ее отсутствие может вызвать у  них недоумение, тревогу, обиду, иногда раздражение и слезы. На порицание  они реагируют по-разному. Одни дети игнорируют критические замечания в свой адрес, другие отвечают на них повышенной эмоциональностью (криком, слезами, обидой на воспитателя). Некоторых детей одинаково привлекают и похвала и порицание, главное для них – быть в центре внимания взрослого.

     Дети  с неадекватно завышенной самооценкой  нечувствительны к неудачам, им свойственны  стремление к успеху и высокий  уровень притязаний.

     Дети  с заниженной самооценкой нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны в движениях. Они очень  чувствительны, готовы расплакаться в  любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Эти  дети тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее  отказываются от решения задач, которые  кажутся им сложными, но при эмоциональной  поддержке взрослого легко справляются  с ними. Ребенок с заниженной самооценкой  кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что не понял, что надо делать и  выполнит все неправильно; старается  угадать, доволен ли им взрослый. Чем  более значима деятельность, тем  труднее ему с ней справиться. Так, на открытых занятиях эти дети показывают значительно худшие результаты, чем в обычные дни.

     Детям с заниженной самооценкой свойственно  стремление избегать неудач, поэтому  они малоинициативные, выбирают заведомо простые задачи. Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее.

     Эти дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе сверстников, попадают в категорию отверженных, с ними никто не хочет дружить. Внешне это  чаще всего малопривлекательные  дети.

     Причины индивидуальных особенностей самооценки в старшем дошкольном возрасте обусловлены  своеобразным для каждого ребенка  сочетанием условий развития.

     В одних случаях неадекватно завышенная самооценка в старшем дошкольном возрасте обусловлена некритичным  отношением к детям со стороны  взрослых, бедностью индивидуального  опыта и опыта общения со сверстниками, недостаточным развитием способности  осознания себя и результатов  своей деятельности, низким уровнем  аффективного обобщения и рефлексии. В других – формируется в результате чрезмерно завышенных требований со стороны взрослых, когда ребенок  получает только отрицательные оценки своих действий. Здесь самооценка выполняет защитную функцию. Сознание ребенка как бы «выключается»: он не слышит травмирующих его критических замечаний в свой адрес, не замечает неприятных для него неудач, не склонен анализировать их причины.

      1.2. Психологические  особенности младшего школьного  возраста

 

     Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в  жизни ребенка - его поступлением в школу. В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной и  вегетативной нервных систем, костной  и мышечной систем, деятельности внутренних органов). В основе такой перестройки (ее еще называют вторым физиологическим  кризом) лежит отчетливый эндокринный  сдвиг - включаются в действие «новые» железы внутренней секреции и перестают действовать «старые». Хотя физиологическая сущность этого криза еще полностью не определена, по мнению ряда ученых примерно в возрасте 7 лет прекращается активная деятельность вилочковой железы, в результате чего снимается тормоз с деятельности половых и ряда других желез внутренней секреции, например, гипофиза и коры надпочечников, что дает старт выработке таких половых гормонов, как андрогены и эстрогены. Такая физиологическая перестройка требует от организма ребенка большого напряжения для мобилизации всех резервов [10, с.147].

     В этот период возрастает подвижность  нервных процессов, процессы возбуждения  преобладают, и это определяет такие  характерные особенности младших  школьников, как повышенную эмоциональную  возбудимость и непоседливость.

     К 7 годам морфологически созревают  лобные отделы больших полушарий  головного мозга, что создает  основу для большей, чем у дошкольников, гармонии процессов возбуждения  и торможения, необходимой для  развития целенаправленного произвольного  поведения. Поскольку мышечное развитие и способы управления им не идут синхронно, то у детей этого возраста есть особенности в организации  движения. Развитие крупных мышц опережает  развитие мелких, в связи с чем дети лучше выполняют сильные и размашистые движения, чем мелкие и требующие точности (например, при письме). Вместе с тем растущая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость. Это проявляется в том, что их работоспособность обычно резко падает через 25- 30 минут после начала урока и после второго урока. Дети утомляются в случае посещения группы продленного дня, а также при повышенной эмоциональной насыщенности уроков и мероприятий.

     Физиологические трансформации вызывают большие  изменения в психической жизни  ребенка. В центр психического развития выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действий и осуществления контроля). Происходит совершенствование познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания), формирование высших психических функций (речи, письма, чтения, счета), что позволяет ребенку младшего школьного возраста производить уже более сложные, по сравнению с дошкольником, мыслительные операции. При благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития на этой основе возникают предпосылки к развитию теоретического мышления и сознания. Под руководством учителя дети начинают усваивать содержание основных форм человеческой культуры (науки, искусства, морали) и учатся действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей. Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности.

Информация о работе Самооценка детей младшего школьного возраста