Проблемы адаптации детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: на основе анализа литературы по теме исследования, выявить наиболее эффективные способы социально – педагогической деятельности по адаптации первоклассников к школе.
Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи:
изучить сущность и содержание понятия «адаптация»;
разработать рекомендации по учёту особенностей адаптации младших школьников в воспитательной работе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….......3
Глава I.Школьная адаптация как психолого-педагогическая проблема……………5
1.1.Возрастные особенности младших школьников…………………………............5
1.2. Сущность школьной адаптации первоклассников…………….............……….10
Глава II. Социально-педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе……………………………..……………………………………....….............20
Заключение……………………………………………………....................................29
Список литературы…………………………………………………………….……..31

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Педагогика.docx

— 66.69 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра общей и социальной педагогики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОБЛЕМЫ  АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ 

МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                  Выполнила студентка

                                                                                                  III курса ФМФ з/о МИ

                                                                                                  Кривоплясова Надежда Сергеевна

 

                                                                                                  Научный руководитель:

                                                                                                  Лукин Юрий Алексеевич,

                                                                                                  доцент кафедры общей и

                                                                                                  социальной педагогики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОРОНЕЖ

2012

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………….......3

Глава I.Школьная адаптация как психолого-педагогическая проблема……………5

1.1.Возрастные  особенности младших школьников…………………………............5

1.2. Сущность школьной адаптации  первоклассников…………….............……….10

Глава II. Социально-педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе……………………………..……………………………………....….............20

Заключение……………………………………………………....................................29

Список литературы…………………………………………………………….……..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Начало  систематического обучения в школе  является стрессовой ситуацией в  жизни ребенка, так как связано  с необходимостью адаптироваться к  новым микросоциальным условиям. Этот процесс сопровождается разнообразными сдвигами в функциональном состоянии и в значительной мере затрагивает психоэмоциональную сферу. От благополучия адаптационного периода при поступлении в школу в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка. Школьная дезадаптация приводит к снижению учебной мотивации, деформации межличностных отношений, развитию невротических состояний, формированию дивиантных форм поведения. Неблагоприятное течение адаптации свидетельствует о снижении функциональных резервов организма и перенапряжении регуляторных систем, что сопровождается возникновением соматических заболеваний.

Актуальность  выбранной темы определяется тем, что  интенсификация учебной деятельности, наблюдаемая в последние годы, а также преобразования в социально-экономической  сфере изменили условия жизни  детей и определили необходимость  повторного углубленного анализа приспособительной  деятельности ребенка при поступлении в школу и социально-психологической практики, связанной со школьной адаптацией.

Объект исследования: школьная адаптация первоклассников.

Предмет исследования: социально-педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе.

Цель данной работы: на основе анализа литературы по теме исследования, выявить наиболее эффективные способы социально – педагогической деятельности по адаптации первоклассников к школе.

Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи:

    • изучить сущность и содержание понятия «адаптация»;
    • разработать рекомендации по учёту особенностей адаптации младших школьников в воспитательной работе.

Методологическую основу исследования составили:

    • материалистическое учение о психике, как свойстве мозга;
    • гуманистическая психология (Маслоу, Роджерc);
    • особенности личностного развития ребёнка данного возрастного периода, рассмотренные в трудах Л.И. Божович, А.В. Петровского.

Сочетание теоретико-методологического уровня исследования с решением задач прикладного  характера обусловило выбор методов  исследования.

Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, раскрывающей состояние исследуемой проблемы.

Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Школьная адаптация  как психолого-педагогическая проблема.

1.1 Возрастные особенности  младших школьников.

Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в  жизни ребенка - начало младшего школьного  возраста, ведущей деятельностью  которого становится учебная деятельность.

К 6 - 7 годам  повышается подвижность нервных  процессов, отмечается большее, чем  у дошкольников, равновесие процессов  возбуждения и торможения. Но процессы возбуждения все еще превалируют  над процессами торможения, что определяет такие характерные особенности  младших школьников, как непоседливость, повышенная активность, сильная эмоциональная возбудимость. В физиологическом плане надо отметить, что в 6 - 7 летнем возрасте созревание крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому детям легче выполнять сравнительно сильные, размашистые движения, чем те, которые требуют большой точности. Поэтому дети быстро устают при выполнении мелких движений (письмо).  
Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, но в целом большинство детей испытывает высокую утомляемость, вызванную еще и дополнительными, не свойственным для данного возраста, школьными нагрузками (приходится много сидеть при жизненной потребности в движении). Работоспособность ребенка резко падает через 25-30 минут после начала урока и может резко снизиться на 2-ом уроке. Дети сильно утомляются при повышенной эмоциональной насыщенности уроков, мероприятий. Все это надо учитывать, имея в виду уже упоминавшуюся возбудимость детей.

С поступлением в школу в жизни ребенка  происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется новый для ребенка вид деятельности - учебная деятельность.  
На основе этой новой деятельности развиваются основные психологические новообразования: в центр сознания выдвигается мышление. Таким образом, мышление становится доминирующей психической функцией и начинает определять постепенно и работу всех других психических функций (памяти, внимания, восприятия). С развитием мышления другие функции тоже становятся произвольными.  
Развитие мышления способствует появлению нового свойства личности ребенка - рефлексии, то есть осознания себя, своего положения в семье, классе, оценка себя как ученика: хороший - плохой. Эту оценку "себя" ребенок черпает из того, как относятся к нему окружающие, близкие люди. Согласно концепции известного американского психолога Эриксона, в этот период у ребенка формируется такое важное личностное образование, как чувство социальной и психологической компетентности или при неблагоприятных условиях - социальной и психологической неполноценности.

Информация о работе Проблемы адаптации детей младшего школьного возраста