Влияние средств массовых коммуникаций на агрессивность детей старшего дошкольного возраст

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Широкое распространение видео и телепрограмм с сюжетами насилия на экране и фильмы ужасов делают ребенка более агрессивными и жестокими. Ввиду этого не случайно данная тема представляет собой интерес для психологической науки и обладает высокой социальной значимостью, последнее время притягивает к себе все более пристальное внимание исследователей.

Работа содержит 1 файл

!!!курсовик.doc

— 428.50 Кб (Скачать)

1.4 Психологические аспекты средств массовых коммуникаций на примере телеинформации

     Широкое распространение видео и телепрограмм с сюжетами насилия и увлечение ими детей вызывают острую критику педагогов и социальных работников, которые считают, что сцены насилия на экране и фильмы ужасов делают ребенка более агрессивными и жестокими. До сих пор идет дискуссия о том, оказывают ли на самом деле военные действия и сцены насилия, мерцающие на экране, отрицательное воздействие на детей.

     Одни  ученые считают [4, с.39], что в видеофильмах ребенок бессознательно реализует определенные свои потребности, чему во многом способствуют образы героев фильмов. Поэтому чрезмерное увлечение видео и телевидением возникает только у тех детей, которые испытывают затруднения в адаптации к действительности, и не могут решить их в реальной жизни.

     В рамках теории социального научения [3, с.121], существуют противоположные данные, которые свидетельствуют о том, что переживания, вызываемые пассивным наблюдением агрессии и насилия, происходящих как на экране, так и в реальной жизни, ведут не к катарсическому эффекту, как предполагает теория влечения [3, с.123], а, наоборот, к возбуждению агрессии. Это мнение опирается на данные о том, что наблюдатель (особенно если это ребенок) проявляет тенденцию совершать те же самые действия, как и лицо, за которым он наблюдает. В частности указывается [3, с.127], что простое ожидание или сам просмотр сцен насилия по телевидению и в фильмах может увеличивать степень агрессивности. Было, в частности, установлено [3, с.135], что зрители с высоким уровнем агрессивности в большей степени интересуются видео насилием, в то время как мало агрессивные поверхностно просматривают такие фильмы и не концентрируются на сценах насилия.

     Кроме того, дети из семей, использующих различные  способы социального подкрепления, по-разному воспринимают телепередачи агрессивного содержания. Дети, которые в семье чаще подвергаются наказаниям, во-первых, вообще больше смотрят телевизионные передачи, во-вторых, в качестве любимых передач они отмечают большое количество программ, в которых присутствует насилие, а в качестве любимых героев – телегероев, проявляющих враждебность и агрессию [14, с.38].

     В этой области различные психологи  проводили различные исследования [3, с.122]. Первые исследования, посвященные влиянию телевизионных и кинематографических образов насилия на человеческое поведение, были проведены А.Бандурой и его коллегами [1, с. 41]. В этих экспериментах принимали участие дети дошкольного возраста. Им демонстрировались короткометражные фильмы, в которых взрослый весьма враждебным способом обращался с большой куклой Бобо. После просмотра сцен детям предлагалось поиграть, кто во что хочет, в течение определенного времени  (10–20 мин.), а экспериментатор в это время внимательно следил за детьми, фиксируя их поведение. И оказалось, что часть детей копировали поведение актера, т.е. имитировали акты агрессии.   

     Эти эксперименты вскоре после их проведения были подвергнуты критике со стороны  ученых–социологов и представителей телеиндустрии, подставивших под сомнение их целесообразность и верность интерпретации  их результатов [3, с.125]. Было, во-первых, отмечено, что дети в данных экспериментах вели себя агрессивно по отношению к специально для этого предназначенной надувной кукле, а не по отношению к человеческому существу. Поэтому не совсем ясно, можно ли продемонстрированное поведение однозначно считать агрессией – ведь никому не было причинено реального вреда. Во-вторых,  материал, по нескольким существенным параметрам отличался от обычного кино - и телепродукции. По этим причинам, утверждалось, что результаты экспериментов, поставленных самим  А.Бандурой и аналогичных им, не подводят прочной базы под предположение о том, что сцены насилия, показываемые в теле– и кинофильмах,  способны приводить к возникновению агрессивных проявлений в межличностных отношениях [3, с.127].

     Столкнувшись с подобной критикой, несколько исследователей незамедлительно начали планировать и проводить эксперименты, преследовавшие три главные цели [10, с.5]. Во-первых,  экспериментаторы старались смоделировать условия, приближенные к реальности. Во-вторых, участникам показывали более реалистичные сцены насилия. И, наконец, исследователи постарались избавиться от присущего ранним экспериментам точного сходства между обстоятельствами в наблюдаемых эпизодах насилия и условиями потенциального проявления агрессии. Таких экспериментов было проведено множество, и в целом их результаты наводили на мысль, что просмотр сцен насилия в кино или по телевизору провоцирует зрителей на аналогичное поведение [10, с.10].

     Несмотря  на то, что эксперименты «второго поколения» позволили устранить некоторые недостатки ранних экспериментов с куклой, они тоже оказались под огнем критики. Они имели следующие недостатки:

     1) испытуемый может счесть, что  экспериментатор одобряет агрессию, так как их пригласили на  просмотр фильма со сценами агрессии;

     2) из программ зачастую были  вырезаны эпизоды, в них отсутствовал  сюжет; 

     3) просмотр отдельно взятой программы  со сценами насилия не вырабатывает  опыт, эквивалентный просмотру разнородной  мешанины агрессивных и неагрессивных  программ за длительный период времени [3, с.138].

     С учетом этих критических замечаний  был проведен ряд экспериментов, которые можно было бы назвать  третьим поколением экспериментов, исследующих влияние наблюдения за сценами насилия на развитие агрессивного поведения [3, с.140]. В этих исследованиях изучалось, насколько дети подвержены влиянию реалистического изображения насилия по телевидению за сравнительно долгий период – от нескольких дней до нескольких десятилетий. Фиксировалось также фактически агрессивное поведение в естественных  условиях и в столь же широких временных рамках. Исследования показали, что зависимость между наблюдением насилия и агрессивностью нельзя рассматривать однозначно [3, с.143]. Не верно, что, посмотрев свою любимую остросюжетную программу, где герои иногда совершают агрессивные поступки, дети готовы сорваться и накинутся на любого, кого угораздило встретиться у них на пути. Судя по проценту положительных результатов в большинстве исследований, вероятность более яркого проявления агрессивных наклонностей после просмотра подобных материалов, скорее, всего, невелика. Более того, существует огромное количество факторов, влияющих на количество осуществленных агрессивных действий, так что воздействие любого из них по отдельности очень мола [3, с.146]. 

     Что же касается проведения лонгитюдных  исследований, необходимых для строгого доказательства наличия и отсутствия влияния телевидения, К.Бюттер придерживается мнения, что никогда даже самый детальный анализ биографии не сможет полностью раскрыть взаимосвязь между индивидуальной судьбой и насилием в обществе [4, с. 63]. Во всяком случае, Улла Джонсон-Смарагди эмпирически подтвердила прописную истину [8, с.48], что родители все еще представляют собой основную модель для поведения детей, то есть в плане потребления (в данном случае – выбор телепрограмм) поведение детей зависит от соответствующего поведения родителей (выбора ими телепрограмм).

     Ребёнок 6–7 лет смотрящий телевизор, глубже воспринимает информацию, острее испытывает чувство радости или страха, его психика может находиться в большей мере торможения или возбуждения. В зависимости от физического состояния, психика ребёнка находится в возбужденном состоянии или заторможенном состоянии. Чем больше он тратит энергии  за день, тем больше степень усталости нервной системы. И в процессе отдыха вместе с расслаблением тела, расслабляется и нервная система или, говоря другими словами, тормозится возбуждение центров управления психикой. Огромное желание общения притягивает дошкольника к своему домашнему «другу – вампиру». Не имея обратной связи, ребёнок представляет собой приемник идей. Анонимность дошкольника, находящегося перед телеэкраном, позволяют ему в той или иной мере удовлетворять свои низменные чувства (злобу, похоть и т.д.). Наслаждаясь картинами убийства, насилия, пошлости, в одиночестве, он не чувствует упреков со стороны, пребывая в угаре страстей и вожделений. Бессознательно, в состоянии гипноза, он добровольно передает телевидению управление своими психическими процессами.  Общаясь со всем миром через телевизор, он находит для себя будто бы нечто ценное, в том числе и идеал своего существования. У одних дошкольников это суперчеловеки, смелые полицейские или гангстеры из американских детективов, у других — политические, общественные деятели, у третьих - знаменитые киноактёры, модельеры, спортсмены и т.п. Своему идеалу он полностью доверяет, беспрекословно верит в его слова и действия, и начинает следовать его принципам. Такое влияние идеала с экрана телевизора оказывает огромное внушительное действие (вводит  в некое гипнотическое состояние).[8, c.50]

     По  данным психофизиологов, детям до  двух лет телевизор противопоказан, детям от 2-6 лет можно смотреть телевизор от 15  до 40 минут в  день, начиная с 6 лет - не более 1 часа в день. Дошкольник, сидящий перед телеэкраном постоянно слышит разговор, но овладение речью происходит только в живом, непосредственном общении с другими людьми. Ребёнку мало только слушать, ему необходимо участвовать в диалоге. Слова, не обращенные к нему лично и не предполагающие его ответа, не затрагивают волю ребёнка и не способствуют развитию его речевых навыков. Помимо этого телевизор как таковой предполагает бесконечный калейдоскоп картинок, сопровождаемых музыкой и отрывочными фразами. Осмысливать увиденное не нужно да и времени нет за одним кадром следует другой, они и «ведут» ребёнка, не оставляя ему возможности осознать увиденное. Ребёнок привыкает лишь пассивно воспринимать информацию. Он и в жизни как бы оказывается по ту сторону экрана и ждёт, когда кто- то «сделает» ему весело и интересно. Общение со сверстниками становиться формальным, дошкольнику не о чем разговаривать, обсуждать, гораздо проще нажать кнопку и ждать новых развлечений. И одно из самых негативных влияний на дошкольника, ребёнок становиться агрессивным. Дети не готовы адекватно воспринимать информацию с экрана, учёные выяснили, что только 50% родителей пытаются объяснить насильственные стороны, демонстрируемых телевидением, а 40% не придают никакого значения содержанию программ, которые смотрят их дети. [8, c.52]

     Однако  бессмысленно исключать телевидение  из жизни и воспитания  дошкольника, но родители должны регулировать отношения  ребёнка с телевизором, контролировать, то, что он смотрит. На практике же получается так, что в жизни современной семьи, экран заменяет дошкольнику читаемые ему взрослым сказки, мамины колыбельные, разговоры с папой. Телевидение не подходит на роль главного воспитателя: чрезмерное увлечение не идёт на пользу развитию психики дошкольника.

     Вывод

     Таким образом, после многочисленных и продолжительных исследований, с использованием самых разнообразных методов и приемов, степень влияния СМИ на агрессивное поведение детей ещё не в полной мере выяснена. Более того, исследования эти носят фрагментарный (а иногда и отнюдь не научный), бессистемный характер. Однако, отдельные аргументы и факты говорят в ползу того, что СМИ, безусловно влияют на психику человека, в частности, провоцируют его агрессивное поведение (особенно это заметно на примере детей дошкольного возраста). 
 
 

II. Эмпирическое исследование влияния средств массовых коммуникаций на агрессивность детей старшего дошкольного возраста

2.1 Описание процедуры проведения исследования

Цель: выявить влияние средств массовых коммуникаций на агрессивность детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: средства массовых коммуникаций оказывают влияние на агрессивность детей старшего дошкольного возраста.

Задачи  исследования:

    1. Провести теоретический анализ сущности и типологии детской агрессивности;
    2. Рассмотреть агрессию дошкольного возраста и влияния на неё средств массовых коммуникаций;
    3. Подобрать методики для исследования;
    4. Провести экспериментальные исследования по теме исследования;
    5. Проанализировать взаимосвязи проявления уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста в зависимости от телеинформации;
    6. Разработать рекомендации для родителей и педагогов.

Методы  и методики:

  1. Анкета для родителей, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.
  2. Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка В.Д. Пурина);
  3. Методика диагностики агрессивного поведения детей, разработанная Лаврентьевой Г.П.
  4. Проективная методика “Рисунок несуществующего животного” (автор Колосова С.Л.);
 

Экспериментальная база:  клуб ЦВС.

Выборка: 14 детей (6-7 лет; 10 мальчиков и 4 девочки).

Сроки исследования:  май 2010

Практическая  значимость исследования состоит в том, что                                                                широкое распространение видео и телепрограмм с сюжетами насилия на экране и фильмы ужасов делают ребенка более агрессивными и жестокими. Ввиду этого не случайно данная тема представляет собой интерес для психологической науки и обладает высокой социальной значимостью, последнее время притягивает к себе все более пристальное внимание исследователей.

Краткое описание  методик

1. Анкета для родителей   Лаврентьевой  Г.П. и Титаренко  Т.М.[11, c. 37]

Инструкция. Родителям предлагается ответить на 20 вопросов-утверждений. Положительный  ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).

       Шкала оценок результатов:

    • Повышенный уровень агрессивности16-20 баллов
    • Высокий уровень агрессивности — 11-15 баллов.
    • Средний уровень агрессивности — 6-10 баллов.
    • Слабый уровень агрессивности —1-5 баллов.

2. Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка В.Д. Пурина).[6, c. 43]

Испытатель (психолог или воспитатель) в форме  беседы проводит в индивидуальном режиме с каждым ребёнком четыре тестовых испытания на предмет его отношения  к вопросам, связанным с проявлением  агрессивности на телеэкране, что  говорит и об его личной агрессивности (или предрасположенности к ней). Если вопрос или ответ не понятен ребёнку, испытатель повторяет их. Причём, ребёнок должен сам выбрать один из трёх готовых ответов какой-то один, либо придумать свой вариант ответа. За ответ на каждый вопрос испытуемый получает от 0 до 2 баллов – в зависимости от степени «приближения» ответа к высшему проявлению агрессивности. Балл 0 ставится при выборе ответов с литерой «а» (отсутствие агрессивности), 1 балл - том случае ребёнком выбирается ответ с литерой «б», соответствующий присутствию некоторой доля агрессивности (но весьма невысокой);  2 балла – в случае выбора ребёнком ответа с литерой «в» (соответствующего высокому уровню агрессивности). В случае, если ребёнок придумывает собственные варианты ответов, выставление за них баллы производится по той же стратегии, что и при выборе «готовых» ответов. Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).

Информация о работе Влияние средств массовых коммуникаций на агрессивность детей старшего дошкольного возраст