Психология детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:50, контрольная работа

Описание работы

Когда мы говорим младший школьник, то в это понятие включаем ребенка в возрасте 6-10 лет. От 6 до 10 лет на протяжении того времени, которое занимает обучение в начальных классах, у ребенка складывается новая для него деятельность – учебная. Именно тот факт, что он становится учеником, человеком учащимся, накладывает совершенно новый отпечаток на весь его психологический облик, на все его поведение. Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память. Поведение приобретает черты произвольности, намеренности, осмысленности, способности следовать определенным правилам, нормам поведения

Работа содержит 1 файл

по психологии.docx

— 32.82 Кб (Скачать)

лава 6. Г

Введение 

     Когда мы говорим младший школьник, то в это понятие включаем ребенка  в возрасте 6-10 лет. От 6 до 10 лет на протяжении того времени, которое занимает обучение в начальных классах, у  ребенка складывается новая для  него деятельность – учебная. Именно тот факт, что он становится учеником, человеком учащимся, накладывает  совершенно новый отпечаток на весь его психологический облик, на все  его поведение. Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память. Поведение приобретает  черты произвольности, намеренности, осмысленности, способности следовать  определенным правилам, нормам поведения. Новое для ребенка положение  в обществе – положение человека, который занят общественно важной и оцениваемой обществом деятельностью, т.е. учением, - влечет за собой перемены в отношениях с другими детьми, со взрослыми, в том, как ребенок оценивает себя и других.

     Формируется мировоззрение ребенка, складывается круг моральных, идейных представлений  и понятий. Обогащается мир его  чувств, эстетических переживаний, шире становятся увлечения трудовые, художественные, спортивные.

     Поэтому рассматриваемая тема весьма актуальна, ведь вся жизнь общества накладывает  отпечаток на формирование личности ребенка. Особенно важны при этом те непосредственные отношения, в которые  вступает ребенок с окружающими  его людьми: в семье, в школе, в  классе – в любой группе или  коллективе, членом которого он является.

     Цель  работы – изучить психологические  особенности развития в младшем  школьном возрасте.

     Объект  исследования – младшие школьники.

     Предмет исследования – психологические  особенности младших школьников.

     Задачи  исследования:

     1.Раскрыть  сущность психических процессов  в младшем школьном возрасте;

     2.Рассмотреть  особенности психического развития  у младших школьников.

     Гипотеза  исследования: При правильном использовании  знаний, касающихся особенностей психического развития младших школьников, можно  строить учебный процесс таким  образом, чтобы активизировать познавательный интерес учащихся, и успешно развивать  память, мышление и другие психические  функции детей.

Методы  исследования: анализ и реферирование  психологической литературы.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ  РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА 

В младшем  школьном возрасте закрепляются и развивается далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышД и речь), необходимость которых связана с поступлением в ш1 Из <натуральных>, по Л. С. Выготскому, эти процессы к К младшего школьного возраста должны стать <культурными>, превратиться в высшие психические функции, связанные с р< произвольные и опосредствованные. Этому способствуют оснй виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок ного возраста в школе и дома: учение, общение, игра и труд. В чв состоят наиболее важные изменения, которые за период млг 

школьного возраста происходят с восприятием, вниманием, памятью, речью и мышлением  ребенка? 

До семилетнего  возраста у детей можно обнаружить лишь репродуктивные образы-представления  об известных объектах или событиях, не воспринимаемых в данный момент времени, причем эти образы в основном статичные. Дошкольники, например, испытывают трудности, пытаясь представить  промежуточные положения падающей палочки между вертикальным и  горизонтальным ее положением. 

Продуктивные  образы-представления результата новой  комбинации некоторых элементов  появляются у детей после 7-8-летнего  возраста, и развитие этих образов  связано, вероятно, с началом обучения в школе. 

Внимание  в младшем школьном возрасте становится произвольным, но еще довольно долго, особенно в начальных классах, сильным  и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание детей. Объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к IV классу школы у детей почти такие же, как и у взрослого человека. Что касается переключае-мости, то она в этом возрасте даже выше, чем в среднем у взрослых. Это связано с молодостью организма и подвижностью процессов в центральной нервной системе ребенка. Младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. Однако и здесь внимание ребенка сохраняет еще некоторые признаки <детскости>. Свои наиболее совершенные черты внимание у детей обнаруживает лишь тогда, когда предмет или явление, непосредственно привлекшие внимание, особенно интересны для ребенка. 

В школьные годы продолжается развитие памяти. А. А. Смирнов провел сравнительное  исследование памяти у детей младшего и среднего школьного возраста и  пришел к следующим выводам: 

-с 6 до 14 лет у детей активно развивается  механическая память на не  связанные логически единицы  информации; 

- вопреки  распространенному мнению о существовании  увеличивающегося с возрастом  преимущества запоминания осмысленного  материала фактически обнаруживается  обратное соотношение: чем старше  становится младший школьник, тем  меньше у него преимуществ  запоминания осмысленного материала  над бессмысленным. Это, по-видимому, связано с тем, что упражняемость памяти "°Д влиянием интенсивного учения, опирающегося на запоминание, Дет к одновременному улучшению всех видов памяти у ребенка, "Режде всего тех, которые относительно просты и не связаны сложной умственной работой. 

В целом  память детей младшего школьного  возраста является р точно хорошей, и это в первую очередь касается механиче-д  памяти, которая за первые три-четыре года учения в школе "."Рсирует достаточно быстро. Несколько отстает в своем разви-опосредствованная, логическая память, так как в большинстве 1П7 

случаев ребенок, будучи занят учением, трудом, игрой и общение вполне обходится  механической памятью. 1 

Если  однако детей младшего школьного  возраста с первых л обучения в  школе специально учить мнемическим приемам, то 51 существенно повышает продуктивность их логической памяти, н1 знание этих приемов, неумение ими пользоваться на практике я] ляется, вероятно, основной причиной слабости произвольной п1 мяти у многих детей данного возраста. 

Обучение  детей мнемическим действиям должно проходить рез два этапа. На первом из них детям необходимо овладеть мыс тельными операциями, нужными для запоминания и воспроизве ния материала, а на втором - научиться пользоваться ими как сре ствами запоминания в различных ситуациях. В норме это дол> произойти еще в старшем дошкольном возрасте, однако мо> начать и в основном завершить этот процесс в младших клас школы. 

Активному развитию памяти детей в первые школьные го1 способствует решение специальных мнемических задач, котор1 возникают перед детьми в соответствующих видах деятельности 
 

УМСТВЕННОЕ  И ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 

Краткое содержание 

Психологические особенности-начального этапа обучения. Изменчивость растных психологических границ, связанных с началом и концом обучения в м шем школьном возрасте. Резервы психологического развития младших школьниц Проблемы, с которыми сталкиваются дети в начальный период обучения в шк1 Необходимость существенного изменения образа жизни, режима дня и отношу .с окружающими людьми. Освоение ребенком новой системы прав и обязанное Преодоление недостаточной подготовленности к обучению и ликвидация отставав связанного с этой причиной. Проблемы саморегуляции поведения младших шщ ников. Причины быстрой утомляемости младших школьников при интенси умственной работе.  

Познавательное  развитие детей младшего школьного  возраста. Превращу познавательных процессов из непосредственных в опосредствованные и из непд вольных в произвольно регулируемые. Восприятие в младшем школьном возр Внимание младшего школьника. Развитие памяти в течение первых лет обуч1 в школе. Условия ускоренного развития и совершенствования речи младших шц ников. . 1 

Умственное  развитие младшего школьника. Младший  школьный возраст жизненно важнейший  этап в интеллектуальном развитии детей. Основные правления преобразования мышления в течение первых лет  обучения в ш Способы стимулирования интеллектуального развития детей этого возр Необходимость комплексного формирования всех видов интеллектуальной дея ности у детей младшего школьного возраста. 

Трудовая  и учебная деятельность младшего школьника. Основные :1 деятельности младших школьников: учение, труд, общение и игра. Особая учебной деятельности в развитии ребенка этого возраста. Специфика кац из названных видов деятельности в младшем школьном возрасте. Соче" различных видов деятельности как условие оптимального развития ребенка. рое продвижение младших школьников в развитии и увеличение индивидуа различий между ними. Психологические различия между детьми первых следующих классов, третьего и четвертого. 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ 

Начальный период школьной жизни занимает возрастной зон от 6-7 до 10-II лет (1-IV классы школы). Хронологи социально-психологические  границы этого возраста в жизн бенка нельзя считать неизменными. Они зависят от готов 

рбенка к обучению в школе, а также от того, с какого времени ачинается и как идет обучение в соответствующем возрасте. Если но начинается с 6-летнего возраста, как это и происходит сейчас 

большинстве случаев, то возрастные психологические границы дь1чно смещаются назад, т. е. охватывают возраст от 6 до примерно 10 лет: если учение начинается с семилетнего возраста, то, соот-етственно, границы данного психологического возраста перемещаются приблизительно на один год вперед, занимая диапазон дт 7 до 11 лет. Границы этого возраста могут сужаться и расши-ояться также в зависимости от применяемых методов обучения: олее совершенные методы обучения ускоряют развитие, а менее вершенные замедляют его. Вместе с тем в целом некоторая вариа-тивность границ этого возраста не особенно сказывается на последующих успехах ребенка. 

В младшем  школьном возрасте дети располагают  значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование - одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. Но прежде чем использовать имеющиеся резервы, необходимо подтянуть детей до нужного  уровня готовности к обучению. 

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что  дети включаются в новые для них  виды деятельности и системы межличностных  отношений, требующие от них наличия  новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать  их произвольность, продуктивность и  устойчивость. На уроках, например, ребенку  с первых дней обучения необходимо в течение длительного времени  сохранять повышенное внимание, быть достаточно усидчивым, воспринимать и  хорошо запоминать все то, о чем  говорит учитель. 

Психологами доказано, что обычные дети в младших  классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивать  и более сложный материал, чем  тот, который дается по деист-, вующей программе обучения. Однако ДАЯ.ТОГО чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно две важные задачи. Первая из них состоит в том, чтобы как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, на-Учить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми. В этой связи учебная программа должна быть составлена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать постоянный интерес у учащихся. 

Информация о работе Психология детей младшего школьного возраста