Младший школьный возраст

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:46, реферат

Описание работы

Цель исследования: выявить наиболее эффективные формы и методы формирования учебных умений и навыков младших школьников.
В соответствии с целью, объектом, предметом сформулированы следующие задачи:
1. На основе изучения психолого–педагогической литературы раскрыть содержание основных понятий исследования: «общеучебные умения и навыки младших школьников», «уровни сформированности общеучебных умений и навыков »
2. Изучить особенности проведения диагностики учебных умений и навыков младших школьников;

Работа содержит 1 файл

курсовая Голошевская.doc

— 179.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Формирование  общеучебных умений и навыков  – один из приоритетов современного начального образования, предопределяющий успешность всего последующего обучения. В новых образовательных стандартах начального общего образования формированию общеучебных умений и навыков, а также различным способам деятельности уделено особое внимание: они выделены в отдельный блок, как на уровне минимума содержания, так и на уровне требований к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

     Проблемой формирования общеучебных умений и  навыков в педагогической науке  и образовательной практике занимаются не одно десятилетие, однако, до сих  пор главный недостаток современного образования, в том числе и  начального, связывают с неумением школьников учиться.

     Учителя начальной школы пока с трудом переходят к ориентации на новые  цели начального обучения, сформулированные в ходе модернизации структуры и  содержания образования: научить младших  школьников учиться, формировать у них учебную деятельность. По-прежнему основной упор делается на овладение знаниями, умениями и навыками. Слабо сформированы отдельные компоненты учебной деятельности: понимание и четкое выполнение инструкции, понимание учебной задачи, самоконтроль, не четко определены уровни сформированности общеучебных умений и навыков. Администрация и педагоги школ не всегда  проявляют достаточное внимание к решению проблемы повышения активности и учебной самостоятельности школьников, и это обусловлено рядом причин.

– формирование общеучебных умений и навыков, способов деятельности до сих пор рассматривалось  вне учебных дисциплин, а если и было «встроено» в учебный предмет, то слабо согласовывалось между  отдельными предметами;

– объектами  контроля и оценки со стороны администрации и учителя являлись исключительно предметные знания, умения и навыки; 

– существование  обязательной пятибалльной системы  оценивания со стороны взрослых тормозило  формирование контрольно-оценочной  самостоятельности младших школьников;

– информационно-репродуктивное содержание учебных предметов не способствовало развитию поисковой активности детей и тормозило освоение разных способов человеческой деятельности;

– отсутствовали  контрольно-измерительные материалы  по отслеживанию уровней формирования этих умений и способов деятельности.

     Проблема  исследования: выявление условий формирования общеучебных умений и навыков младших школьников.

     Цель  исследования: выявить наиболее эффективные формы и методы формирования учебных умений и навыков младших школьников.

     Объект  исследования: учебный процесс в начальной школе

     Предмет исследования: процесс формирования учебных умений и навыков.

     В соответствии с целью, объектом, предметом  сформулированы следующие задачи:

     1. На основе изучения психолого–педагогической  литературы раскрыть содержание основных понятий исследования: «общеучебные умения и навыки младших школьников», «уровни сформированности общеучебных умений и навыков »

     2. Изучить особенности проведения диагностики учебных умений и навыков младших школьников;

       З. Выявить наиболее эффективные  формы и методы работы способствующие  формированию общеучебных умений  и навыков младших школьников.

     Методы  исследования: анализ литературных источников, наблюдение, теоретический анализ полученных результатов. 

1 Теоретические аспекты  формирования общеучебных умений и навыков 

1.1 Определение понятий  "умение" и "навык" 

Непосредственными целями любого учебного предмета являются усвоение учащимися системы знаний и овладение ими определенными  умениями и навыками. При этом овладение умениями и навыками происходит на базе усвоения действенных знаний, которые определяют соответствующие умения и навыки, т.е. указывают, как следует выполнять то или иное умение или навык. Для того чтобы разобраться в вопросе о путях и механизмах формирования у учащихся умений и навыков, надо сначала уяснить, что собой предоставляют умения и навыки. До сих пор не уточнены соотношения между понятиями "умения" и "навыки". Большинство психологов и педагогов считают, что умение - более высокая психологическая категория, чем навыки. Педагоги-практики придерживаются обратной точки зрения: навыки представляют более высокую стадию овладения физическими упражнениями и трудовыми действиями, чем умения. Одни авторы под умениями понимают возможность осуществлять на профессиональном уровне какую-либо деятельность, при этом умения формируются на базе нескольких навыков, характеризующих степень овладения действиями. Поэтому навыки предшествуют умению.

 Другие  авторы под умениями понимают  возможность осуществлять какое-либо действие, операцию. По их понятию, умение предшествуют навыку, который рассматривается как более совершенная стадия овладения действиями. Умение и навык есть способность совершать то или иное действие. Различаются они по степени (уровню) овладения данным действием.

  Умение - это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно.

 Навык  - это способность к действию, достигшему наивысшего уровня  сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов.Когда человек читает книгу, контролируя смысловое и стилевое содержание ее, то считывание букв и слов происходит автоматически. Когда же он читает рукопись для выявления в ней опечаток, то контроль направлен уже на восприятие букв и слов, а смысловая сторона написанного уходит на второй план. Но в том и в другом случае человек умеет читать, и это умение у него доведено до уровня навыка (Ильин Е.П., 1986, С. 138-147).

   Умение - это промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка. Умение обычно соотносят с уровнем, выражающимся на начальном этапе в форме усвоенного знания (правила, теоремы, определения и т.п.), которое понято учащимися и может быть произвольно воспроизведено. В последующем процессе практического использования этого знания оно приобретает некоторые операциональные характеристики, выступая в форме правильно выполняемого действия, регулируемого этим правилом. В случае каких-либо возникающих трудностей учащийся обращается к правилу с целью контроля за выполняемым действием или при работе над допущенными ошибками.

   Навыки - это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью (Рубинштейн С.Л., 1946. С. 553-554).Это значит, что когда мы формируем в процессе обучения у ученика способность совершать какое-то действие, то сначала он выполняет это действие развернуто, фиксируя в сознании каждый шаг совершаемого действия. То есть способность выполнять действие формируется сначала как умение. По мере тренировки и выполнения этого действия умение совершенствуется, процесс выполнения действия свертывается, промежуточные шаги этого процесса перестают осознаваться, действие выполняется полностью автоматизировано - у ученика образуется навык в выполнении этого действия, т.е. умение переходит в навык Но в ряде случаев, когда действие сложное, и его выполнение состоит из многих шагов, при любом совершенствовании действия оно остается умением, не превращаясь в навык. Поэтому умения и навыки различаются еще в зависимости от характера соответствующих действий. Если действие элементарное, простое, используемое широко при выполнении более сложных действий, то его выполнение формируется обычно как навык, например, навык письма, чтения, устных арифметических действий над небольшими числами и т.д. Если же действие сложное, то выполнение этого действия, как правило, формируется как умение, в состав которого, входит один или несколько навыков.

          Таким образом, термин "умение" имеет два значения:

          1) Как первоначальный уровень  овладения каким-либо простым действием. В этом случае навык рассматривается как высший уровень овладения этим действием, автоматизированное его выполнение: умение переходит в навык.

          2) Как способность осознанно выполнять  сложное действие с помощью  ряда навыков. В этом случае навык - это автоматизированное выполнение элементарных действий, из которых состоит сложное действие, выполняемое с помощью умения.

Общеучебные умения и навыки - это такие умения и навыки, которым соответствуют  действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни.  Для усвоения отдельных предметов необходимы так называемые узкопредметные умения и навыки. Им соответствуют такие действия, формируемые в каком-либо учебном предмете, которые могут становиться операциями для выполнения лишь других специфических действий этого предмета или смежных предметов. Например, навыки чтения и записи натуральных чисел и действий над ними при первоначальном формировании - сугубо математические умения (действия), однако затем, когда они уже сформированы, они превращаются в операции, широко используемые не только для осуществления различных математических действий, но и для действий во многих других предметах (даже таких, как история или литература) и в повседневной жизненной практике. Поэтому эти навыки являются общеучебными. А вот умению находить производную некоторой функции соответствует такое действие, которое используется в курсе математики и в некоторых случаях в курсах физики и химии. Поэтому это умение является узкопредметным.Как видим, четкую границу между узкопредметными и общеучебными умениями и навыками провести довольно трудно. Вместе с тем, все учебные умения и навыки, формируемые в каком-то учебном предмете, можно разделить на две категории:

          1) Общие, которые формируются  у учащихся не только при  изучении данного предмета, но  и в процессе обучения многим  другим предметам, и имеющие  применение во многих учебных  предметах и в повседневной жизненной практике, например, навыки письма и чтения, работы с книгой и т.д.;

          2) Специфические (узкопредметные), которые  формируются у учащихся только  лишь в процессе обучения данному  учебному предмету и имеют  применение главным образом в этом предмете и отчасти в смежных предметах, например, определение общего сопротивления цепи проводников в физике, или вычисление валентности сложного химического вещества и т.д.

     Общие учебные умения и  навыки структурированы как блоки умений, навыков, способов действий в следующих видах деятельности:

Познавательная  деятельность:

    Ø      умение определять адекватные способы решения задач на основе заданных алгоритмов (осуществлять вычислительные действия, переводить одни единицы измерения в другие на основе их отношения; решать задачи арифметическим способом; выполнять морфемный разбор слова; выделять орфограммы в слове; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи);

    Ø      умение моделировать информацию, процессы и явления (выполнять намеченный план и порядок действий; формулировать задачу по данному числовому выражению; работать с простейшими  готовыми знаковыми моделями; записывать предложения заданной структуры; составлять цитированные выписки из письменного текста;  заполнять схемы, таблицы; владеть знаково-буквенной символикой);

    Ø      умение сравнивать, сопоставлять, ранжировать, классифицировать объекты по предложенным критериям (сравнивать величины по их числовым значениям; различать звуки и буквы; распознавать части речи; различать члены предложения; разбирать слово по составу; сопоставлять данные задачи)

Коммуникативная деятельность:

    Ø      умение осуществлять поиск и преобразование информации (осуществлять поиск информации, заданной в явном и неявном виде; объяснять термины с использованием данного текста; работать со структурными единицами текста);

    Ø      умение создавать собственные письменные высказывания по заданному вопросу  (создавать предложения заданной структуры и собственные тексты; применять данный текст для описания ситуации).[12]

1.2. Уровни овладения  умениями и навыками 

Процесс формирования учебных умений и навыков (общих и узкопредметных) является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений (особенно общие) формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека.

Можно установить следующие уровни овладения  учащимися действиями, соответствующими и учебным умениям, и навыкам 

1 вариант

0 уровень  - учащиеся совершенно не владеют  данным действием (нет умения).

Информация о работе Младший школьный возраст