Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 07:05, курсовая работа
Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В последние годы в связи с переходом к обучению с 6 лет и введением четырехлетней начальной школы нижняя граница данного возрастного этапа переместилась и многие дети становятся школьниками начиная не с 7 лет, как прежде, а с 6. Соответственно границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6—7 до 9—10 лет.
Глава 1………………………………………………………..…………………..3
Введение………………………………………………………………..…3
Личность младшего школьника……………………………………..
Тревожность……………………………………………………………
Особенности тревожности у младших школьников………………….10
Глава 2…………………………………………………………………………12
Методы исследования………………………………………………………12
Заключение…………………………………………………………………16
Список литературы…………………………………………………………18
Приложение……………………………………………………………..20
Уровень тревожности детей в младшем школьном возрасте.
Содержание:
Глава 1………………………………………………………..………………
Введение…………………………………………………………
Личность младшего школьника……………………………………..
Тревожность…………………………………………………
Особенности
тревожности у младших
Глава
2…………………………………………………………………………
Методы исследования……………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Начало младшего
школьного возраста определяется моментом
поступления ребенка в школу.
В последние годы в связи с
переходом к обучению с 6 лет и
введением четырехлетней
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Потому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее. [1, с. 278] Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире, поэтому для ребенка так важно быть понятым и принятым сверстниками и взрослыми. Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством и пр.), в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка.
С тревожностью могут быть связаны причины возникновения школьных неврозов, неумение ребенка адаптироваться в новой ситуации, затруднения интеллектуальной деятельности, снижение умственной работоспособности, трудности в общении и установлении межличностных отношений с окружающими людьми. Состояние беспокойства и тревоги может быть вызвано социальным окружением - обстановкой в семье, школе.
Фрейд
выделял три основных вида тревожности:
1) Объективную (реалистическую), вызванную
реальной внешней опасностью;
2) Невротическую, вызванную опасностью
не известной и не определенной;
3) Моральную, определяемую им как «тревожность
совести».
Реалистическая тревога является ответом
на объективную внешнюю угрозу, при чрезмерном
проявлении такая тревожность ослабляет
способность индивида эффективно справиться
с источником опасности. Переходя во внутренний
план в процессе формирования личности,
она служит основой для двух типов тревожности,
которые различаются по характеру осознания.
Невротическая тревожность, по Фрейду,
может существовать в трех основных формах.
Во-первых, это «свободно плавающая», «свободно
витающая» тревожность, или «готовность
в виде тревоги», которую, как образно
замечает Фрейд, тревожный человек носит
повсюду с собой и которая всегда готова
прикрепиться к любому более или менее
подходящему объекту (как внешнему, так
и внутреннему). Например, она может воплотиться
в страх ожидания.
Во-вторых, это фобические реакции, которые
характеризуются несоразмерностью вызвавшей
их ситуации, — боязнь высоты, змей, толпы,
грома и т.п. В-третьих, это страх, возникающий
при истерии и тяжелых неврозах и характеризующийся
полным отсутствием связи с какой-либо
внешней опасностью.
Правда, с точки зрения Фрейда, разграничение
объективной и невротической тревожности
весьма условно, поскольку невротическая
тревожность имеет тенденцию проецироваться
вовне («прикрепляться к объекту»), приобретая
вид реального страха, так как от внешней
опасности избавиться легче, чем от внутренней.
Моральная же тревожность, с точки зрения
Фрейда, возникает вследствие восприятия
Эго опасности, идущей от Супер-Эго. Она
представляет собой, по сути, синтез объективной
и невротической тревожности, так как
Супер-Эго является интроецированным
голосом авторитета родителей и продуцирует
вполне реальную боязнь угроз и наказаний
— реальную по крайней мере для детей.
В своих работах Вильгельм Райх расширил
психодинамическую теорию Фрейда, включив
в нее, помимо либидо, все основные биологические
и психологические процессы. Райх рассматривал
удовольствия, как свободное движение
энергии из сердцевины организма к периферии
и во внешний мир. Тревожность же понималась
им, как препятствие контакта этой энергии
с внешним миром, возвращение ее внутрь,
что вызывает “мышечные зажимы”, искажает
и разрушает естественное чувствование,
в частности сексуальное (Фейдимен и Фрейгер,
1992).
Райх понимал характер человека, как устойчивый
паттерн его реакций на различные ситуации.
Основной функцией характера является
защита против тревожности, которая вызывается
в ребенке с сексуальными чувствами в
сопровождении страха наказания. Черты
характера не являются невротическими
симптомами. Различие состоит в том, что
невротические симптомы (иррациональные
страхи и фобии) переживаются как чуждые
индивидууму, в то время как невротические
черты характера (преувеличенная любовь
к порядку или тревожная стеснительность)
переживаются как составные части личности.
Таким образом, Райх внес в описание феноменологии
тревожности важный аспект - ригидность
и мышечная зажатость, отказ от выполнения
действия путем блокады телесных органов.
Вкладом в понимание самоотношения является
различение переживания своих особенностей
как присущих себе или как чуждых.
Тревожность
Понимание тревожности было внесено в психологию психоаналитиками и
психиатрами. Многие представители психоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние.
В русском языке слово тревожность относится к разряду редко употребляемых. Гораздо чаще, когда заходит речь про обозначаемое им явление, используются существительное тревога и производные от него глагол тревожиться и прилагательное тревожный. Однако в профессиональном лексиконе психологов слово тревожность используется довольно часто.
Принято считать, что проблема тревожности как проблема собственно психологическая была впервые поставлена и подверглась специальному рассмотрению в трудах З.Фрейда. Считая, что понимание тревожности имеет чрезвычайно большое значение для объяснения психической жизни человека, Фрейд очень скрупулезно подходил к анализу данного явления, неоднократно пересматривал и уточнял свою концепцию - главным образом в тех ее частях, которые касаются причин и функций тревожности. Классической работой Фрейда по этой проблеме является его книга «Торможение. Симптом. Тревожность» (1926), которая уже через год после ее выхода была издана в переводе на русский язык под названием «Страх». Фрейд определял тревожность как неприятное переживание, выступающее сигналом предвосхищаемой опасности. Содержание тревожности - чувства неопределенности и беспомощности. Тревожность характеризуется тремя основными признаками — специфическим чувством неприятного; соответствующими соматическими реакциями (прежде всего усилением сердцебиения); осознанием этого переживания. Первоначально Фрейд допускал и существование бессознательной тревожности, однако затем пришел к заключению, что это состояние переживается сознательно и сопровождается возрастанием умения справляться с опасностью (с помощью борьбы или бегства). Тревожность помещается им в Эго. Что касается бессознательной тревожности, то в дальнейшем она стала рассматриваться в русле исследований психологической защиты (З. Фрейд и др.)
По мнению Фрейда, тревожность выступает повторением в наших фантазиях ситуаций, связанных с испытанными в прошлом опыте переживаниями беспомощности. Прообразом таких ситуаций является травма рождения.
Рассмотрим его представление о видах и формах тревожности. Фрейд выделял три ее основных вида: 1) объективную, вызванную реальной внешней опасностью; 2) невротическую, вызванную опасностью неизвестной и неопределенной; 3) моральную, определяемую им как «тревожность совести». Анализ невротической тревожности позволил Фрейду выделить два ее основных отличия от объективной, то есть от реального страха. Невротическая тревожность отличается от объективной «в том, что опасность является внутренней, а не внешней, и в том, что она сознательно не признается». Основной источник невротической тревожности - боязнь потенциального вреда, который может причинить освобождение влечений.
Невротическая тревожность, по Фрейду, может существовать в трех основных формах. Во-первых, это «свободно плавающая», «свободно витающая» тревожность, или «готовность в виде тревоги», которую, как образно замечает Фрейд, тревожный человек носит повсюду с собой и которая всегда готова прикрепиться к любому более или менее подходящему объекту (как внешнему, так и внутреннему). Например, она может воплотиться в страх ожидания. Во-вторых, это фобические реакции, которые характеризуются их несоразмерностью вызвавшей ситуации, — боязнь высоты, змей, толпы, грома и т.п. В-третьих, это страх, возникающий при истерии и тяжелых неврозах и характеризующийся полным отсутствием связи с какой-либо внешней опасностью. Правда, сточки зрения Фрейда, разграничение объективной и невротической тревожности весьма условно, поскольку невротическая тревожность имеет тенденцию проецироваться вовне («прикрепляться к объекту»), приобретая вид реального страха, так как от внешней опасности избавиться легче, чем от внутренней. Моральная же тревожность, с точки зрения Фрейда, возникает вследствие восприятия Эго опасности, идущей от Суперэго. Она представляет собой, по сути, синтез объективной и невротической тревожности, так как Суперэго является проецированным голосом авторитета родителей и продуцирует вполне реальную боязнь угроз и наказаний - реальную по крайней мере для детей.
Несмотря на то, что в наши дни идеи классического психоанализа уже не столь популярны в психологическом сообществе, как в прежние времена, необходимо признать, что представления Фрейда на долгие годы, вплоть до наших дней, определили основные направления изучения тревожности.
Проблема тревожности стала предметом специального исследования у
неофрейдистов и, прежде всего у К. Хорни. В теории Хорни главные источники тревоги и беспокойства личности коренятся не в конфликте между биологическими влечениями и социальными запретами, а являются результатом неправильных человеческих отношений.
В книге “Невротическая личность нашего времени” Хорни насчитывает 11
невротических потребностей (К. Хорни, 1997):
1.
Невротическая потребность в
привязанности и одобрении,
нравиться другим, быть приятным.
2. Невротическая потребность в “партнере”, который исполняет все
желания, ожидания, боязнь остаться в одиночестве.
3.
Невротическая потребность
оставаться незамеченным.
4.
Невротическая потребность
предвидения.
5.
Невротическая потребность
них.
6.
Потребность в социальном
7. Потребность личного обожания. Раздутый образ себя.
8. Невротические притязания на личные достижения, потребность превзойти
других.
9.
Невротическая потребность в
самоудовлетворении и
необходимости ни в ком не нуждаться.
10. Невротическая потребность в любви.
11. Невротическая потребность в превосходстве, совершенстве, недосягаемости.
К. Хорни считает, что при помощи удовлетворения этих потребностей человек
стремится избавиться от тревоги, но невротические потребности ненасыщаемы,
удовлетворить их нельзя, а, следовательно, от тревоги нет путей избавления.
В большой степени К. Хорни близок С. Салливен. Он известен как создатель
“межличностной теории”. Личность не может быть изолирована от других людей, межличностных ситуаций. Ребенок с первого дня рождения вступает во
взаимоотношение с людьми и в первую очередь с матерью. Все дальнейшее
развитие и поведение индивида обусловлено межличностными отношениями.
Салливен считает, что у человека есть исходное беспокойство, тревога, которая
является продуктом межличностных (интерперсональных) отношений.
Салливен рассматривает организм как энергетическую систему напряжений,
которая может колебаться между определенными пределами – состоянием покоя, расслабленности (эйфория) и наивысшей степенью напряжения. Источниками напряжения являются потребности организма и тревога. Тревога вызывается действительными или мнимыми угрозами безопасности человека.
Салливен так же, как и Хорни, рассматривает тревожность не только как одно из основных свойств личности, но и как фактор, определяющий ее развитие.
Возникнув в раннем возрасте, в результате соприкосновения с неблагоприятной
социальной средой, тревога постоянно и неизменно присутствует на протяжении всей жизни человека. Избавление от чувства беспокойства для индивида становится “центральной потребностью” и определяющей силой его поведения.
Человек вырабатывает различные “динамизмы”, которые являются способом
избавления от страха и тревоги.
Информация о работе Уровень тревожности детей в младшем школьном возрасте