Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:26, контрольная работа
Коммуникация – процесс обмена информацией между системами. Массовая коммуникация - исторически сложившийся и развивающийся во времени технически опосредованный процесс создания, хранения, распределения, распространения, восприятия информации и обмена его между социальным субъектом (коммуникатором) и объектом (коммуникантом). Понятия «массовая коммуникация», «массовая информация» активно вошли в язык в конце XX столетия. Что связано с осмыслением социологами особенностей поведения в рамках специфического вида социальной общности «масса», «толпа», «публика», и с появлением принципиально новых средств передачи информации.
Коммуникация
– процесс обмена информацией
между системами. Массовая коммуникация
- исторически сложившийся и
изменением состава знаний у представителей аудитории;
интенсивности и направленности определенного типа установок;
изменением или инсценированием какого-либо действия;
психологических, физиологических (усталость, раздражение) и тому
подобное характеристик с помощью эффектов отвлечения,
переключения внимания, создается ситуация для выхода чувств;
ослаблением связей между представителями аудитории.
Итак, кинематограф,
который сам по себе является системой
и обладает сложной структурой, помимо
того, что он относятся к одному из технических
средств, которое охватывает наибольшее
количество аудитории, он ещё и реализует
все функции средств массовой коммуникации
-информационная, воспитательная, организации
поведения, развлекательная, коммуникации
- но специфическим способом. Контакт фильма
и публики строится не на основе передачи
и приема информации, а на основе активного
включения зрителя в экранный мир и его
сопереживания увиденному. Если обратиться
к Маршаллу Маклюэну, то он как считает,
что средства коммуникации - это «продолжение»
или «расширение» границ действия человеческих
чувств. Он вводит различие между «горячими»
и «холодными» средствами массовой коммуникации.
Чем более технически усложнено средство
коммуникации, тем оно «холоднее», и соответственно
«холоднее» и спокойнее восприятие зрителя.
Кино «включает» зрителя сильнее, активнее,
чем просмотр телевидения, а телевидение
сильнее, чем видео. В телевидении и кинематографе
коммуникативные и собственно культурные
функции практически неразделимы.
Экранная культура структурирует практически все области человеческой деятельности. Создание новых смыслов, переработка реальности современным экраном создают иллюзию сотворчества у потребителей экранной продукции. По сути, мы имеем дело с одним из видов манипуляций, с помощью которого стало проще овладевать общественным сознанием. В силу своего статуса как средства массовой коммуникации, кино обладает огромным потенциалом воздействия на общество. Зритель, вовлечённый в киноисторию, переживает судьбу героя, порой
как свою собственную, таким образом он будто входит в мир фильма, созданный режиссёром. Человек перестает быть простым наблюдателем событий, происходящих на экране - он их активный участник. Более того, сюжетные перипетии фильма рождают у зрителя некий ассоциативный ряд, который связывает увиденное с окружающей действительностью. Именно эти черты киноповествования - теснейшая связь с реальным бытием людей, способность фильма вовлечь зрителя в свое пространство – объясняют воздействие кинематографа на общество, и его возможность осуществлять все функции СМК в комплексе.
Но тут тогда возникает проблема: для того чтобы активно влиять на сознание людей, служить средством познания действительности фильм, одназначно, должен быть произведением искусства. И одновременно с этим, ему необходим контакт с миллионной аудиторией. А, как мы знаем, к сожалению, в наше время, в 21 веке, массовой и посещаемой, как правило, становится картина, с точки зрения критики, отнюдь не принадлежащая к шедеврам, а скорей это какой-нибудь нашумевший блокбастер. Сущность кинематографа как СМК ярче всего проявляется именно в случае массового фильма, поскольку зрелищно оформленный развлекательный фильм - это доступный каждому, надежный коммуникатор, причем самая главная из всех функций произведений киноискусства – эстетическая, в данном случае обычно не доминирует, разве что за редким исключением. В то же время кинокартина не существует без теснейших связей с социокультурным контекстом – ведь её восприятие, ассоциации, ею вызванные, изменяются в зависимости от конкретного времени, в которое вписаны мы, зрители. Несмотря на то, что фильм представляет собой некую самостоятельную целостность, он включается в поток массовой коммуникации. Поэтому чаще всего кассовой картина становится еще и потому, что её персонажи, обстоятельства, ситуации совпадают с актуальными на данный момент социальными, нравственными ожиданиями аудитории. Само собой разумеется, что связи кинематографа с общественным бытием людей носят чрезвычайно сложный и опосредованный характер. Однако забывать о них не стоит. Ведь когда нам встречается настоящее произведение киноискусства, в основе которого лежат вечные ценности, то на первый план выдвигается эстетическое воздействие этого фильма. Такие картины, если они потрясают зрителя, помимо простого донесения информации о до аудитории, могут даже отчасти и воспитывают её, оказывать положительное влияние на развитие личности.
Безусловно, фильмы
такого рода тоже включены в поток массовой
коммуникации, который формирует мировоззрение,
однако, в большинстве случаев, они очень
сильно отличаются от фильмов-лидеров
сегодняшнего проката. Но когда создателям
всё-таки удаётся достичь некого баланса
между такими понятиями, как искусство
и массовая культура, удается рассказать
истории понятные и трогающие сердца тысячи
людей, тогда в этом и есть ценность, сила
и смысл всей проделанной деятельности,
в целом.
Хорошо, что такие случаи ещё бывают и
такие фильмы, которые с чистой совестью
можно обозначить как средства массовой
коммуникации, которые не навредят обществу,
не сделают его нравственный портрет ещё
хуже, а наоборот очеловечат и напомнят
всем нам о гуманистических ценностях,
ещё существуют. Массовые коммуникации
– это инструмент влияния, но этот инструмент
может быть одинаково страшным и спасительным
– зависит от того, в чьих руках он находится,
и на кого направлен. И надо сказать, что
российская экранная культура в настоящий
момент переживает некоторую опасность
в этом смысле – с одной стороны, связь
с собственной культурной традицией нарушена,
а отношения с новой ещё не установлены.
Вместе с этим повышается нравственная
ответственность создателей фильмов,
и пожалуй в первую очередь продюсера,
за создаваемые кинопроизведения. От выбора
продюсера зависит результат воздействия
аудиовизуального произведения на миллионы
людей, во многом определяющий их духовное
развитие. Современный продюсер должен
быть ответственным за выбор создаваемого
произведения искусства, за выбор позиции
в культурном многообразии.
Информация о работе Кинематограф как средство массовой коммуникации