Влияние гимнастических упражнений на формирование культуры движений детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:11, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования. Экспериментальное обоснование влияния гимнастических упражнений на формирование культуры движений младших школьников.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Теоретически обосновать эффективность влияния гимнастических упражнений на формирование культуры движений младшего школьника.
2. Разработать тесты для определения осанки, пластичности, координированности у детей младшего школьного возраста.
3. Разработать критерии оценок для оценивания осанки, пластичности, координированности у детей младшего школьного возраста.
4. Экспериментально доказать эффективность влияния гимнастических упражнений на формирование культуры движений младших школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….... 3
ГЛАВА 1. Исследование проблемы формирования культуры
движений в процессе занятий физической культурой …………..………...5
1.1. Понятие «культура», «физическая культура». …………………..………...5
1.2. Основы формирования культуры движений младших школьников…….13
1.2.1. Осанка, поза, походка. ……………………………..…………………....17
1.2.2. Жесты и мимика. …………………………………………..…………......24
1.2.3. Координированность…..…………………………………………………26
1.2.4. Двигательная пластика. …………………………………………….……28
1.3. Гимнастика в формировании культуры движений детей
младшего школьного возраста. …………………..…………………………….35
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования ………………….……..42
2.1. Методы исследования …………………………………………………….42
2.2. Организация исследования………………………………………………...45
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение ……………..……46
3.1. Теоретическое обоснование экспериментальной программы ……...46
3.2. Эффективность применения гимнастических упражнений для формирования культуры движений младших школьников. ……………51
ВЫВОДЫ ...……………………………………………………………………..55
ЛИТЕРАТУРА ……………..…………………………………………………..57
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………

Работа содержит 1 файл

дипломная.doc

— 611.00 Кб (Скачать)
fy">     Составными  компонентами пластичности являются:

     1) индивидуальный стиль:

     - выверенность движений (приземление  в ожидаемой точке, выполнение  упражнений по четко рассчитанной  траектории, амплитуде, высоте);

     - cамоконтроль (правильно выбранный  главный момент приложения усилий, чередование напряжения с расслаблением,  строго избирательное участие мышечных групп);

     -насыщенность  двигательными действиями, требующими  мощности, резкости (сочетающей силу  и быстроту), точности;

     2) грация (грациозность движений):

     - сочетание силы и красоты движений;

     - пространственная точность и  максимальная амплитуда;

     - контрастность движений;

     - манера держаться свободно, раскованно  при больших нагрузках;

     - контакт со зрителем ("чувство  зрителя").

     Гармоничность двигательных действий, обеспечивающая единство, согласованность, соразмерность  частей единого двигательного акта, а также включение разнохарактерных движений:

     - симметричных и асимметричных;

     - силовых и маховых;

     - динамических и статических;

     - быстрых и медленных;

     - длинных и коротких;

     - контрастных и дополняющих друг  друга;

     - простых и сложных;

     3) артистичность исполнения в сочетании со сложностью упражнений:

     - непрерывность движений от начала  до конца без пауз, отсутствие  неоправданных остановок, нарушающих  композицию;

     - единство физического и внутреннего  состояния (тела и духа).

     Пластичность  имеет две разновидности: статическую и динамическую, каждая из которых представлена специфическими и неспецифическими проявлениями. Статическая пластичность отражает эмоциональное состояние человека в один из моментов, когда его духовный мир раскрывается наиболее полно. Она может передавать внутреннее состояние спортсмена в момент максимального усилия, позволяя демонстрировать его физическую и духовную мощь. Любое проявление статической пластичности связано со стремлением к совершенству и может проявляться в момент окрыления, когда спортсмен максимально близок к победе, ощущает ее всем своим существом. Поэтому каждое произведение искусства с изображением спортивной символики служит средством общения между людьми, так как содержит информацию, воздействующую на человека, его внутренний мир. Скульптура дает представление об идеальной форме и красоте тела людей разных веков и является свидетельством постоянного стремления человека к физическому совершенству.

     

     Пластичность  движений нижних конечностей более  всего проявляется во время легкоатлетических, акробатических прыжков, пируэтов, поддержек  в фигурном катании, в беге. О стиле  бега чемпиона Олимпийских игр 1936 г. на дистанции 1500 м Джека Лавлока написано следующее: "…это чистейшее колдовство: нечто почти сверхчеловеческое в совершенной координации каждого его движения, видимое отсутствие напряжения и лирическая плавность стиля и ритма бега. Воистину, это была поэзия движения" [3, с.22].

     Особенно  большое значение имеет пластичность ног в хореографии, гимнастике и  балете. 

     Группу  неспецифических проявлений пластичности составляют разнообразные бытовые, трудовые движения. Так, движения высококлассного токаря, плотника отличаются не только отсутствием лишних движений, но и высокой степенью их соразмерности, плавности, подчиненности строгому ритму. Каждое движение имеет четко выраженное начало, постепенное увеличение его интенсивности и завершенность.

     Мимика  передает настрой человека и его  состояние в данный момент. Например, спокойная улыбка является свидетельством хорошего расположения духа. Нахмуренные, сдвинутые брови, сжатые губы - признак  недовольства, глубокой сосредоточенности.

     Критериями  пластичности являются:

     1. Степень внутреннего ощущения  характера двигательного действия:

     - точность пространственных, временных  и силовых характеристик движения.

     2. Уровень развития артистичности:

     - эмоциональный подъем;

     - выражение чувства вдохновения, окрыленности, раскованности;

     - ощущение полного слияния движений  с музыкой.

     3. Степень самообладания:

     - отсутствие тремора;

     - идеальная осанка.

     4. Степень сопереживания и контакт  со зрителями.

     Одним из ведущих факторов, определяющих степень проявления пластичности, служит соразмерность развития и выраженности физических и ДКК. Известно, что без определенного уровня силы, быстроты, выносливости, а также ловкости, подвижности, точности, гибкости невозможно передать характер любого достаточно сложного двигательного действия. Далеко не каждое упражнение требует максимального проявления силы или гибкости. Вместе с тем очевидно, что при их слабой выраженности также невозможно освоить двигательное действие без искажения его качественных характеристик. Поэтому строгое соответствие физических и ДКК является одним из важных составляющих проявления пластичности.

     Следующим фактором выступает уровень развития межмышечной и внутримышечной координации. Любое двигательное действие характеризуется  проявлением нервной, мышечной и двигательной координации [7,11]. Благодаря взаимодействию этих видов координации обеспечивается программирование действий, позволяющее решить двигательную задачу.

     Генетические  особенности, как один из факторов, в определенной мере определяющих проявление пластичности, формируют индивидуальный стиль спортсмена, артистизм, гармоничность движений и грациозность. Например, мощность, безудержность, напор большого мастера фигурного катания Ирины Родниной резко контрастируют с мягким, грациозным стилем Натальи Линичук.

     Типологические  особенности нервной системы - также  один из факторов, влияющих на проявление пластичности. Явно выраженный холерический темперамент человека находит выход  в резких, контрастных движениях, в высоком темпе, скоростно-силовой направленности. Уравновешенный спортсмен предпочитает движения широкой амплитуды, соразмерные, более ритмичные.

     Эмоциональное состояние во многом определяет внешнее  и внутреннее поведение человека, способствуя всплеску чувств, подъему  настроения. При этом важен самоконтроль, так как чрезмерное проявление эмоций приводит к нарушению гармоничности и искажению индивидуального стиля.

     Естественное  состояние пластичности развивается  у человека в процессе его индивидуальной жизни, в зависимости от определенных условий. Одно из них - уровень развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости. Трудно говорить о пластичности движений при низких показателях скоростно-силовых качеств.

     Специально  организованные занятия приводят к  закономерному приросту пластичности независимо от того, ставится ли такая задача. Однако по мере повышения мастерства происходит возрастание физических и ДКК, в том числе и пластичности.

     Таким образом, пластичность как двигатель  но-координационное качество есть гармоничное  по форме и ритму движение, отражающее духовный и внутренний мир человека. 

     1.3. Гимнастика в формировании  культуры движений  детей младшего  школьного возраста

     Рассмотрим  значение движений для культурного  развития детей.

       Двигательная активность положительно  влияет на все психологические функции детей. Например, в исследованиях психологов показана прямая корреляционная связь характера двигательной активности с проявлениями восприятия, памятью, эмоциями и мышлением. Движения способствуют увеличению словарного разнообразия детской речи, более осмысленному пониманию слов, формированию понятий, что улучшает психическое состояние ребенка. Иными словами, двигательная активность не только создает энергетическую основу для нормального роста и развития, но и стимулирует формирование психических функций.

     Занятия физической культурой снимают утомление  нервной системы и всего организма, повышают работоспособность, способствуют укреплению здоровья. 

       Проводимые в школе гимнастические  уроки,   позволяют учащимся  позволяют выработать у учащихся силу воли, выносливость, коллективное творчество, а соответственно и более глубоко изучить историю культуры поведения человека в обществе и в быту, узнать о чести и долге, справедливости и о манере общения.

     Анализ  вышесказанного показывает, что с социально – эстетической точки зрения содержание воспитания нравственной культуры должно, прежде всего, включать в себя вовлечение учащихся в спортивную жизнь, и соответственно, гимнастику (В.К. Бальсевич, 2001).

       Гимнастика на протяжении тысячелетий, с момента зарождения физической культуры как системы воздействия па человека, всегда считалась ее первоосновой.

     Богатейший  арсенал разнообразных гимнастических упражнении широко применялся практически во всех западно-европейских, восточных системах физического воспитания, а также в России как в дореволюционное время, так и в последующее.

     Трудно  переоценить роль гимнастики и гимнастических упражнений в деле всестороннего  физического развития личности.   Как же обеднен уровень двигательной подготовленности девушек-выпускниц, которые были лишены возможности совершенствовать свою фигуру и движения средствами художественной гимнастики, не ощутили благотворного воздействия ритмов аэробики (А.И. Селезнёв, 2003).

       Многообразие физических упражнений  и методов их применения, составляющих содержание гимнастики, позволяет целенаправленно воздействовать на развитие всех основных функций организма в соответствии с двигательными возможностями человека. Поэтому гимнастика является одним из наиболее действенных средств гармонического физического развития занимающихся. Большой диапазон использования средств и методов гимнастики делает ее доступной для людей любого возраста, пола и физической подготовленности.

     Благодаря специфике средств и методов  гимнастика оказывает существенное педагогическое воздействие на занимающихся. Четкая организация занятий, строгие требования к точности выполнения упражнений, формирование представления об изяществе движений, о красоте человеческого тела, побуждение к физическому самосовершенствованию способствуют воспитанию важных моральных и волевых качеств.

     Гимнастика  в нашей стране является одним  из наиболее массовых средств физического  воспитания. Ее значение особенно велико в деле физического совершенствования подрастающего поколения. 

     Средства  гимнастики широко применяются и  в целях сохранения здоровья, и повышения работоспособности людей среднего и пожилого возраста.

     Основными средствами гимнастики являются преимущественно  специально разработанные формы  движении аналитического характера. Лишь небольшая часть упражнений заимствована непосредственно из жизненной практики. Но и эти упражнения (большинство их относится к числу так называемых прикладных упражнений) по своей структуре часто существенно отличаются от естественных движений человека.

     Важно подчеркнуть, что основные средства гимнастики, представляющие собой совокупность разнообразных искусственно созданных форм движений, применяют для совершенствования естественных, жизненно важных двигательных способностей человека, необходимых ему в повседневной жизни, в трудовой и военной деятельности. С помощью гимнастических упражнений формируют многие необходимые в жизни двигательные навыки и умения, совершенствуют школу движений, развивают основные двигательные качества (силу, гибкость, ловкость. быстроту, различные виды выносливости), исправляют дефекты осанки, восстанавливают утраченную дееспособность двигательного аппарата.

     Арсенал средств гимнастики формировался постепенно, по мере накопления научных знаний, расширявших представление о строении и функциях организма, о возможностях управления процессом развития двигательных способностей человека. Содержание гимнастики пополняется и уточняется непрерывно. Новые достижения в теории и методике физического воспитания применяются для повышения эффективности занятий гимнастикой с людьми различного возраста.

     В арсенал средств гимнастики входят все анатомически возможные движения от элементарных односуставных сгибаний и разгибании до сложнейших по координации  двигательных действий, выполнение которых требует высокого уровня развития основных двигательных качеств [18].

     Наиболее  типичными для гимнастики являются следующие группы упражнений:

     1. Общеразвивающие упражнения. Их  применяют для разносторонней физической подготовки, расширения функциональных возможностей организма, формирования правильной осанки.

Информация о работе Влияние гимнастических упражнений на формирование культуры движений детей младшего школьного возраста