Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:11, дипломная работа
Цель исследования. Экспериментальное обоснование влияния гимнастических упражнений на формирование культуры движений младших школьников.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Теоретически обосновать эффективность влияния гимнастических упражнений на формирование культуры движений младшего школьника.
2. Разработать тесты для определения осанки, пластичности, координированности у детей младшего школьного возраста.
3. Разработать критерии оценок для оценивания осанки, пластичности, координированности у детей младшего школьного возраста.
4. Экспериментально доказать эффективность влияния гимнастических упражнений на формирование культуры движений младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….... 3
ГЛАВА 1. Исследование проблемы формирования культуры
движений в процессе занятий физической культурой …………..………...5
1.1. Понятие «культура», «физическая культура». …………………..………...5
1.2. Основы формирования культуры движений младших школьников…….13
1.2.1. Осанка, поза, походка. ……………………………..…………………....17
1.2.2. Жесты и мимика. …………………………………………..…………......24
1.2.3. Координированность…..…………………………………………………26
1.2.4. Двигательная пластика. …………………………………………….……28
1.3. Гимнастика в формировании культуры движений детей
младшего школьного возраста. …………………..…………………………….35
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования ………………….……..42
2.1. Методы исследования …………………………………………………….42
2.2. Организация исследования………………………………………………...45
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение ……………..……46
3.1. Теоретическое обоснование экспериментальной программы ……...46
3.2. Эффективность применения гимнастических упражнений для формирования культуры движений младших школьников. ……………51
ВЫВОДЫ ...……………………………………………………………………..55
ЛИТЕРАТУРА ……………..…………………………………………………..57
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………
2.
Говоря о критериях высокой
культуры движений ребенка,
3.
Овладение основными
4. Сложность обучения ребенка движениям заключается в том, что невозможно привлечь к этому процессу его сознание в той мере, в какой это необходимо. Зато ребенок лучше, чем юноши и взрослые, воспринимает и запоминает форму движения, его пространственную и, что очень важно, ритмическую структуру.
5.
Большой информативностью
6.
Человек, хорошо владеющий
7. Для рационального построения целенаправленных практических занятий направленных на формирование культуры движений надо исходить из следующих базовых общеметодических правил:
8.
В настоящее время возросло
внимание к изучению
9.
Составными компонентами
1) индивидуальный стиль:
-
выверенность движений (приземление
в ожидаемой точке, выполнение
упражнений по четко
-
cамоконтроль (правильно
-насыщенность двигательными действиями, требующими мощности, резкости (сочетающей силу и быстроту), точности;
2) грация (грациозность движений):
-
сочетание силы и красоты
- пространственная точность и максимальная амплитуда;
- контрастность движений;
- манера держаться свободно, раскованно при больших нагрузках;
- контакт со зрителем ("чувство зрителя").
Гармоничность
двигательных действий, обеспечивающая
единство, согласованность, соразмерность
частей единого двигательного акта,
а также включение
- симметричных и асимметричных;
- силовых и маховых;
- динамических и статических;
- быстрых и медленных;
- длинных и коротких;
-
контрастных и дополняющих
- простых и сложных;
3)
артистичность исполнения в
-
непрерывность движений от
-
единство физического и
10. Гимнастика на протяжении
11. Возможность эффективно влиять на эстетическое воспитание занимающихся. Требования гимнастики в совершенстве владеть формой движений, стремиться к их изяществу, пластичности и выразительности, быть красиво сложенным, уметь сочетать движения с музыкой оказывают существенное влияние на формирование эстетического вкуса у занимающихся.
12.
Средства основной гимнастики
весьма разнообразны. К ним относятся
многочисленные
Гимнастика способствует формированию представления об изяществе движений, о красоте человеческого тела.
В
дополнение к средствам основной
гимнастики, для формирования культуры
движений школьников, предлагаются разнообразные
средства нетрадиционных видов гимнастики:
ритмической, пластической, йоги и т.д.
Новые нетрадиционные виды гимнастики
учат сознательному контролю за выполнением
движений, самоконтролю, освоению умения
ощущать свое тело, мышцы, расслабляться.
Упражнения направлены на снятие излишнего
напряжения, воспитание изящества в движениях,
легкости, гармоничности движений.
3.2.
Эффективность применения
гимнастических упражнений
для формирования
культуры движений
младших школьников
В нашем исследовании поводилось наблюдение с целью направленного, изучения культуры движений младших школьников, как показателя общей культуры; с целью выявления умений школьников удерживать правильную осанку на протяжении всего занятия. Во время наблюдений обращалось внимание на пластику, координацию также на позы детей, их мимику и жесты и т.д.
В результате наблюдений мы выявили то, что очень многие дети не следят за осанкой, во время выполнения упражнения обращают внимание на осанку, только тогда, когда им напомнит об этом учитель. Мышцы спины и живота в основном расслаблены, нет плавности и слитности при выполнении упражнений, но дети с удовольствием подражают своему учителю, когда учитель выполняет красиво и правильно упражнения.
Соответственно тестам нами разработаны критерии оценок по которым мы оценивали осанку, пластику и координацию младших школьников (приложение1).
1.
Оценивалось умение школьника
удерживать правильную осанку (не
напрягаясь) в процессе ходьбы
по скамейке без груза, а
также с мешочком песка на
голове и удерживать его при
ходьбе по двум обручам ("
2.
Определялась степень
3. Координированность определялась, как мы уже указывали по критериям оценок при выполнении общеразвивающих упражнений – поточно. Оценивалось четкое выполнение упражнений и правильный переход от одного упражнения к другому (слитность выполнения упражнений), соблюдение динамической осанки. По результатам тестирования в контрольной группе получены следующие результаты отраженные в таблице 1.
Таблица 1
Результаты тестирования в контрольной группе до эксперимента и после эксперимента
Вид теста | до | после | разница | % |
осанка | 2,45 | 2,95 | 0,5 | 17 |
пластика | 2,1 | 2,37 | 0,27 | 11,4 |
координация | 2,04 | 2,7 | 0,66 | 24,5 |
Приведенные выше результаты показывают, что у школьников которые составляли контрольную группу, где не проводились специальные упражнения на осанку, на развитие пластичности и развитие координации, а давались упражнения определенные программой, все таки произошли изменения в лучшую сторону по показателям: осанка – на 17%, пластика – 11,4% , координация – на 24,5%. Это говорит о том что средства физической культуры применяемые на уроках физической культуры в любом случае положительно влияют на развитие, как осанки, так и пластики и на координацию движений.
Применяя целенаправленно в
экспериментальной группе на
каждом уроке разнообразные
Таблица 2
Результаты тестирования в экспериментальной группе до эксперимента и после эксперимента
Вид теста | до | после | разница | % |
осанка | 2,58 | 4,37 | 1,79 | 41 |
пластика | 2,3 | 4,08 | 1,88 | 43,7 |
координация | 2,45 | 4,41 | 1,96 | 44,5 |