Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 13:41, курсовая работа
Цель данной работы: на основе анализа литературы по теме исследования, выявить наиболее эффективные способы социально – педагогической деятельности по адаптации первоклассников к школе.
Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи:
изучить сущность и содержание понятия «адаптация»;
разработать рекомендации по учёту особенностей адаптации младших школьников в воспитательной работе.
Введение…………………………………………………………………………….......3
Глава I.Школьная адаптация как психолого-педагогическая проблема……………5
1.1.Возрастные особенности младших школьников…………………………............5
1.2. Сущность школьной адаптации первоклассников…………….............……….10
Глава II. Социально-педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе……………………………..……………………………………....….............20
Заключение……………………………………………………....................................29
Список литературы…………………………………………………………….……..31
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра общей и социальной педагогики
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Курсовая работа
ВОРОНЕЖ
2012
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I.Школьная адаптация как психолого-педагогическая проблема……………5
1.1.Возрастные
особенности младших
1.2. Сущность школьной адаптации
первоклассников……………..........
Глава II. Социально-педагогическая деятельность
по адаптации первоклассников к школе……………………………..………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Начало систематического обучения в школе является стрессовой ситуацией в жизни ребенка, так как связано с необходимостью адаптироваться к новым микросоциальным условиям. Этот процесс сопровождается разнообразными сдвигами в функциональном состоянии и в значительной мере затрагивает психоэмоциональную сферу. От благополучия адаптационного периода при поступлении в школу в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка. Школьная дезадаптация приводит к снижению учебной мотивации, деформации межличностных отношений, развитию невротических состояний, формированию дивиантных форм поведения. Неблагоприятное течение адаптации свидетельствует о снижении функциональных резервов организма и перенапряжении регуляторных систем, что сопровождается возникновением соматических заболеваний.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что интенсификация учебной деятельности, наблюдаемая в последние годы, а также преобразования в социально-экономической сфере изменили условия жизни детей и определили необходимость повторного углубленного анализа приспособительной деятельности ребенка при поступлении в школу и социально-психологической практики, связанной со школьной адаптацией.
Объект исследования: школьная адаптация первоклассников.
Предмет исследования: социально-педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе.
Цель данной работы: на основе анализа литературы по теме исследования, выявить наиболее эффективные способы социально – педагогической деятельности по адаптации первоклассников к школе.
Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи:
Методологическую основу исследования составили:
Сочетание
теоретико-методологического
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, раскрывающей состояние исследуемой проблемы.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава I. Школьная адаптация как психолого-педагогическая проблема.
1.1 Возрастные особенности младших школьников.
Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка - начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность.
К 6 - 7 годам
повышается подвижность нервных
процессов, отмечается большее, чем
у дошкольников, равновесие процессов
возбуждения и торможения. Но процессы
возбуждения все еще
Возросшая физическая выносливость, повышение
работоспособности носят относительный
характер, но в целом большинство детей
испытывает высокую утомляемость, вызванную
еще и дополнительными, не свойственным
для данного возраста, школьными нагрузками
(приходится много сидеть при жизненной
потребности в движении). Работоспособность
ребенка резко падает через 25-30 минут после
начала урока и может резко снизиться
на 2-ом уроке. Дети сильно утомляются при
повышенной эмоциональной насыщенности
уроков, мероприятий. Все это надо учитывать,
имея в виду уже упоминавшуюся возбудимость
детей.
С поступлением
в школу в жизни ребенка
происходят существенные изменения, коренным
образом меняется социальная ситуация
развития, формируется новый для ребенка
вид деятельности - учебная деятельность.
На основе этой новой деятельности развиваются
основные психологические новообразования:
в центр сознания выдвигается мышление.
Таким образом, мышление становится доминирующей
психической функцией и начинает определять
постепенно и работу всех других психических
функций (памяти, внимания, восприятия).
С развитием мышления другие функции тоже
становятся произвольными.
Развитие мышления способствует появлению
нового свойства личности ребенка - рефлексии,
то есть осознания себя, своего положения
в семье, классе, оценка себя как ученика:
хороший - плохой. Эту оценку "себя"
ребенок черпает из того, как относятся
к нему окружающие, близкие люди. Согласно
концепции известного американского психолога
Эриксона, в этот период у ребенка формируется
такое важное личностное образование,
как чувство социальной и психологической
компетентности или при неблагоприятных
условиях - социальной и психологической
неполноценности.
Информация о работе Проблемы адаптации детей младшего школьного возраста